Мероприятие позицировалось не как концерт французского дуэта, а как “Стереолето Winter Session”. Зимний фестиваль "Светлой Музыки" уже небезуспешно проходил пару лет назад с группой RED SNAPPER в главной роли. Наряду со знаменитыми британцами тогда выступили россияне UNIQUETUNES и финны PEPE DELUXE. Похожий формат планировался и на этот раз. Помимо хэдлайнеров AIR приглашение на “Стереозиму” получили питерская группа IKY QUE и финский дуэт KERAMICK & LOBO. Правда, в связи с тем, что французы гастролируют с собственным разогревающим составом WE FELL TO EARTH, список участников мини-фестиваля пришлось корректировать. Таким образом, за бортом остались гости из Финляндии и молодые петербуржцы. Россию в итоге зачем-то был вызван представлять KIMBAR, в прошлом – участник авторитетного отечественного трип-хоп состава POSTCOLOR, в настоящем – диджей. Его выступление, совершенно ничем не примечательное и похоже никем не замеченное, открыло вечер. Даже вряд ли стоит называть KIMBAR полноценным участником фестиваля. Собственно, и сам концерт AIR с разогревом на фестиваль вряд ли тянет. А что до KIMBAR, с тем же успехом все это время могла бы звучать и музыка из колонок. Очевидный плюс этого выступления для организаторов – отсутствие головной боли с настройкой еще одной “живой” группы. С вертушками все куда проще. Скучающая публика, которой было довольно мало, с удовольствием переключила свое внимание на шоу ходулистов.
Пока зрители провожали взглядом людей на ходулях, на сцену поднялись трое музыкантов, скромно представившихся: “We are WE FELL TO EARTH”. Без лишних лирических отступлений они начали свой недолгий, но впечатляющий сэт. Британский проект можно назвать супергруппой героев второго плана. Ричард Файл был партнером Джеймса Лавелля по UNKLE. А Венди Рэй Фоулер чем могла, то в качестве басистки, то в качестве бэк-вокалистка, помогала Джошу Омму в QUEENS OF THE STONE AGE. Вместе они записали довольно интересную пластинку и за компанию с барабанщиком выдают впечатляющее “живое” шоу. Правда, WE FELL TO EARTH не удалось избежать технических неполадок. И в какой-то момент им пришлось говорить больше, чем играть. Венди распространялась насчет того, как счастлива она быть в Петербурге, как благодарна AIR за предоставленную возможность и что она хотела бы здесь жить. Единственный, и самый большой минус – выступление продолжалось не больше получаса. А по моим личным ощущениям, так и вовсе минут 20. Выступай WE FELL TO EARTH хотя бы вдвое больше, быть именно им главными героями вечера.
А так, толком развернуться не получилось. Только начали завоевывать зал, как на сцене уже появились техники французской группы. Приближался момент, ради которого все и собрались в Манеже. Публики к выступлению AIR прибавилось, но зал все равно оставался полупустым. Видимо, “благодаря” последним альбомам французы растеряли часть слушателей, а новых поклонников пластинка “Love 2” не особенно привлекла. Кто-то, возможно, решил не идти, потому что уже видел предыдущее выступление, кто-то не хотел терять волшебные воспоминания от той самой встречи. Справедливости ради, надо сказать и о том, что в этот вечер концертная афиша Петербурга была разнообразна как никогда.
Николя Годен и Жан-Бенуа Дюнкель за компанию с барабанщиком Джоуи Варонкером, не заставили себя долго ждать. С ходу они выдали 3 песни из новой пластинки “Love 2”. Примечательно, что в рамках первого петербургского выступления, озаглавленного “Pocket Symphony Live” прозвучали всего 2 новые песни. На этот раз, к свежему материалу французы обращались очень часто. Вот только звучат новинки отнюдь не так, как можно было ожидать – мило, но не больше, практически точно также, как и в записи.
Да и группа изменилась за прошедшие два с половиной года не в лучшую сторону. Летом 2007-го они представляли собой настоящий ураган. То, что AIR играли тогда, можно было описать как рок-музыку будущего. Как они разгоняли свои классические хиты из “Moon Safari”, дух захватывало. А уж что творилось на “People In The City” или “Don`t Be Light” из преступно недооцененного альбома “10,000 Hz Legend”, словами описать трудно. К слову, эту замечательную пластинку не забыли и на этот раз. Из нее снова были сыграны 2 песни, правда, другие. Это были не менее прекрасные, но более подходящие нынешним AIR “Radian” и “How Does It Make You Feel”. Из отдельных приятных моментов стоит отметить исполнение выдающейся песни “Alone In Kyoto”, скромно представленной как саундтрек из “Трудностей Перевода”.
В остальном, все самые ударные моменты были те же, что и в первый приезд. И общение через вокодер, и все та же “Highschool Lover”, а не “Playground Love”, и хиты из “Talkie Walkie” при поддержке зала, и классические вещи из первой пластинки с акцентами в тех же местах, что и пару лет назад. И вроде все неплохо, но нельзя не обратить внимания на то, что из выступления AIR куда-то делось прежнее волшебство. Как будто Годен и Дюнкель подустали от концертов и из дуэта выпустили воздух. Теперь их выступление трудно назвать выдающимся. AIR образца 2009-го года – это скорее милое и трогательное, но совершенно необязательное лаунж-кафе. Обидно, досадно, но, похоже, к этому все и шло. Правда, быть может дело в том, что на зиму воздушные французы уходят в спячку и их петербургские концерты необходимо устраивать исключительно в пору белых ночей.
Организатор "Светлая Музыка"
Владимир Смирнов
Фото: //soundonsound.com/