Впрочем, с восприятием концертов EINSTURZENDE NEUBAUTEN, которые проходили несколькими годами ранее, ситуация была аналогичной. В группе должен быть лидер, стержень, столп, который удерживает на себе всю конструкцию проекта и без которого бы всё просто рухнуло. Таким человеком является Баргельд — музыкант, актёр, экспериментатор, поэт, который без проблем собрал бы несколько сотен человек, даже если бы просто читал стихи, монолог или лекцию (что он в своей жизни уже неоднократно делал).
Но 14 марта в петербургский клуб «Космонавт» Бликса приехал с тем, что имело большее отношение к музыке: ANBB представляли свой альбом «Mimikry» а так же EP «Ret Marut Handshake», вышедший немногим ранее полноценного лонгплея. Впрочем, нельзя сказать, что живое исполнение материала с «Mimikry» — это исключительно концерт, равно как нельзя сказать, что это вписывается в какие-то стандартные рамки. «Mimikry Live» — это и песни в их классическом понимании, и монологи на фоне экспериментальной электроники, и декламация, переходящая в вопли, и бормотание себе под нос, напоминающая поведение «обычного» городского сумасшедшего.
Впрочем, не стоит обходить вниманием и роль Альва Ното: живой материал «Mimikry» — это большая и деликатная работа со звуком. Это тонкое взаимодействие между Альва Ното на сцене и звукорежиссёром в зале. Это постоянный обмен взглядами, нескончаемый процесс выстраивания звукового полотна и эксперименты, возникающие в процессе его создания. Вот из колонок доносится обволакивающий электронный бит, вот голос Баргельда превращается в гуляющее по концертному залу эхо, а почти следом — шокирующая шумовая завеса, превратившаяся в трёхминутную пытку для неподготовленного слушателя. ANBB утверждают, что у них не бывает двух похожих концертов, и на протяжении выступления в этом полностью убеждаешься. Такое невозможно отрепетировать, продумать и попытаться воссоздать после. Это можно лишь единожды услышать и зафиксировать в копилке собственных воспоминаний, так как ни один музыкальный носитель не способен передать всё то, что происходило на сцене «Космонавта».
Реакция публики на перформанс Бликсы и Карстена Николая (настоящее имя Alva Noto) так же была разной: некоторые зрители недоумённо пили пиво, прижимаясь к колоннам концертного зала; кто-то застыл в толпе с закрытыми глазами и безмолвно впитывал в себя всё, доносящееся со сцены; кто-то не понимал, что происходит и пытался кричать что-то на плохом немецком; ну а несколько людей невообразимо танцевали, будто впав в гипнотический транс. Понять можно было почти всех.
Отыграв более часа и выйдя на бис, Баргельд поблагодарил публику за приём на нескольких языках — английском, испанском и русском, который в необходимой для общения со зрителями степени он уже выучил (как минимум spasibo он произносит почти без акцента). Бис стал своего рода концертом в миниатюре, в который уместился знаковый альбомный трек «Fall» и известная фолк-песня «I Wish I Was A Mole In The Ground», поданная в видении ANBB. Разумеется, был и эксперимент, который, скорее всего, родился прямо на сцене в момент исполнения. Учитывая те настойчивые аплодисменты, с которыми публика провожала группу и безуспешно требовала супер-биса, эксперимент удался.
Организатор: «Светлая музыка»
Фото: raster-noton.net/anbb, myspace.com/anbbalvanotoblixabargeld, blixa-bargeld.com
Алексей Рязанцев