AVANTfest 2012. В темноте

17 июля 2013 года, 15:22 0
В Москве прошел девятый по счету фестиваль независимой музыки AVANTfest. На этот раз он проводился в ДК им. Зуева — известном памятнике советского конструктивизма, спроектированном в 20-е гг. Ильей Голосовым.

По сравнению с предыдущими годами в формате фестиваля произошли изменения: если раньше на нем могли выступать десятки групп на нескольких сценах, то на этот раз сцена была лишь одна, а участников — всего трое.

Всего трое, но зато каких. Первым на сцену вышел Тим Хекер — канадский музыкант, делающий преимущественно электронную музыку, которую принято описывать через жанровые ярлыки «эмбиент» и/или «дроун». В 00-е гг. Хекер выпустил пять альбомов, наиболее известными из которых стали «Radio Amor» (2003) и «Harmony In Ultraviolet» (2006). А в прошлом году вышел диск «Ravedeath, 1972», многими считающийся лучшим у него. Тим Хекер стал одним из самых известных эмбиент-музыкантов прошлого десятилетия, перепридумав эту музыку и превратившись в новый эталон жанра. Эмбиент, как правило, считается красивыми фоновыми произведениями, в которых мало что происходит. Но у Хекера все совершенно иначе: в его музыку нужно вслушиваться, уделять ей внимание; она полна драматизма, жизни, борьбы противоположностей (мелодия и шум, хаос и структура). Его альбомы обычно строятся вокруг некоего концепта, общей идеи, и самым впечатляющим образом это проявилось на его последней пластинке, которую он и представил в Москве. «Ravedeath, 1972» посвящена не чему иному, как музыке: борьбе «чистой» музыки и цифрового шума, а также явлению патологической любви к музыке, доходящей до той точки, где любовь превращается в ненависть. Альбом был создан на основе записей органа, сделанных Хекером в одной исландской церкви, которые затем были обработаны в студии с добавлением к ним цифровых эффектов и шумов. Результатом стала монументальная, невероятно красивая, но страшная и тревожная музыка, прослушивание которой во многом можно сравнить с актом мазохизма, а также с древнегреческими трагедиями, которые, как принято считать, через очищающую боль давали в финале ощущение катарсиса.

Концерт Тима Хекера — это нечто уникальное и ни на что не похожее. Он проходил в полной темноте (прерывавшейся, к сожалению, из-за того, что опаздывавшие освещали себе путь телефонами). На сцене виден был лишь едва различимый силуэт артиста. Звук исходил на невероятной громкости, местами это походило на самый настоящий шугейз. На ум приходило название романа Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко». Этот концерт не был социальным опытом: казалось, что ты находишься наедине со Вселенной. Для описания музыки, которая звучала в ходе этого выступления, хочется использовать такие образы, как «рождение сверхновых», «большой взрыв», «тектонические сдвиги Вселенной». Невероятный, почти религиозный опыт. Нечеловеческая, пугающая, чудовищно прекрасная музыка.

Вторыми выступали американцы XIU XIU. Их лидер и единственный бессменный участник группы Джейми Стюарт вот уже десять лет регулярно сочиняет истеричные, болезненно откровенные и часто автобиографичные песни о депрессии, страданиях, перверсиях, детских травмах и прочих безрадостных вещах. Музыка же его поначалу была очень экспериментальной и дерганной, но с течением времени становилась более прямолинейной, не теряя при этом своеобразия и уникальности. Однако даже на первых альбомах у XIU XIU всегда находилось место для цепких, красивых мелодий, которые могли чуть подсластить горечь песен и дать надежду. Их последний альбом под названием «Always» вышел всего около месяца назад и оказался при этом одним из самых удачных за всю историю XIU XIU (наряду с «Fabulous Muscles» 2004 г. и дебютным «Knife Play» 2002 г.). В нынешнем концертном варианте группы к Стюарту присоединились барабанщик, второй гитарист (первый — сам Стюарт) и клавишница.

Группа начала свое выступление с тихой и интимной песни «Fabulous Muscles», давшей название их самому популярному альбому. Затем последовала «Smear the Queen» с последнего альбома. На протяжении всего своего сета XIU XIU продолжали чередовать старые хиты и новые сочинения. Большинство песен в концертном варианте звучали куда более энергично и плотно, чем в записи. Завершилось выступление самой известной и всеми любимой песней XIU XIU «I Luv the Valley OH!». В целом XIU XIU играли экспрессивно, трогательно, но слишком мало. Кроме того, это выступление очень пострадало от выбранного места проведения фестиваля: воспринимать такую музыку сидя не очень-то здорово, а прыгать и танцевать у сцены не давали охранники, которые вели себя очень странно и непонятно чем руководствовались в своей работе (кажется, только желанием все испортить).

Закрывали фестиваль британцы WIRE — живые легенды постпанка, одна из основополагающих и самых влиятельных групп жанра. В истории WIRE было три периода: 1976–1980, 1985–1992 и с 1999-го по настоящее время. В ходе первого периода они записали три своих классических альбома: «Pink Flag» (1977), «Chairs Missing» (1978) и «154» (1979). На первом из них был сырой и шумный панк-рок с крайне необычной структурой песен, многие из которых длились меньше минуты. На двух последующих альбомах была более экспериментальная музыка с активным использованием синтезаторов, показавшая, что собой может представлять постпанк и арт-панк. На втором этапе их музыка стала еще более электронной. В ходе продолжающегося сегодня третьего этапа WIRE выпустили три студийных альбома, а также стали активно выпускать концертные альбомы как со своими старыми, так и с новыми выступлениями. На сегодняшних концертах WIRE помимо трех первоначальных участников группы (гитариста-вокалиста, басиста и барабанщика) играет также молодой гитарист.

А исполняет группа в основном песни со своего последнего альбома (среди самых удачных из них — «Please Take», спетая басистом Грэмом Льюисом), иногда перемежающиеся со старыми, большинство из которых довольно редкие. Известных песен с классических альбомов совсем немного (например «Map Ref. 41°N 93°W» с диска «154»). Закрывала концерт сильно переработанная и расширенная версия песни «Pink Flag», давшей название их лейблу. В целом в своем нынешнем виде WIRE вызывают безусловное уважение, но почти никакого энтузиазма, и играют хоть и бодро, но невероятно скучно.

В заключение хочется сказать спасибо организаторам фестиваля AVANTfest, которые вот уже много лет регулярно привозят в Москву актуальных и важных артистов, несмотря на все сложности, а также конкретно за этот, весьма необычный и интересный концерт.

Фото: Елизавета Горохова

Александр Алексеев

Теги: avantfest 2012
Комментарии
Отправить