Надо оговориться, что нынешний тур проходит в поддержку альбома “Foot Of The Mountain” - одной из лучших записей норвежцев чуть ли не за всю карьеру. А уже вызвавшая небывалый ажиотаж гастроль “Ending On A High Note” стартует только в 2010 году. Но захватят ли концерты прощального тура Россию, пока вопрос. Инсайдерская информация гласит, что нет. Так что, посещение Ледового превращалось в обязательное мероприятие. В итоге, площадка была забита под завязку и вряд ли кто-то пожалел о том, что пришел. Норвежское трио, такое ощущение, только хорошеет с годами. И у них не только отменный новый альбом, но просто прекрасное концертное шоу. Казалось бы, на дворе кризис и даже такой шоумэн как Мэрилин Мэнсон экономит на гастролях. Уж A-HA после заявления о скором распаде точно обеспечены продажи билетов. Можно было бы не особенно запариваться над визуальной составляющей шоу. Казалось бы, им достаточно просто выйти с инструментами и дать пару-тройку хитов из 80-х. Но не тут-то было. Визуальная составляющая впечатляет не на шутку. И это стало ясно уже с самого начала, когда включились экраны, зажглись огни, замигали не совсем понятные надписи. Смотрелось это как что-то среднее между концертными шоу PET SHOP BOYS, DEPECHE MODE и NINE INCH NAILS, то есть на самом высшем уровне. Уже по итогам всего концерта можно сказать, что шоу A-HA наиболее минималистичное из всех перечисленных, но впечатляет оно ни в коем случае не меньше других. А загадочная интродукция переходит в конце концов в “The Sun Always Shines On TV”, песню открывающую все концерты нынешнего тура. После отличного старта исполняются 2 песни из нового альбома (“Riding The Crest” и “The Bandstand”) и 2 классические вещи из 80-х (“Scoundrel Days” и “Stay On These Roads”), на радость старым поклонникам. Градус шоу уже более чем высок, но идущая следом “Manhattan Skyline”, во время время которой Мортен Харкет использует мегафон, задает выступлению новую планку. Подобное увидишь не на каждом рок-концерте. Безусловно, один из эмоциональных пиков выступления. И сразу же A-HA практически добивают зал великой “Hunting High And Low”. А праздник на улице поклонников 80-х продолжается. За “The Blood That Moves The Body” идет “Dream Myself Alive” и это уже настоящая дискотека, сразу после которой настает время акустического блока.
Мортен Харкет, Пол Воктор-Савой и Магне Фурунхолмен собираются тесным кружком посреди сцены и под светом голубой летающей тарелки исполняют “And You Tell Me”. Затем настает праздник уже на улице любителей альбома “Minor Earth Major Sky”. Трио все так же в акустике играет порядком переделанную версию прекраснейшей песни “Velvet”. Только свет сменяется с голубого на лиловый. Начало до боли напоминает чайфовскую “Ой-Йо”, но дальше идут фирменные норвежские красоты. И как же им удается создать такую интимную атмосферу в этом огромном зале. Когда слышишь “Velvet” и смотришь на музыкантов, складывается полное ощущение, что происходит все где-нибудь в клубе Цоколь.
Определенно, в число лучших моментов концерта следует занести и “Forever Not Yours”, единственную песню из альбома “Lifelines”, исполняемую в этом туре. Нельзя не отметить и трогательный видеоряд, сопровождающий хит. Новая аранжировка “Shadowside” несколько уступает альбомной, но звучит тоже сильно. Особенно хорош финал. Новые песни вообще никак не теряются на фоне классики. Более того, даже жаль, что в сэтлисты не попали некоторые новинки. Особенно обидно за отсутствие “What There Is”. Но это понимаешь уже по окончании концерта. Когда слышишь очередную убийственную связку “Summer Moved On” и “Foot Of The Mountain”, ни о чем другом не думаешь. Мы слышим, как Мортен тянет ту самую ноту продолжительностью в 20 секунд в хите из “Minor Earth Major Sky”. “Живьем” это, конечно, впечатляет еще много больше, чем в записи. Но что удивительно, свежий сингл “Foot Of The Mountain” звучит даже мощнее, чем один из лучших радиохитов 2000-х. И красивый видеоряд только усиливает это впечатление.
После короткого перерыва Магне начинает рисовать лазерной указкой на экране. Группа любит Петербург, зрители отвечают взаимностью. После надписи и рисунка с сердечком на экране появляется изображение Джоконды, а A-HA играют “Cry Wolf”, после которой начинается отсчет, переходящий в “Analogue”. Я, честно говоря, уже и забыл о существовании одноименного альбома, но песня, также известная как “All I Want”, звучит по-настоящему триумфально. А в “The Living Daylights” зал поет вместе с Мортеном и делает это не без блеска. Фанаты группы хотели бы услышать еще что-нибудь из старых хитов. Даже была подготовлена акция по хоровому исполнению “Crying In The Rain”, не слишком, к слову, удавшаяся А особо ответственные поклонники пришли в Ледовый с домашними заготовками вроде таблички “LIFELINES, PLEASE”. Но A-HA неумолимы. Набор песен не меняется на протяжении всего тура. Интересно, что даже отпечатанные сэтлисты со сцены вопреки обыкновению не отдают зрителям. Не иначе, они переезжают с группой в следующий город. Музыканты не идут на поводу у публики. И все знают, что группа выйдет на последний бис, чтобы исполнить ту самую песню. И когда “Take On Me” начинает звучать, такое ощущение, что все вокруг преображается. Когда-то именно после прорыва этой вещи и клипа на нее история A-HA завертелась. И сейчас, столько лет спустя, когда звучит этот хит – все вертится! И как можно поверить, что эта песня вышла аж четверть века назад, а вокалисту, ее исполняющему, уже 50 лет. Совершенно невероятно, но это чистейшая правда. Как и то, что в декабре 2010 года A-HA дадут свой последний концерт. Вряд ли такие серьезные и успешные в сольных карьерах музыканты будут кокетничать и не уходить уходя. И прощается группа действительно на высокой ноте, с отличным альбомом и прекрасным концертным шоу. Форме A-HA могут позавидовать и молодые соотечественники ROYKSOPP, гостившие в Петербурге летом. И если великое трио вдруг приедет в Россию с еще одним прощальным концертом, ворчуны конечно найдутся, но любой дворец спорта, какой бы ни выбрали, опять будет трещать по швам.
Организатор "Euroshow"
Фото: //last.fm/