Поклонники недоуменно переглянулись, для них он сам — религия. Но оказавшись на концерте, видишь, что к группе не подходит банальный эпитет «культовая». АКВАРИУМ не культовые — они обычные, живые и настоящие. Просто живущие иногда в параллельной Вселенной. Мастер Бо — не гуру и не знает ответов на все вопросы, что бы ему ни приписывали, но… в его текстах эти ответы находит каждый сам, и именно такие, какие искал.
Основой концерта, как, впрочем, и ожидалось, несмотря на попытку организаторов сохранить интригу, стал «Архангельск». С него и начали. Свой 29-й альбом АКВАРИУМ представил всего год назад, и слова наизусть уже знал весь зал, и поющему со сцены БГ эхом вторили все тысячи (точно более чем четыре, по количеству лет) пришедших в «Юбилейный» поклонников. Много пел Борис Гребенщиков и из последнего сборника — «Аквариум XXI Век».
Дальше БГ просто еще раз подтвердил собственную непредсказуемость. Классика «Аделаиды» сменялась «Маршем Священных Коров» без привязки к какой-либо структуре или стилистике построения концерта. «Она двигала собой» вместе с «человеком из Кемерово», а апокалиптичный «поезд в огне» резко вылетал из светлых клубов ставшего «…ближе Неба». Сам БГ неоднократно говорил: решение, что и за чем петь, приходит спонтанно — видимо, на сцене «Юбилейного» он чувствовал себя именно так. А вместе с ним и музыканты из казачьей духовой капеллы «Шашки Шамбалы» — так, заморочив публику, представил музыкантов лидер. Из легендарного старого состава АКВАРИУМА был только Александр Титов, титулованный БГ как автор книги «400 советов по пчеловодству» и изобретатель паровой машины, плюс пара статусов поменьше.
В общении с залом Борис Борисович предпочитал немногословие. Поток из песен перемежался лишь привычным уже «Спасибо, дорогие!» Вежливость БГ, как и гармония мира, не знала границ, и перед тем, как пить чай (или что там у него было в чашке), он извинился перед всеми, к кому сидел боком. В основном, получилось — перед загнанными в угол за аппаратуру и ограждения фотографами от СМИ.
Публика, как и всегда на АКВАРИУМЕ, неоднородна, но смешана каким-то чудесным образом в единый сплав самой музыкой и вязью текстов Бориса Гребенщикова. Треть зала — заматеревшее и пересевшее на «Лексусы» поколение дворников и сторожей, больше половины — просто питерская интеллигенция, в свои 40 с небольшим пытающаяся вспомнить 80-е, прошедшие в светлой воде АКВАРИУМА, и совсем немного молодняка, тщетно мнящих себя теми самыми «молодыми львами» или «молодой шпаной», которые еще сметут БГ с лица земли. Однако выйдет это уже вряд ли. И рок-н-ролл, и прочивший ему смерть еще тридцать лет назад Борис Борисович живы и здравствуют по-прежнему. Хотя маскировка «партизан полной луны» при близком рассмотрении, как заметил один из зрителей, во время краткого перерыва после двухчасовой первой части концерта, уже немного и трачена молью. Но это частное мнение.
К юбилею, проведя ревизию наследия, АКВАРИУМ выложил в сеть 29 «естественных» студийных альбомов. Как объяснили сами музыканты сей жест: «Чтобы вспомнить все сделанное и уже идти дальше. Для поклонников, которые впервые открыли АКВАРИУМ в прошлом году, для тех, кто ценит все, чем мы занимаемся, и тех, кто в 2012-м еще не родился!»
Печальная новость в том, что это последние масштабные гастроли коллектива. Когда снова представится возможность вживую посмотреть на БГ и его товарищей, неизвестно. Теперь, во всяком случае в ближайшие год-два точно, поклонники смогут услышать АКВАРИУМ только в записи.
Чтобы скрасить грусть расставания, БГ пообещал дать публике новую антологию всего АКВАРИУМА в виде бокс-сета из 33-х дисков. На четырех из них — песни, которые раньше никогда не издавались. Все это мастер гарантировал выложить на свой сайт. Абсолютно бесплатно.
Передохните перед еще четырьмя тысячами лет будущей истории АКВАРИУМА!
Организатор: "NCA"
Фото автора
Артём Андриянов