Сразу оговоримся, что мы использовали не оригинал, а японский ремастеринг этой записи. Да, конечно, у японцев свой взгляд на то, как должна звучать музыка. У них она выходит несколько «суховатой», но это все же лучше, чем звучание тех дисков, которые мы смогли достать. Смогут ли колонки фирмы Reference перенести нас в Berkeley Community Theatre, в дни, когда проходил этот легендарный концерт? На этот вопрос нам поможет ответить Андрей Калинин - звукорежиссер и продюсер студии звукозаписи “Riga”.
Fuel
Как всегда, сразу сказать что-то конкретное нельзя. Но первое впечатление таково: на KEF REF 201/2 были гитары. На KEF REF 207/2 же их было меньше. Особенно, когда я дослушал до каких-то сольных моментов. Но при этом на них есть объем звука за счет объема колонок. К примеру, я совершенно четко услышал, что у бочки есть низы, хотя очень хорошо знаю этот альбом и их там очень мало. В то время, как на первой системе эта составляющая по низам ушла куда-то в другую комнату. При прямом прослушивании в контрольной зоне такого ощущения не было. Самое интересное, что оркестр на KEF REF 201/2 немножечко торчит, а здесь все очень кучно слушалось. Пока больше нечего сказать - нужно скорее продолжить!
на фото: KEF REF 201/2
The Memory Remains
На KEF REF 201/2 из-за небольшого объема и закрытого корпуса достаточно короткое время затухания и четче слышны некоторые элементы. Хотя речи о сравнении со студийными мониторами быть не может, они могут подойти для альтернативного прослушивания. Несколько покоробило то, что верхняя середина в районе 4-5 килогерц и ближе к верху дает очень ядовитый звук. При этом, нет такого объема в нижней середине и низах. По крайней мере, пока. Я думаю, это так или иначе связано с записью, потому что мы слушаем концертник, пускай он достаточно неплохой. Но разница очевидна. Поэтому можно конкретно сказать только то, что из микса очень сильно торчит оркестр, он очень ядовитый, особенно верхние оркестровые и хай-хэт. В то время как здесь же не хватает акцентирования на низы, необходимого именно для такой музыки. А вот на KEF REF 207/2 все очень сбалансировано - на мой взгляд, даже на концертной записи эта система очень хорошо раскрывается. Хочу сказать, что это, наверно, самые лучшие колонки по нашему совместному опыту прослушиванию. KEF REF 207/2 это первая акустическая система, которую мне захотелось поставить домой. Это не значит что она самая лучшая, но именно тем, что здесь происходит в низах и в нижней середине, я очень впечатлен. Я даже не могу выделить какой-то нюанс, просто все очень круто звучит. Все в балансе.
Nothing Else Matters
Если говорить именно про музыкальные аспекты, то на KEF REF 201/2 их всего два. Все отлично до того момента, когда вступает голос. В первые секунды вокальной партии показалось, что это вовсе не Хэтфилд поет. То есть даже для концертной записи вокал раскрыт не до конца. Возможно, это связано с тем, что Джеймс ненавидит эту песню, а его постоянно заставляют ее петь на всех концертах. И единственный раз, где его вокал звучит в ней без косяков – это самая первая ее запись. Низы, мягко говоря, не очень. И второй момент, который обратил на себя особенное внимание - это гитарное соло. Мне показалось, что играет не Кирк Хэммет, а мой сосед Леша Диканский. Серьезно. Я пока не могу понять, почему так. Может быть, это связано с тем, что японский ремастеринг конкретно в этом тракте дает такое ощущение. Вообще, на мой личный вкус, я бы подправил звучание этой системы на эквалайзере, хотя это и противоречит аудиофильским канонам. А вот по поводу этого трека на KEF REF 207/2 я даже не знаю, что сказать – кайф, да и только. Действительно очень сложно что-то выделить. Леша Диканский уже не играет: сразу слышно гитару, нижнюю середину и все частоты, а там как будто Sans-Amp просто в линию воткнули. Здесь же гитара и струнные просто отличные. Но то, что Хэтфилд эту песню не любит, тоже чувствуется. Но есть такой тонкий нюанс в его вокале - эти окончания фраз с хрипотцой, с сипом, они очень четко прослушиваются. И при всем этом картина очень собранная, даже несмотря на то, что это концертная запись.
Еще там есть такая дудочка, у которой, оказывается, очень теплая нижняя серединка. Да и все пачки струнные очень гармонично слушаются. В то время как на KEF REF 201/2 они выпирают из-за того, что как раз нет этого объема по низам. И из-за этого нет целостности. То есть, по сути, там мы слушаем только середину и верха.
на фото: KEF REF 207/2
One
В свободной точке прослушивания, то есть не в центре, мне KEF REF 201/2 понравились больше по причине того, что твиттеры не бьют прямо в уши, и поэтому нет такого перекоса по верхам и верхней середине. Но до сих пор я ничего не могу выделить в этих колонках, потому что впечатление портит отсутствие объема. И, что самое интересное, на маленькой громкости, при относительном затыкании фазоинвекторов, картина не меняется. Я сейчас положил на них две коробочки от компакт-дисков, чтобы ничего не выходило, и картина не изменилась - низа меньше не стало. Как он был стабильно слабый, так и остался. Я думаю, что конкретно у этих колонок предназначение более-менее референсное. Может быть, они подходят для какого-то альтернативного мониторинга, может, подойдут для любителей джаза, где середина очень важна и практически нет низа. Хотя, если на них поставить эквалайзер, то они могут подойти и для рока. Но вот объема в них мне катастрофически не хватает, и пока это самая слабая модель из всего, что мы слушали ранее.
Андрей может положиться на KEF REF 207/2
Master Of Puppets
Впечатлений, честно говоря, немного, но они очень занимательные. В этой песне я заметил очень важный момент, который был и в предыдущих композициях, но сейчас я про него вспомнил. Малый барабан. Четко слышно и пружину, и глубину. И низ очень приятный, все очень хорошо прослушивается. На KEF REF 201/2 хай-хет какой-то лоу-файный, такой же ядовитый, как все железо.
На этой песне я услышал, что там вообще поют люди. То есть впечатление такое, что Metallica перенеслась из небольшого клуба в огромный холл. Вся реверберация, весь объем помещения, где это записано на KEF REF 201/2 не передается. В принципе, хорошо для разнообразия послушать концертную запись, потому что она всегда имеет какую-то свою амплитудно-частотную характеристику, она, за счет своей живости, всегда немножко другая, нежели студийная. Тем более, что здесь еще замешан симфонический оркестр, а его звучание на 80 процентов определяет помещение.
Е.Н.