FUZZ: Максим, почему вы выбрали RHCP?
Максим Поляков: Я слушаю их довольно долго. Они из числа моих любимых групп, и я достаточно хорошо знаю их звук.
FUZZ: У них есть какие-то особенности звучания, которые нельзя услышать на бытовой аудиотехнике, но вы ожидаете услышать их здесь?
Максим: Да, во-первых, по части звука баса. Фли играет на бас-гитаре «MusicMan», используя усилитель «Mesa Boogie», вкупе они дают очень характерный звук. Во-вторых, этот альбом продюсировал Рик Рубин, у него тоже есть свой, характерный звук, который слышен и у METALLICA, и у других. В-третьих, именно альбом «One Hot Minute» примечателен тем, что он единственный записан с Дэйвом Наварро из JANE'S ADDICTION.
Aeroplane
Максим: Первые, Vandersteen VLR-1 звучат хорошо — сбалансированный, честный звук. Они мне напомнили хорошие дорогие студийные мониторы. Я даже не побоюсь сказать, что такие колонки я мог бы использовать на студии. Особенно если учесть их невысокую цену для аппарата такого уровня. Но посоветовал бы я их не то чтобы закоренелому аудиофилу, но слушателю подготовленному, чтобы он мог услышать и оценить все нюансы. Потому что любая hi-end техника для обычного слушателя звучит некрасиво, там не валят низы, например.
Что касается вторых, Vandersteen Model 3A, то тут, с одной стороны, большая разборчивость звука, в частности, по низу и нижней середине, звук баса более читаемый, но, кажется, есть некая жестковатость. Похоже, где-то в области 2-3-х килогерц многовато. Именно для прослушивания хотел бы чуть-чуть больше мягкости, подрезать буквально на полдецибела.
Бас звучит просто шикарно. Чистая гитара звучала очень мягко, в то время как на первой системе она была немножко жестковата. Поэтому первые близки к студийным мониторам: они честно передают линейный звук, меньше красят звук, а на вторых чувствуется работа в области удобства прослушивания.
FUZZ: То есть вторые красят звук? Многие стремятся к тому, чтобы слушать музыку на технике с наименьшим окрасом.
Максим: Да, они красят где-то в области высокой середины, то есть в районе 5-6 килогерц они смягчены, за счет этого гитара слушается так мягко. Но это сделано исключительно для того, чтобы их было приятней слушать. Вообще на hi-end технике, насколько я знаю, коррекция не делается, т. к. это противоречит идеологии, что звук слушается именно таким образом, как она записан.
My Friends
Максим: На этом треке опять появилось ощущение, что вторые колонки немного компрессируют звук. Такая естественная компрессия, микс звучит плотнее, выглядит более накачанным. Меньше чувствуется стереофония, притом, что мы слушали их с той же стереобазы, это как раз создается эффектом компрессии, принудительной или естественной. В остальном все то же, что я заметил на первой песне: мягкая высокая середина в области 5-6 килогерц, жестковато в области 2-3-х. Создается некая линейность звучания, и эта выпертая середина немножко маскирует верх. Первая система, наоборот, хорошо разваливает звук. В них меньше прозрачности, но при этом микс более развален, в нем больше панорамирования, и инструменты больше слушаются каждый по отдельности. Голос слушается немного отдельно от микса. Опять же отмечаю, что они достаточно близки к студийным мониторам и все их особенности очень удобны для того чтобы микшировать. Не секрет, что многие такие колонки используются сейчас как студийные мониторы, в том числе Yamaha NS-10, которые изначально изготавливались как hi-end аппаратура, но не прижились в этой области. Зато они с восторгом используются практически всеми звукорежиссерами во всем мире. Понятно, что это представление о hi-end 20-летней давности, но я думаю, что во многом студийные мониторы пришли из hi-end.
Здесь для себя отмечу такую особенность. Да, на второй системе гитара звучит более мягко, но, наверное, все-таки именно для этого альбома интересней она слушается на маленьких колонках. А вот бас-гитара совершенно четко лучше слушается на второй системе, меньше «бубнения» и больше отчетливости в области нижних частот и нижней середины.
Coffee Shop
Максим: Сейчас на Vandersteen Model 3A конец песни сделал потише и обратил внимание на то, что на маленькой громкости эти колонки звучат более похоже друг на друга. То есть я их нагрузил на той громкости, на которой мы слушаем маленькие. И у них появился другой звук, более похожий на Vandersteen VLR-1. Появляется это пространство, когда мы слушаем не правую-левую колонку вместе, а есть какая-то стереофония. Вторая система мне сейчас напомнила концертные порталы, когда хороший аппарат, хороший звук где-то в хорошем зале. То есть как раз выделенные частоты, про которые я говорил, в концертных условиях позволяют прокачать зал, они выигрышнее с точки зрения создания субъективного ощущения большой мощности.
FUZZ: То есть можно сказать, что для какой-нибудь вечеринки они подойдут идеально?
Максим: Да, просто на ура. И я думаю, что интересней они будут звучать как раз в заполненном помещении: люди же тоже отражают звук. Любой концертный звукорежиссер скажет, что пустой зал и полный звучат абсолютно по-разному. Как правило, они даже знают, какой звук сделать в зависимости от количества людей. В полном зале какие-то частоты сразу подъедаются, что-то смягчается, низ начинает меньше гудеть.
В первой комнате мы поменяли расположение колонок, то есть сделали одинаковую классическую базу – расстояние между колонками чуть меньше, чем расстояние до колонок. И все равно заметно, что колонки дают яркое панорамирование, весь звук находится в пространстве между колонками и четко слышно расположение каждого инструмента в панораме. Это, на мой взгляд, приятно для индивидуального прослушивания. А на вторых, особенно на большой громкости, четко слышно правую и левую колонку, притом, что сам звук более прозрачный, в отличие от первых, где что-то все равно скрадывается.
Именно по этому треку слышно, что весь альбом построен именно на Дэйве Наварро. Это основное отличие этого диска RED HOT CHILI PEPPERS от всех остальных. Дэйв — человек несколько другого, металльного общества. И он принес в этот альбом другой звук, другой инструмент. Все предыдущие и последующие гитаристы использовали что-то типа «Фендера» с синглами, было такое стеклянное, прорезающее звучание, гитара была скорее в подкладе. А Наварро привнес несущую хард-роковую гитару, и в альбоме это четко слышно. Вообще это самый тяжелый альбом RHCP, хотя это, конечно, далеко не металл. Плюс ко всему, он гитарист совершенно другого уровня. По сравнению с Хиллелом Словаком, Джеком Шерманом — гораздо более сильный технически, на этом очень многое построено. Но при этом в альбоме чувствуется очень много сарказма. Притом, что они делают все очень технократично, стеба здесь даже больше, чем в «Blood Sugar Sex Magik». Даже в оформлении альбома это заметно: они все там с мягкими игрушечками, то есть такие смешные парни из магазина игрушек которые круто рубят.
One Big Mob
Максим: Сейчас то ощущение, которое у меня было до этого, окончательно детализировалось. Vandersteen Model 3A звучит похоже на Vandersteen VLR-1, если сделать потише. То есть Vandersteen VLR-1 и по цене, и по мощности, и по размеру являются четвертью Vandersteen Model 3A. Если их сделать погромче, они тоже начинают немножко компрессировать. И еще появилось такое ощущение, что Vandersteen VLR-1 больше подходят для того чтобы сесть и прослушать альбом целиком, ни на что не отвлекаясь. А Vandersteen Model 3A как раз менее напрягают, в целом они более мягкие, то есть можно даже включить громко музыку и сидеть разговаривать или чем-то заниматься.
FUZZ: То есть Vandersteen Model 3A не предназначены для того чтобы сесть и послушать альбом целиком?
Максим: Нет, конечно! Просто Vandersteen VLR-1 как бы принудительно заставляют тебя их слушать, а на этих такого нет, они не привлекают внимания искусственно своим звуком.
FUZZ: На этом треке показалось, что Наварро забил Фли по звуку, баса практически не было слышно.
Максим: Там просто больше середины, микс слушается более кучно, поэтому бас немножечко скрадывается. Но это в принципе задумано в аранжировке всего этого альбома, в тяжелых местах бас немножко уходит под гитару, в отличие от других альбомов, где бас доминирует, а гитара его по сути обыгрывает. Это, грубо говоря, не «фанк», а уже какой-то «кор». «Фанк-кор», скажем так. Здесь используется фанковое движение, но уже ближе к какому-то металльному звучанию. Привет от Дейва Наварро с его звучанием из 70-х.
Walkabout
Максим: Эта песня больше попадает под определение классического RED HOT CHILI PEPPERS, который все хорошо знают. Хороший фанк, сыгранный немного более жестко, чем обычно. Они ведь взяли очень много у Джорджа Клинтона. Поэтому используются различные перкуссии, «квакуши», «скрежики», то есть хорошие такие фанковые приемы.
Vandersteen Model 3A немного «подтелефонивают» вокал. Это неплохо, просто особенность звука такая, и из-за этого голос немного выпирает, он более отчетливый. При этом он мягкий, просто в нем чувствуется эта телефонная частота. И здесь очень сильно понимаешь, что мы используем ламповый тракт. Лампы с физической точки зрения не совершенны по сравнению с транзисторной системой. Они дают отрицательную гармонику, и на слух это выглядит как искажение. Но искажение это благородное, оно создает ощущение «мясного» и мягкого звучания. В принципе, для этого и использую лампу. Я думаю, что если мы подключим Vandersteen Model 3A через транзистор, мы получим более близкий к Vandersteen VLR-1 звук. Не исключено, что эта частоточка, про которую я много говорил, создается именно усилителем, а не колонками.
Tearjerker
Максим: Тут обнаружились «портаки» в работе Рика Рубина. В этой песне я услышал какие-то студийные фоны. Это хорошо характеризует и те и другие колонки. Фоны, конечно, допустимые. Предполагаю, что они даже на студийных мониторах были не слышны, а здесь мы слышим их довольно отчетливо.
В общем, по этой песне и альбому в целом могу сказать, что мне Vandersteen VLR-1 понравились больше. Но связано это скорее с тем, что они ближе к студийным мониторам и мне, как человеку, который музыку делает, нравятся больше они. Вторые же колонки больше подойдут тем, кто музыку не делает, а слушает.
Vandersteen Model 3A, во многом благодаря ламповому тракту, немножко задирают телефонную такую частоточку 2 килогерца–1 килогерц. И за счет этого голос немножко выперт в фонограмме. То есть он звучит мягко, высокими частотами не режет, но более детализируется. А в Vandersteen VLR-1 жестко звучат барабаны. Отчетливые кик и снейр, которые, возможно, так и должны звучать в этой музыке.
FUZZ: Учитывая, что этот альбом продюссировал Рик Рубин и вы знаете особенность его работы, как думаете, какая система лучше передает его задумку?
Максим: Рубин не склонен к современным тенденциям, когда все пережато, перекомпрессировано, очень разогнано. Он все-таки сторонник более натурального звука, поэтому, мне кажется, ближе по задумке первая система.
Отмечу, что такая разница в звучании обусловлена тем, что на первой системе используется транзисторный усилитель, а на второй – ламповый. Для транзисторов характерна субъективная отчетливость. И это, опять же, сходство со студийным контролем, так как в студии ламповые контрольные усилители практически не используются. Ламповая аппаратура мне больше нравится при создании звука в виде гитарных и басовых усилителей, записывающих преампов. А при прослушивании мне бы больше хотелось сохранить именно то звучание, которое задумывалось и записывалось, с меньшим влиянием на него. Ламповая техника при прослушивании формирует свой звук, создает дополнительный характер музыки.
Стереосистема 1
1. Акустика — Vandersteen VLR-1
2. Усилитель интегральный — Unison Research Unico secondo
3. CD проигрыватель — Unison Research CD primo
4. Кабели межблочные, сетевые & акустические — Stereovox
Стереосистема 2
1. Акустика — Vandersteen Model 3A
2. Усилители (пара, моноблоки) — Manley Neo-Classic 250
3. Предварительный усилитель — Cary SLP-05
4. CD проигрыватель — Cary CD306 SACD
5. Кабели межблочные, сетевые & акустические — XLO Electric
HIFI PROFI: Стереосистемы и домашние кинотеатры
Телефон в Санкт-Петербурге: (812) 329-4416
Электронная почта: info@hifi-profi.ru
График работы: пн-сб: 10:00-20:00, вс: 11:00-20:00
Адрес салона: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом. 62
hifi-profi.ru
З. М.