Альбом у группы вышел довольно устрашающим и тяжелым, что вполне соответствовало происходящему в 1990-м (год его выпуска) в Советском Союзе. В стране, погрязшей в нищете, безработице, где казалось, что может быть только лучше, строки "Остановите самолёт - я слезу", "Только бы выжить" "Скоро уж, скоро буду в могиле", "Здесь я боюсь" имели ценность не только художественную. Очень символично звучит и дословное название концерта "Жопа XX лет спустя". Что бы это ни значило.
Были опасения, что группа, прикрываясь таким вот небанальным поводом, сыграет дежурные "Пионер" и "Самолёт", да и примется за свою обыкновенную программу - The Best напополам с "Девушки Поют".
Но вот на сцену московского концертного зала «МИР» выходят музыканты, предпоследним - Олег Гаркуша в традиционном блестящем пиджаке и белых рубашкой с перчатками, а последним совсем незаметно сам Леонид Фёдоров. Вступает бас, и, к всеобщей радости, Гаркуша начинает: "Папа маме принёс подарок...". Начали они, как в таких случаях и полагается, с первой песни чествуемого альбома "Колпак". Вдогонку же "Немой". Как вы уже, наверное, догадались, следом "Пионер", окончательно расшевеливший зрителей.
Потрясающая сыгранность, и невероятной мощи фри-джазовые импровизации, старые песни начинают дышать совершенно иначе, а новые если и не все удались, то на концертах звучат куда более воодушевляюще.
Так и с "Жопой" - играли так, что просто ах. Ощущения, что всю силу студийной записи помножили на три, и вбросили в концертный зал. Неудивительно, что многие не смогли усидеть на месте и танцевали прямо в проходах. Естественно, по звучанию альбом в живой интерпретации несколько изменился (нет второй гитары, а на альбоме не играли ни туба, ни контрабас, на котором в тот вечер играл Владимир Волков), менять привычный состав ради пары концертов консервативный АУКЦЫОН не станет, и исполнение вполне в духе того, как сейчас группа играет другие свои старые шедевры.
Крутейшая "Боюсь", "Ябеда", а потом внезапно программа альбома прервана дежурной гостьей всех аукцыоновских концертов последних лет десяти, "Фа-Фа". Николай Рубанов с Фёдоровым сыграли там совершенно невероятную практически дуэтную импровизацию, после чего Леонид попросил звукорежиссёра что-то сделать со звуком, потому что "на сцене вообще ни фига не слышно, звук какой-то дореволюционный". Вот он, профессионализм.
Далее всё опять пошло "по плану", и зал взгрел молниеносный барабанный ритм "Самолёта".
Часть музыкантов уходит, и Фёдоров лишь с Коликом, Волковым и Михаилом Коловским (туба) заиграли довольно странную интерпретацию сольной Фёдоровской "Волны Те". Доиграли альбом до конца, с перерывами на "Девушки Поют" с "Профукал" (несмотря на то, что текст последней вещи был прочитан в "Фа-Фа").
Закончили, отзеркалив начало, и тоже довольно логично, песней "Убьют", тоже декламируемой Гаркушей, в финале которой сцену поочередно покидали музыканты, заканчивая свои партии.
Горячий приём вытащил-таки АУКЦЫОН на бис, где, предсказуемо для играемых нынче концертов, были исполнены "Долги" (с всеобщими плясками в проходах) и "Спи, Солдат" всё с тем же поочередным уходом музыкантов, и Олегом Гаркушей, неуёмно повторявшим своё финальное "па-парам, па-парам..." даже после ухода всех со сцены.
И здесь публика успокоилась, хотя на последних концертах они иногда выходили на бис и третий раз, играя "Ждать", но в этот раз обошлось.
Годы идут, а Аукцыон всё так же вне времени и все так же стоит особняком от остальных. Почаще бы они радовали публику такими небанальными концертными программами. Вон, хотя бы, сколько ещё у них великих альбомов целиком живьём не сыграно.
Фото: Екатерина Фомина
Сергей Мудрик