Стабильно в качестве хэдлайнеров на него привозится несколько довольно уважаемых и актуальных (на момент проведения) именитых в соответствующих кругах группы. А также собирается весь цвет русской музыки, взорами устремленной туда же, на запад.
До появления собственной площадки фестиваль кочевал с место на место. Теперь же он окончательно поселился на территории, прилегающей к «AvantClub» в галерее "ArtPlay на Яузе". Был задействован собственно клуб, главная сцена находилась на открытом пространстве, и в совсем небольшом закутке сбоку существовала миниатюрная электронная сцена, явно рассчитанная на пару десятков человек максимум.
Вообще несколько удивила скромная, назовём это так, фестиваля посещаемость. Уж вроде бы не такой уж и слабый лайн-ап как и среди исполнителей из России и Белоруссии (по-русски, кстати, пело меньше половины из них), так и сопоставимый с предыдущими уровень объявленных хэдлайнеров (ну, может и не THE HORRORS как в прошлом году, и не Патрик Вольф, как в 2009, но всё-таки). Я почему-то был уверен, что публика «AVANT» и проходившего в те же выходные фестиваля "Пустые Холмы" никак не пересекается. Однако, похоже, я ошибался.
В этом году фестиваль проводился три дня, однако весь первый день состоял из выступления одного единственного коллектива, бывшего одновременно и одним из хэдлайнеров всего фестиваля, группы BRITISH SEA POWER. Был я и на первом их выступлении в России. Оно случилось на бесплатном ивэнте журнала "TimeOut" на территории Парка Горького (правда, кассирши ничего знать о бесплатных концертах не хотели и пришлось купить билетик для собственно прохода в парк). Ничего, если честно, особенного в тот вечер британцы не показали, и запомнились как развеселая, но всё-таки заурядная группа, следовавшая поп-гитарным песенным традициям своей родины. С тех пор их состав расширился, а музыка стала поинтереснее и поразнообразнее, что и отразилось на выступлении и последовавших впечатлений от него. Правда, девушку со скрипкой я в несколько глухом звуке собственно «AvantClub» не расслышал. Но, тем не менее, сейчас группа громче, бойче и интереснее, чем в 2005 году. И вывела впечатления от выступления в явный плюс, когда под хитовую "Waving Flags" басист устроил прямо-таки панковский дебош, сначала выйдя поиграть в зал, потом смахнул с ног гитариста группы, устроил стэйдждайвинг (учитывая то, что сильно плотно люди перед сценой не стояли, он имел все шансы упасть на каменный пол) и полез по находившимся на потолке балкам. Группа же ускакала со сцены без биса, сославшись на скорый поезд в Петербург.
Основная часть фестиваля открылась с выступления группы ДРАМАТИКА на главной сцене. Несмотря на совсем уже скромное количество зрителей в начале дня группа отработала на совесть. Отличная сыгранность, прекрасный звук, замечательная (и внешне и по вокальным данным) вокалистка и приятные песни, следующие традициям БРАВО времен Агузаровой.
Как-то, в общем, даже обидно, что на следовавших далее AWOTT собралось публики куда больше, хотя, кроме своих визуальных образов, ничего толково запоминающегося они на сцене не изобразили. Параллельно на второй сцене выступало агрессивное трио JARS, игравшее нечто лайт-проговое.
Пока на главной сцене настраивались COOCKOO, на маленькой электронной сцене играли MINIMODE, достаточно честно окруженные большим количеством синтезаторов и процессоров эффектов, которыми активно пользовались, разнообразя техно-основу, шедшую, как ни странно, с самых обычных ноутбуков (а не традиционной продукции «Apple»).
COOCKOO же дали диско-рока, причем цепляющего своим мелодизмом, напомнив лично мне о группе DOLL & THE KICKS, разогревавших в России Моррисси. Правда, те обходились без синтезаторов, играющих в музыке москвичей немалую роль. Да и, чего греха таить, не только о них музыка напоминала... И, опять же, песни на английском. А жаль.
Следом шли ещё одни москвичи с женским вокалом MOREMONEY. По сравнению с виденным мной полуторагодичной давности сольным концертом, группа претерпела кадровые изменения, и теперь она обходится лишь ударными и различными электронными инструментами. В этом качестве на одной из песен даже был использован айпод (или айфон), на котором натурально игралась гитарная партия. Группа исполняла новые вещи, и при этом довольно заметно переиначивала старые, причем однозначно не скажешь, стало лучше, или хуже. Но, тем не менее, Надя по-прежнему поёт божественно, и от момента, когда её голос многократно записывается живьём на сэмплер и звучит образованный наложением дорожек хор, снова по коже мурашки. И сыграли они, кстати, как-то совсем мало в сравнении со следовавшими дальше ARCUS SUPERIOR, рубивших рок с легким налётом психодела. Кстати, почему-то именно с мужским вокалом на главной сцене были проблемы, а вот девушек всегда было слышно прекрасно.
На сцене «AvantClub» тем временем играла Галя Чикис со своим коллективом, представив слушателям сокращенную версию сыгранного недавно в «China Town Cafe» сольного концерта. Публика повнимала её мелодично-гипнотичным распевам и медленно начала перемещаться ближе к основной сцене. А до CHIKISS играло совершенно безумное и громкое трио MAD PILOT, в котором, думаю, все обратили внимание на впечатляюще стучавшую барабанщицу.
На основной сцене настраивался второй хэдлайнер фестиваля, американцы ASOBI SEKSU. Вообще, если взять концертную историю столицы (даже обеих), исполнителей музыки в стиле дрим-поп (да и шугейз в целом) в Россию везти по каким-то причинам не хотят – видимо, считают что спрос на них будет небольшой. «AVANT» в этом плане уже второй год играет функцию первопроходцев – начав с THE HORRORS, перескочивших на шугейз с глэм-рока, в этом году вот – один из известнейших дрим-поп коллективов мира нулевых. Посетовав на то, что "это сумасшествие, мы провели 14 часов в пути", группа вдарила по публике мощной стеной гитарного звука. Миниатюрная вокалистка Юки так впечатляюще пела, что невольно возникал вопрос – как в таком небольшом человеке находится СТОЛЬКО голоса? Как и полагается жанром, все музыканты были несколько "в себе", предаваясь своей музыке эмоционально без контакта с публикой, впрочем, это смотрелось вполне уместным (и, возможно, было обусловлено и долгой дорогой). Сет-лист в себя включил дюжину вещей со всех пластинок группы, а закончилось же всё их давним синглом "Walk On The Moon", в конце которого на меня нахлынул избыточный эмоциональный поток от всей прекрасности происходящего на сцене, который музыканты усугубили финальным звуковым месивом, опять же, в традициях жанра. В результате я ещё пару дней ходил с оглушенным в тот момент правым ухом. Я, как поклонник стиля "дрим-поп", своего дождался.
Следующий день лично для меня начался с некоторым запозданием, и пришёл я в момент, когда в самом разгаре было выступление группы КАССИОПЕЯ. Как всегда причудливо разодетые, попутно остря сальными и не совсем понимаемыми публикой шутками, группа поёт свои странные и ни на что не похожие песни-повести под клокочущую драм-машину. Особых аплодисментов заслужил хит (если это слово вообще подходит к творчеству белорусского коллектива) "Кинжал". К хайпу вокруг коллектива я отношусь спокойно (мне куда ближе другая группа Ильи Черепко-Самохвалова, которая сыграет позже), но выступление оставило позитивные ощущения.
На клубной сцене «AvantClub» удалось мне услышать по песне от коллективов THE FROZEN ORCHESTRA (любопытного своим межнациональным составом) и SURTSEY SOUNDS. Обе вдохновлены как-то уже давно утратившим актуальность пост-роком, но вторые показались мне более интересными и по инструментарию (коллектив имеет, помимо очевидных инструментов, струнную секцию), и в плане собственно музыкальном (так считает и Артемий Троицкий, выдвинувший коллектив в шорт-лист "Степного Волка" в категории "Музыка").
И вот, одна из самых заслуженных групп фестиваля ...И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК. Очень давно не видел их живьём, впрочем, за это время ничего и не изменилось – по-прежнему в плане энергетики и техничности группа даст фору любому молодому коллективу. Ростислав Чабан по-прежнему имеет черный пояс по игре на басу, Антон – восхитительный фронтмен, а непостоянное место ударника занимает человек, который четко знает своё дело и место. Большая часть исполняемых песен была с недавно вышедшего мини-альбома "Стилизация Послевкусия", были и новые вещи, и всего лишь один условный "хит" из прошлого творческого наследия ("Юзерпик") – как и раньше, ГРУЗОВИКИ играют свои прежние произведения лишь по особым поводам.
Финны ON VOLCANO пока записали всего лишь два мини-альбома, причем между ними прошло аж пару лет. Группа держит курс то ли на пост-панк, то ли на шугейз. По живому исполнению и несколько большему количеству песен ясности в окончательно выбранном курсе не обнаружилось, но коллектив всё равно выступил довольно неплохо. Хотя, возможно, к последним песням нить интереса публики музыканты немного потеряли. Интересный факт – у парня-гитариста высокий голос, а у девушки-клавишницы низкий, поют они, зачастую чередуясь, и это создаёт интересный контраст.
А на сцене «AvantClub» начала выступать вторая белорусская группа фестиваля, но с тем же лидером Ильей, что и у КАССИОПЕИ, причем группа, которую в прессе считают неким его сайд-проектом, но по мне так она важнее. Песни ПЕТЛИ ПРИСТРАСТИЯ со своей безысходной яростью, самоистязательным поиском сущности и невеселыми громкими пост-панк интонациями в живом исполнении эмоционально звучат ещё сильнее, чем на и без того впечатляющих записях. Как будто трансформируют всё своё отчаяние в энергетический сгусток, несущийся со сцены. Илья движется в ритм какими-то эпилептическими движениями а-ля Ян Кёртис, мощно ухает ритм-секция, гулко заливается гитара, и вот это "дышать и смотреть без тебя неживой", "есть догадка, что здесь кто-то всех нае…л" и прочие импульсивные строчки чувствуются чуть ли не физически.
После такой энергетическо-эмоциональной встряски перестройка на хэдлайнера CHINAWOMAN происходит с неким трудом. Да и, если честно, у меня так и не произошла. Слишком уж велик контраст – у Мишель музыка спокойна, тиха, неспешна и лирична. Сама она невероятно красива и выглядела, одетая во всё черное, великолепно. С некоторым манерным кокетством она и исполняла свои негромкие песни, то и дело вопрошая к публике то на английском, то на русском. К слову, помимо обязательных "Russian Balerina" и "Party Girl", исполненных в самом финале, прозвучало и пару русскоязычных вещей из творчества советских артистов – "А ты люби меня такой..." ЦВЕТОВ и "Без меня тебе, любимый мой..." Пугачёвой. Кстати, многие пришли на фестиваль посмотреть именно на Мишель, судя по явно увеличившемуся количеству людей, и обилия у многих из них на руках однодневных браслетов зеленого цвета (браслет на все три дня был розовым).
На часах, тем временем, уже полдвенадцатого, народу несколько поубавилось, но осталось ещё одно, не запланированное ранее выступление ASOBI SEKSU. Музыканты выглядели пободрее, чем вчера, но, ввиду позднего времени, ограничили свой сет всего восемью песнями. В этот раз было побольше песен с последнего альбома, одну из них сыграли в акустике, а завершилось же всё так же духоподъемно и прекрасно, как и днём раньше, одним из главных концертных номеров группы "Thursday". Эх, если бы ещё номера 3-4, было бы недалеко и до повторения личного катарсиса, случившегося днём ранее. Но, несмотря на активный зов артистов на бис, организаторы, поднявшись на сцену, заметили, что уже за полночь, и шуметь уже нельзя. На этом, собственно, фестиваль «AVANT 2011» и завершился.
Посыпаю голову пеплом. Несмотря на постоянный интерес и к выступающим на фестивале музыкантом, и вообще симпатии и к идее, и к воплощению фестиваля, на «AVANT» я сходил впервые. О чем однозначно в этом году пожалел (о том, что пропустил прошлые, естественно). Приятная атмосфера и интересные артисты – что ещё нужно для фестиваля в центре Москвы. Опять же, вопрос не такого большого количества публики, конечно, нерадостный, но, надеюсь, в следующем году фестивалю собрать много людей не помешают ни День России с сопутствующими длинными выходными и массовыми дачными вылазками, ни "Пустые Холмы", ни сессия с экзаменами и ЕГЭ.
Фото: Заира Озова и Сергей Мудрик
Сергей Мудрик