Avant Piter. Расскажите друзьям

27 июня 2013 года, 18:23 0
Все уже привыкли, что в начале лета прогрессивная московская музыкальная общественность выдвигается на тамошний Avant, а петербургская – на Stereoleto.

И несмотря на то, что «Avant» в середине 2000-х проводился и в Северной столице, а главное детище «Светлой Музыки» осуществляло вылазки в Москву, публике оба мероприятия знакомы прежде всего по игре на своём поле. «Стереолето» вот-вот готовится отметить собственное десятилетие на исторической родине, а «Avant» решил поделиться частичкой своей обширной программы и с Петербургом, привезя в наш город четырех исполнителей, выступавших накануне в столице.

Напоминания о «Стереолете» начались с самого порога. Флаеры с анонсом фестиваля раздавались прямо на входе в «Космонавт». Да и по составу имелись пересечения. И первая группа начала играть примерно при том же количестве публики, что бывает на самом старте «Стереолета». Не слишком повезло петербургскому пост-рок оркестрику SURTSEY SOUNDS, отыгравшему для пары десятков людей. Пропустили опоздавшие довольно много. Музыканты отправили присутствующих в захватывающее путешествие от перегруженного гитарами рока, через маленькие симфонии с неизменной виолончелью и солирующими скрипками, до лирики с навевающим мысли о Париже аккордеоном. Ой, неслучайно группа назвалась по имени исландского острова. Есть в её музыке вся красота, сила, умилительность, которой славятся артисты из страны-острова. На разогреве у MUM SURTSEY SOUNDS уже выступали. Случись второй приезд SIGUR ROS, кандидатура на роль разогревающего состава очевидна. Немного выбивают разве что реплики-благодарности между песнями. Без них было бы уместнее. В остальном, радостно наблюдать за развитием коллектива, внимание на который мы обратили ещё года полтора назад, до всяческой шумихи в прессе, которой и сейчас не то, чтобы много, но всё же она есть. Жаль только, что дебютный альбом «Sweet Melodies For Piano And Orchestra» не передаёт того, насколько хороши SURTSEY SOUNDS живьём. Но дебют есть дебют, ещё есть время исправиться. Обращают внимание на отсутствие публики и сами музыканты. Реплика «Расскажите своим друзьям, что они пропустили» весьма к месту.

Паузы между выступлениями заполняются видеоклипами, а оркестр SURTSEY на сцене сменяет THE FROZEN ORCHESTRA, базирующийся в Петербурге интернациональный коллектив, который в одном только «Космонавте» (а до того и в предшественнике клуба на Бронницкой улице, носившем название «А2»), пришлось лицезреть раз пять, каждый раз на разогреве чуть ли не у всех подряд зарубежных гастролёров, от 65DAYSOFSTATIC и Йоава до Патрика Вульфа. По сути, в той же роли THE FROZEN ORCHESTRA выступают и на сей раз. Начинают неожиданно убедительно с трипхоповой вещицы, заходящей на территорию MASSIVE ATTACK. К подобным трюкам группа прибегает ещё пару раз, и не без некоторого успеха. Хотя, в отличие от SURTSEY SOUNDS, эти музыканты скорее ещё не готовы к встрече со своими кумирами. Да и выступление, чем ближе к экватору, тем больше сваливается в заурядный лаунж. Есть и проблемы со звуком, которых не наблюдалось ни у одного коллектива за вечер. Здесь TFO, видимо, должно «отблагодарить» собственного звукорежиссёра, руки у которого растут явно как-то неправильно. Оставалось сожалеть о том, что не замороженный оркестр открывал фестиваль при пустом клубе. Во время этого выступления, пусть и не аншлаг, но публики явно поприбавилось.

Третьей на сцену выходит CHINAWOMAN. Становится понятно, что битка не ожидается даже на хэдлайнерах. То ли их имена на афишах не столь привлекательны для зрителей, то ли брэнд «Avant» в Петербурге не сильно раскручен, то ли все просто вырвались из города на дачи, воспользовавшись тремя выходными днями. Тем не менее, образуется некоторое подобие толпы. Заметно, что именно CHINAWOMAN пришло послушать больше всего публики. Выступление уже началось, а в зале стоит ужасный гул. Как показывает практика, эту музыку либо любят, либо не принимают, без промежуточных вариантов. И в то время, как кто-то слушает с замиранием сердца, другие говорят, что это всё скучновато и непринуждённо болтают, не обращая на выступление особого внимания. И вроде бы ничего экстраординарного на сцене не происходит. Певица поёт песни под монотонный аккомпанемент, всё практически так же, как на записи. Но пробирать от происходящего на сцене начинает буквально сразу, да так, что мало не кажется. Заторможенная, но отчаянно крутая Party Girl по имени Мишель и по прозвищу Chinawoman. Пиарщики «Светлой Музыки» просили коллег не упоминать о том, что CHINAWOMAN будет выступать не только на «Стереолете», но и на «Аванте». Но это зря. Хочется, как и группа SURTSEY SOUNDS, попросить: «Расскажите друзьям, что они пропустили!» Расскажите, насколько хороша CHINAWOMAN и о том, что пропускать её ещё и на «Стереолете» просто преступно. В девушке по имени Мишель, с канадским паспортом и русскими корнями, нет никакого кокетства. Спрашивая зал «как дела» и глядя на малочисленность и слабую реакцию публики, сама отвечала «так себе, вижу». И даже в одном из самых бодрых хитов «Aviva» голос звучал максимально отстранённо. Представляя «группу своей жизни», исполнительница рассказала, что один из участников коллектива родом из Рима, второй - из Шотландии, а сама она - Мишель из русской общины города Торонто. После этих слов начинается некоторое общение с публикой на русском. Первые ряды уже просят хит про маму, которая русская балерина, на что Мишель отвечает, что скоро всё будет. Но сначала - мощнейшие номера из альбома «Party Girl» - «Left You At The Farm» и «Friday Night». А сразу после: «Ок, Ленинград, время пришло!» «Russian Ballerina», как же без неё в первый-то приезд в Россию. Но вершиной сэта становится не рок-н-ролльный хит, а финальная «Party Girl», во время которой Мишель остаётся на сцене одна с электрогитарой. И тут уже трудно отделаться от впечатления, что это PJ Harvey в кабаре имени Леонарда Коэна, настолько сильное впечатление производит CHINAWOMAN. После этого и добавить нечего.

А фестиваль меж тем шёл уже с 45-минутным отставанием от графика, и многие отправились в сторону метро, даже не дожидаясь выступления BRITISH SEA POWER, которые, нужно отдать им должное, отстроились довольно быстро. Начали очень шумно с парочки песен из альбома «Valhalla Dancehall», прозвучавших довольно бодро, но практически неотличимо одна от другой. Особенно неприятно, что столь же кашеобразно и неотличимо от них была сыграна и шедшая третьим номером “Fear Of Drowning”, самый первый сингл группы, так и остающийся лучшей вещью коллектива и по сей день. И без того не сильно забитый зал в скором времени являл практически ту же картину, что и несколькими часами ранее во время сэта SURTSEY SOUNDS. Всё те же пара десятков людей, только публики не прибавляется, а убывает с каждой минутой. И зрителей можно понять. И фестиваль задержался почти на час, да и с хэдлайнером всё довольно быстро становится понятно. No alarms, no surprises. А ведь не самая плохая группа лет 5-6 назад была. Так получилось, что выступления на петербургском «Аванте» расположились как будто в шахматном порядке: классные чередовались с довольно невзрачными. Сам же фестиваль, несмотря на проблемы с посещаемостью, хочется верить, обзаведётся постоянным питерским филиалом. Расскажите друзьям, что они пропустили.

Фото: Яна Смирнова

Владимир Смирнов

Теги: avant piter
Комментарии
Отправить