Бегство от Люцифера. Музыка и философия ранних альбомов BLACK SABBATH

17 июня 2013 года, 11:26 0
Несмотря на сохранение обязательных и полуобязательных элементов в концертном репертуаре, группа BLACK SABBATH служит образцом соединения разных, хронологически отдалённых стилистик «в одной упаковке».

В рамках одного – часто лишающегося какого бы то ни было значения – бренда: пройдя через бесконечные смены составов, название группы объединило несколько глубоко различных, по своей сути, музыкальных проектов, если угодно – вообще разных групп, именуемых одним и тем же набором из двенадцати знаков.

В прошлом году исполнилось 40 лет дебютному альбому “Black Sabbath” (13 февраля) и последовавшему за ним “Paranoid” (18 сентября), лежавшим у истоков хэви-метала, а в этом году предстоит юбилей “Master of Reality” (21 июля 1971 года),  фактически ставшего первым полноценным хэви-альбомом. Его жёсткое звучание, радикально пониженная настройка гитар и относительная структурная простота, соединённая с эпическими соло, повлияли на целый набор «металлических» жанров. Раннее творчество BLACK SABBATH не получило последовательного продолжения в более поздние годы (что ни плохо и ни хорошо само по себе) и остаётся уникальным, почти неповторённым художественным экспериментом, соединившим эстетическую провокацию с гениальной музыкой.

Как это часто случается с выдающимися художниками, новаторство BLACK SABBATH, помимо всего прочего, состояло в осознанном вызове миру, обраставшем уникальным музыкальным содержанием и своеобразным вербальным наполнением:
      
Leave the Earth to Satan and his slaves;
Leave them to their future in the grave.
Make a home where love is there to stay.

Концовка вокальной партии в “Into the Void” – монументальное, красноречивое воплощение философии «Чёрного Шабаша». Сквозным мотивом лирики группы было резкое неприятие человеческой цивилизации, которая отождествлялась со смертью, Дьяволом, могилой, погибающей Землёй.

Я не буду говорить о собственно поэтических достоинствах текстов BLACK SABBATH – хард-роковая и хэви-металлическая лирика, за редкими исключениями, никогда не отличалась яркими образами. В данном случае это не упрёк. Лучшие образцы «тяжёлой» музыки обычно сосредоточиваются на звуковой составляющей; слабые, с сугубо эстетической точки зрения, тексты вовсе не являются неудачными: они отлично справляются со своей функцией – задавать определённую тему, служить маркером специфического настроения – важного ключа из связки в руках человека, стремящегося к пониманию музыки. Нередко так бывало и с классическими оперными либретто.

Провокативны – с  точки зрения музыкальной среды рубежа 60-х и 70-х гг. и с точки зрения среднестатистического обывателя – были как музыка BLACK SABBATH, так и тексты. Приёмы, изобретённые музыкантами на первых альбомах и получившие дальнейшее применение в хэви-метале, которому в начале 2010 года исполнилось 40 лет, достаточно хорошо изучены; среди них: пониженная настройка, предельно высокая (по меркам того времени) громкость, жёсткая гитара Тони Айомми, нередко противопоставленная мягкому, но упругому басу, текущему под её панцирем, как вода под ледяной коркой (такова, например, “Evil Woman”), и множество коротких, агрессивных, часто повторяющихся риффов (пожалуй, ярче всего это проявилось в “Into the Void”). Намеренная торжественность и замедленный темп зачастую разряжались скоростными бриджами в середине композиции (характерные примеры – “Electric Funeral”, “After Forever”, “Into the Void”, “Snowblind”). Устрашающим и непривычным был и резкий, загадочный, потусторонний, насмешливо-мрачный голос Оззи Осборна, драматически проживавший мистические тексты, – это был вокал инфернального глашатая… любви.

Достаточно быстро за BLACK SABBATH закрепилась «сатанинская» репутация, свидетельствовавшая о неверном понимании лирики группы большей частью публики. Действительно, эпатаж, неизменно присутствовавший на ранних альбомах, был связан с обращением к образам Люцифера, дьявольского искушения, одиночества, безумия, смерти, войны, радиации, «ядерного прилива», трупного разложения, могилы, ненависти, конформизма, греха, «конца света». Именно поэтому большинство слушателей, реагировавших только на отдельные слова, так и не уловили подлинный посыл лирики BLACK SABBATH, осуждавшей Сатану и его деяния, призывавшей человечество (или, по крайней мере, его лучшую часть) обратиться к любви (и даже к Богу), что, в какой-то мере, противоречило антихиппистскому имиджу группы:
      
Could it be you're afraid of what your friends might say
If they knew you believe in God above?
They should realize before they criticize
That God is the only way to love.
      
After Forever

So you children of the world,
Listen to what I say.
If you want a better place to live in,
Spread the words today.
Show the world that love is still alive.
You must be brave.
Or you children of today are
Children of the Grave, yeah!

Children of the Grave

Perhaps you'll think before you say that God is dead and gone.
Open your eyes, just realize that he's the one.
The only one who can save you now from all this sin and hate.
Or will you still jeer at all you hear? Yes! I think it's too late.

After Forever

Лирический герой раннего BLACK SABBATH бежал от Люцифера, подобно испуганным людям, о которых пел Оззи в одноимённой названию группы композиции. Важно понимать, что его подлинной целью была именно любовь – понимаемая и в религиозном (“Into the Void”, космическая песня, призывающая покинуть непригодную для жизни Землю), и в интимном смысле (ажурная баллада “Solitude”). Война точно так же ассоциировалась с разрушительной деятельностью Сатаны (“War Pigs”), которого BLACK SABBATH иногда показывали отстранённо или через его собственные слова, но чаще всего напрямую осуждали. Наиболее последовательным воплощением идеи сопротивления массе была “Children of the Grave”, высмеявшая саму идею коллективного бунта. Мировым недостатком любви была навеяна и лирика «мифологического ужастика» о железном человеке.

Раннее творчество BLACK SABBATH образовывало достаточно цельную систему, более-менее последовательно воплощавшую конкретную музыкальную стилистику, тесно связанную со специфическим образным рядом и религиозно-философским пафосом, идеями любви и бегства от Люцифера. В царство прототипического дум-метала иногда вторгались невесомые арт-роковые баллады (“Planet Caravan”, “Solitude”), короткие, не слишком выразительные (за исключением “Rat Salad”) инструменталы и бит (“Changes” и многое на “Sabbath Bloody Sabbath” (1973). Оригинальная музыкально-поэтическая концепция не была самоцелью: на её периферии находились более традиционные любовные и житейские мотивы (“Changes”) и наркотическая тема, не оригинальная для групп, избравших саморазрушение как образ жизни, вопреки музыкальному таланту.

Следует понимать, что этот – наиболее изученный – период, нередко отождествляемый со стилистикой «Чёрного Шабаша», закончился в творчестве группы до ухода Осборна, уже на альбоме “Sabbath Bloody Sabbath”, лежавшем на полпути к позднему этапу деятельности классического состава: на смену внутренне цельным студийным работам, породившим хэви-метал во многих его ипостасях, довольно быстро пришёл разноплановый рок, более привычный по форме и отошедший от целого ряда тем, свойственных раннему BLACK SABBATH. Единство эксперимента было утрачено. Лирика мистического содержания уходила на периферию. Музыка становилась более разноплановой, более эклектичной, более мейнстримовой по форме, что не препятствовало появлению отдельных удачных песен, хотя, по большей части, мелодика группы – вплоть до выхода “Heaven and Hell” (1980) – становилась беднее с каждым альбомом. “Sabbath Bloody Sabbath” был одним из лучших – и наиболее композиционно цельных – релизов группы, но стилистика раннего периода была разрушена вторжением бита и прогрессив-рока, преобладавших – наряду с элементами хард-н-хэви – на “Sabotage” (1975), “Technical Ecstasy” (1976) и “Never Say Die” (1978).

Фото: black-sabbath.com

Алан Жуковский

Теги: black sabbath
Комментарии
Отправить
Лидер Black Sabbath 33 года назад провинился перед техасцами
06.11.2015, 14:20 0
Оззи Осборн "решил поставить точку"
29.10.2015, 14:29 0
Гитарист объяснил, почему не может гастролировать
10.09.2015, 12:32 0