В запахе пива и лимонной цедры по «Залу Ожидания» проплывают несколько «Томов Уэйтсов»: шляпа набекрень, задумчивый взгляд, уши торчком, измятый пиджак. И непонятно, чьи поклонники тут собрались: Билли Новика, легендарного американца или изысканных головных уборов. К бару не пройти.
На сцену выплывают алкоджазмены: Билли Новик, обнимая свой контрабас, небрежно и в то же время трогательно, Михаил Жидких (саксофонист самого маргинального вида; впрочем, все они маргиналы), гитарист, тарелочник и просто затейник Андрей Рыжик и печальный баянист Антон Матезиус. Выступления BILLY’S BAND всегда имеют особый театрально-цирковой привкус; группа — не просто музыканты, они играют свои роли на сцене.
Концерт не был целиком алкоджазовым. Около года назад группа начала выступать с программой «In Rock», желая, видимо, освежить материал, представить его по-новому. Вот и в этот вечер кое-какие пьесы были сыграны в непривычной для BILLY’S BAND манере. Несколько лет назад о таком нельзя было и подумать: Билли Новик твердил, что ударные им не нужны, что контрабас — «венец музыкальных инструментов», а теперь во время выступления саксофонист Михаил Жидких то и дело садится за барабаны, а Билли Новик меняет контрабас на бас-гитару. «Так Я Падал», например, превратился в тревожный рок-хит, утратив свою разухабистость.
Однако эксперименты BILLY’S BAND не были исключительно «роковыми». Песня «Мария, Хватай Детей» с новой пластинки «Блошиный Рынок» получилась фанковой, «Время, Которое Нужно Убить» — трип-хоповой, Антон Матезиус спел печально-протяжную «Две Копейки», напоминающую балладу клоуна. Очень мелодичной вышла «На Порядок Выше» группы КАСТА, с которой BILLY’S BAND давно дружны.
Даже если не обращать внимания на стилевые эксперименты, с BILLY’S BAND никогда не заскучаешь. Билли Новик тяжело вздыхает после очередной песни и начинает: «Это было зимой. Был туманный купчинский вечерок. Из содержимого холодильника — только лекарства да пиво, которое в прежние времена до холодильника даже не доходило». Каждая песня — это история или маленький спектакль. Перед тем как затянуть англоязычную «St. James Infirmary Blues», Билли Новик «набросал» очертания главного героя: юноши-сифилитика, откуда-то из XIX столетия, который представляет, как будут проходить его похороны. Другую композицию предварил пересказ диалога с психотерапевтом-теоретиком о песнях BILLY’S BAND, написанных от женского лица. Психотерапевт заключил, что «До тех пор, пока песни от женского лица пишутся в полной темноте, это не извращение».
Фото: //trk-istoki.ru/
Ольга Рябухина