Причем каждый раз это почти не афишируется, но зал все равно забит до отказа, а не студенты СПбГУ просачиваются в аудиторию, передавая друг другу пропуска и студенческие билеты. Молодые люди приходят, чтобы задать кумиру поколений вопросы вроде "а жив ли рок-н-ролл?" и послушать, как он поет под акустическую гитару. Позапрошлую такую встречу Гребенщиков провел на филологическом факультете, потом был полноценный концерт для студентов и преподавателей в здании Двенадцати коллегий. Охрана тогда не пускала собравшихся близко к низкой сцене, где напротив красивой псевдодревнегреческой амфоры сидел сам Борис Борисович. Однако после первой же песни БГ хитро улыбнулся и предложил всем придвинуться к нему поближе. Так что охрана развела руками, а слушатели, облепив и сцену, и даже амфору, благодарно созерцали музыкантов.
А вот на днях Борис Гребенщиков пришел в гости к студентам философского факультета. И опять яблоку негде упасть в актовом зале, и опять даже под стулом кумира поколений, кажется, сидит народ, и контингент уже привычный: умные студенты с книжками, конспектами и в очках, или же неохиппи с фенечками и хайратниками, но все до одного — молодые и жаждут глубоких познаний и общения с гуру. Вопросы задавали разные, в основном привычные — стоит ли возрождать Рок-клуб? В чем смысл жизни? Может ли добро быть с кулаками? Особенно запомнился вопрос: «Почему жестокие птицы голуби — символ мира?» На него даже Гребенщиков затруднился ответить.
Разумеется, спросили Бориса Борисовича и о встрече с президентом. На что БГ уклончиво ответил, мол, в последнее время встречался и с лучшим ударником мира, и с Дживаном Гаспаряном, так что же его все про президента-то спрашивают? Зашел разговор и о Юрии Шевчуке. Гребенщиков отметил, что поддерживает его, и вообще, благодаря вмешательству Шевчука в Ижевске власти передумали сносить несколько сотен домов. Немного позднее БГ вновь упомянул Юрия Юлиановича, говоря о том, что творцу, конечно, надо в первую очередь творить — но тут же добавил: «Всем, кроме Юры, он правильное дело делает".
Гребенщиков добавил, что в ближайшем будущем АКВАРИУМ возьмет примерно полугодовой «отпуск», так что в это время концертов не будет. А потом, конечно, взял гитару и начал петь, в основном новые песни. А также по многочисленным просьбам был исполнен «Город Золотой» - правда, пел ее зал, потому что Борис Борисович честно признался — уже не вытягивает. В итоге под аккомпанемент БГ студенты тоненькими голосами выводили: «С ними золотой орел небесный, чей так светел взор незабываемый», аж слезы наворачивались. После этого Гребенщиков добавил: «Наверное, я получил еще большее удовольствие, чем вы». БГ бережно относится к своим слушателям, открыт для общения и сам отвечает по электронной почте.
После творческого вечера весьма незначительное количество студентов вместе с журналистами просочились в аудиторию № 12, спрятанную за неприметной дверью — чай с БГ пить. Как раз за чаем я и попросила Гребенщикова рассказать — а зачем ему все это надо?
Борис Борисович ответил: Эти мероприятия отличаются от обычных концертов буквально всем, но я не уверен, что хочу что-то брать от этого. Просто есть возможность пойти на встречу к людям, которые хотят меня видеть. Думаю, я для этого и живу. К сожалению, это не всегда возможно некоммерчески — ну не дают мне играть бесплатно. Но для меня это — удовольствие. А что касается молодежи... Я, как говорится в старых произведениях, никак не могу понять, что такое «современная молодежь». Она ничем не отличается — что в восемнадцатом веке, что в шестнадцатом, что в нулевом - молодые люди точно такие же.
Фото: Екатерина Скворцова, Дмитрий Строц
Мария Вдовина