Будущее музыки: CD

16 апреля 2013 года, 18:49 0
Продажи CD с каждым годом опускаются все ниже, и все чаще звучат слова "диск умирает". Но не случится ли так, что популярность формата прекратит уменьшаться, не дойдя до нуля?

Как показывает история, допустимы оба варианта. Виниловые пластинки, перестав быть основным музыкальным носителем, вовсе не исчезли бесследно: они стали фаворитами аудиофилов и ди-джеев, заняв вместо всего рынка определенную нишу и не собираясь ее уступать. Аудиокассеты же явно доживают свой срок в старых автомагнитолах, и новые альбомы на них уже не покупают. От чего зависит то, по какому из этих двух путей пойдет формат? Вопрос в том, располагает ли он преимуществами, которых нет у конкурентов. Винил удобен для использования в ди-джейских сетах и обладает особым звучанием, а кассетам с появлением дисков похвастаться стало нечем.

Как обстоят дела с преимуществами у компакт-дисков? Во-первых, их качество звука превосходит MP3: большинство людей не сможет заметить разницу между MP3 с высоким битрейтом и CD, но для аудиофилов эта разница - серьезный аргумент. Во-вторых, диск можно подержать в руках и полистать буклет: многим людям важно иметь физический объект. В-третьих, диски можно запускать во всех современных автомагнитолах, бумбоксах и DVD-плеерах, в то время как MP3 удобно слушать лишь с помощью компьютера или MP3-плеера. В-четвертых, необходимость платить за лицензионный диск (в отличие от пиратских MP3-файлов), которую многие слушатели считают недостатком, для некоторых становится достоинством: она дает возможность поддержать любимую группу.

Что этому могут противопоставить компьютерные файлы? Качество, которого не хватает MP3, есть у некоторых других цифровых форматов. Если при кодировании CD-музыки в MP3 неизбежны потери (пусть незначительные и не всем заметные), то так называемые lossless-форматы (FLAC, APE, ALAC) сохраняют при кодировании все нюансы оригинала. Файлы, конечно, получаются заметно больше обычных "эмпэтришек", но те аудиофилы, для которых разница принципиальна, обычно готовы пойти на покупку дополнительного винчестера.

Наличие физического объекта? Выкладывая альбомы в формате FLAC, к ним часто прикладывают файлы с отсканированными в высоком качестве страницами буклета. Так что скачавший альбом может записать его на болванку (поскольку FLAC сохраняет исходное качество, звучать будет как оригинальный диск) и распечатать к нему буклет. Конечно, профессиональную полиграфию дома не воспроизвести, но, по крайней мере, есть возможность в любой момент подержать альбом в руках. Так что можно держать FLAC-фонотеку на винчестере, а при желании создавать физические копии любого альбома.

Воспроизведение на любом бытовом устройстве? К этому идет дело и у MP3. Сейчас магнитолы, которые умеют играть MP3 с флэшек, как правило, снабжены неудобным интерфейсом, совершенно не подходящим для выбора одной интересующей песни из сотен имеющихся. Однако появление удобных интерфейсов - вопрос времени. Скоро в автомагнитолы будут встраивать большую память для хранения музыки, почти все новые DVD-плееры будут снабжены разъемом для подключения флэшки, а у мобильных телефонов станут более распространены стандартные 3.5-миллиметровые выходы для наушников.

Возможность поддержать музыкантов? Ее предоставляют легальные магазины цифровой музыки, от пока что не представленного в России iTunes Store до российского Soundkey, а в части случаев можно перечислить деньги и напрямую артисту, не отдавая значительную часть лейблу.

Как можно видеть, на каждый аргумент в пользу CD у "цифры" уже есть или скоро появится достойный ответ - означает ли это, что компакт-диски обречены, и скоро покупать их будет только привыкшее к ним старшее поколение? Нет, на данный момент это не так, потому что "достойные ответы" разделены между разными форматами. Качество и возможность записать "почти настоящий" диск предоставляют lossless-форматы, а купить в интернет-магазине и запустить на магнитоле куда проще MP3. Ситуация и здесь меняется в "компьютерную" сторону (например, все больше MP3-плееров начинают поддерживать FLAC), но довольно неторопливо.

Что же будет с дисками, если "цифра" сумеет преодолеть разобщенность, и какой-либо формат получит все сразу - качество, распространенность в интернет-магазинах и совместимость с бытовыми устройствами? Пожалуй, способ спастись у дисков будет и тогда. Виртуальная музыка всегда будет проигрывать в мире физических объектов (болванка с распечатанной дома обложкой - не то же, что лицензионный диск), и производителям дисков стоит бить в эту слабую точку, увеличивая разницу между самодельной копией и купленной. Диски будут покупать, чтобы поставить на полку в качестве украшения комнаты - и, значит, они должны украшать ее как следует. Вспоминается классическая пластинка THE ROLLING STONES "Sticky Fingers": в изображенные на ней джинсы была вставлена настоящая молния, которую можно было расстегнуть. Подобный подход, который оказался подзабыт с переходом от крупных обложек пластинок к меньшим дисковым, теперь снова может стать актуальным. Дискам, если они хотят остаться конкурентоспособными и жить еще долго, стоит обзавестись необычным и неповторимым оформлением - таким, чтобы они привлекали к себе внимание, ими хотелось хвастаться перед друзьями и они выглядели отличным подарком на любой праздник. Тогда у них будет возможность по-прежнему пользоваться стабильным спросом, пусть и значительно снизившимся.

Правда, тогда возникнет вопрос, относить диски по-прежнему к музыкальной продукции, или уже к сувенирной.  

Евгений Трифонов
Теги:
Комментарии
Отправить