Будущее музыки: пиратство

16 апреля 2013 года, 18:48 0
За последние годы было сделано множество прогнозов о том, как изменится в будущем ситуация с бесплатным распространением музыки в интернете. Воз, по большому счету, остался там же, и могло показаться, что ситуация застыла навечно. Однако не все так просто: именно сейчас происходят процессы, которые могут изменить всю картину.

Речь о том, как следует относиться к бесплатной интернет-музыке, заходит нередко: для этого регулярно возникают поводы вроде судебного процесса над основателями торрент-трекера The Pirate Bay или очередного законопроекта, направленного на борьбу с пиратством. Вот только слова, которые произносят участники дискуссий, год за годом остаются одними и теми же. В своем отношении к происходящему люди выбирают себе точку в диапазоне от "искусство всегда должно принадлежать народу" до "труд творческого человека всегда должен быть полностью оплачен", аргументируя это не меняющимися год от года словами. При этом все, вне зависимости от своего отношения к проблеме, сходятся на одном: звукозаписывающая индустрия может успешно бороться с отдельными точками распространения файлов в интернете, но ей ничего не сделать с проблемой в целом, и, чтобы по-прежнему зарабатывать в изменившемся мире, лейблам надо приспособиться к ситуации и начать работать иначе.

С этим тезисом не хочется спорить, однако его произносили годами, и при этом никто не разъяснял, что же именно понимается под "приспособиться к ситуации". Нет никакого сомнения в том, что мейджор-лейблы, теряющие ежегодно миллионы долларов из-за засилия файлообменных сетей, отдавали значительные суммы специалистам, чтобы те нашли ответ на этот вопрос - а, значит, если бы ответ лежал на поверхности, то был бы обнаружен уже давно. Предпринимались самые разные попытки привлечь деньги слушателей в изменившемся мире (например, на сайте sellaband.com молодые группы, не располагающие деньгами на запись альбома, предлагают всем желающим скинуться, чтобы они могли его записать), но ни одна из них не стала по-настоящему успешной. RADIOHEAD удалось заработать большие деньги, предложив в 2007-м слушателям платить за возможность скачать их новый альбом "In Rainbows" столько, сколько они сами посчитают нужным, однако такое могло получиться только у группы с большой и преданной фан-базой, поэтому подход не прижился.

Многих посещала идея сервиса, где можно было бы легально и бесплатно скачивать музыку, а артисты получали бы отчисления благодаря размещенной в сервисе рекламе. В чистом виде она оказалась нереализуема: интернет-реклама приносит столь скромный доход, что получать существенные деньги смогли бы только сверхпопулярные артисты. Измененную версию взял на вооружение сайт we7.com: он разрешает не скачивать музыку, а только прослушивать ее в онлайне. В этом случае, когда с рекламой приходится сталкиваться при каждом прослушивании песни, и в собственность слушателя она никогда не переходит, громадного разрыва между доходом от рекламы и предоставляемым слушателю продуктом уже нет. Однако необходимость перед каждой песней слушать звуковую рекламу - тоже не из приятных.

Cервис Spotify, доступный на данный момент в шести европейских странах и стремительно набирающий в них обороты, зашел дальше: он тоже предоставляет легальное онлайн-прослушивание, но за 10 евро в месяц можно отключить своему аккаунту рекламу. И это - очень любопытное предложение. Да, в торрентах всю ту же музыку можно получить бесплатно. Но это означает необходимость отыскивать в них все интересующие записи по одной, cкачивать их, следить за соотношением скачанного-отданного на торрент-трекере, занимать музыкой много места на жестком диске. Что предлагает Spotify? Заплатив раз в месяц заранее оговоренную и не слишком большую по европейским меркам сумму, не знать больше вообще никаких забот: когда захотелось послушать какую-то песню или группу, набирать название в строке поиска и тут же начинать слушать. Российские слушатели, впрочем, познали это удовольствие и без абонентской платы благодаря "В Контакте", но за рубежом, где к пиратству в социальных сетяхотносятся строже, новая возможность - настоящий подарок.

Основной аргумент против использования Spotify - то, что он позволяет слушать музыку на компьютере, а для MP3-плеера ее все равно придется получать другим способом (в платном режиме Spotify позволяет скачивать, но с ограничениями). Если человек все равно будет качать интересующее в торрентах из-за плеера, зачем ему еще и платить за онлайн-прослушивание? И в этот момент в ход вступает ключевое нововведение наших дней: возможность онлайн-прослушивания музыки на мобильных устройствах. В тех городах, где есть 3G-сети, способные подключаться к ним мобильные телефоны уже сейчас получают достаточно скоростной интернет для того, чтобы загружать музыку прямо по мере ее прослушивания. И в сентябре клиентская программа Spotify, до этого существовавшая только для компьютерных операционных систем, обзавелась двумя новыми версиями: одна из них работает под iPhone OS (то есть программу стало возможным запускать на "айфонах"), другая - под Android (эта система от Google появилась недавно, и пока что выпущено лишь несколько моделей коммуникаторов с ней, однако ее называют очень перспективной). Ведется работа над версией для системы S60, под которой работают многие телефоны от Nokia. А британский мобильный оператор 3 UK и вовсе собирается продавать коммуникатор HTC Hero в комплекте с тарифным планом, в который уже входит использование Spotify.

Таким образом, обладатели некоторых мобильных телефонов уже получили возможность в любой точке, где есть 3G-покрытие, в любой момент включить любую музыку из имеющейся в ассортименте Spotify, не скачивая ее заранее. Это заманчиво - но еще заманчивее следующее. Сейчас в мире активно разворачиваются WiMAX-сети, предоставляющие более скоростной и дешевый доступ в интернет, чем 3G-телефоны. Если WiMAX-покрытие станет повсеместным, как сейчас мобильное, то возможно появление MP3-плееров с поддержкой WiMAX. А это позволило бы, подключаясь к сервисам вроде Spotify, запускать музыку из интернета непосредственно на плеере. Да, это стоило бы денег - помимо абонентской платы Spotify, пришлось бы платить еще и WiMAX-провайдеру. Но при этом можно было бы забыть о том, что в небольшой объем плеера вмещается лишь часть любимой музыки, о том, что надо постоянно копировать в плеер недавно скачанное, о том, что по закону подлости часто хочется послушать именно то, чего в плеере в этот момент нет... Слушать что угодно, где угодно и когда угодно, не затрачивая практически никаких усилий - достаточно привлекательная перспектива, чтобы оттянуть многих любителей торрентов и обеспечить денежные вливания в музыкальную индустрию. Деньги от каждого из пользователей будут поступать небольшие, зато, в отличие от музыкальных интернет-магазинов с их разовыми покупками, регулярно.

Пока что слова о MP3-плеерах с выходом в интернет - лишь предположения, и для воплощения им еще придется преодолеть множество препятствий. Например, несмотря на широту ассортимента Spotify (около 6 миллионов треков), в нем зияют большие пробелы из-за того, что не все правообладатели сейчас хотят сотрудничать: в числе представленных групп нет, например, THE BEATLES. Однако все это производит большое впечатление уже сейчас - по следующей причине: если предыдущие десять лет прошли в однообразных бесплодных дискуссиях на тему "индустрии надо как-то подстроиться к изменившемуся миру", то теперь, кажется, у нее в кои-то веки появилась реальная возможность это сделать.  

Евгений Трифонов
Комментарии
Отправить
Билли Новик из BILLY'S BAND о разнице между копированием и воровством.
05.07.2012, 11:22