Будущее музыки: телевидение

16 апреля 2013 года, 18:51 0
То, что музыкальному телевидению с приходом интернет-видео изрядно поплохело, ни для кого не секрет. Однако только в этом году оно окончательно превратилось из мощного инструмента, определяющего всю мировую музыкальную картину, в "бедного родственника" YouTube.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

В крутое пике его популярность сорвалась несколько лет назад, когда видеохостинги вроде того же YouTube принялись решительно покорять мир. Зрители получили возможность смотреть то, что они сами хотят, а молодые группы - доносить свои клипы напрямую до зрителя, больше не боясь программных директоров и слова "неформат". Однако, изрядно сдавая позиции с каждым годом, телевидение все же оставалось значимым. Теперь стратегический рубеж пройден: музыкантам стало ясно, что можно легко обходиться вообще без него.

В чем именно это выражается? В этом году вышли три клипа, в той или иной степени не соответствующие MTV-формату: Eminem "3 A.M." (кровавый ролик в духе жестких хорроров), DEPECHE MODE "Wrong" (эффектная, но странная и отталкивающая история в духе фильмов Линча) и RAMMSTEIN "Pussy" (клип с порно-сценами). То, что они изначально снимались с прицелом на интернет, а не телеротацию, само по себе не слишком удивительно, другие группы промышляли этим и раньше. Но любопытно то, что к этому решили прибегнуть звезды первой категории, причем возвращаясь из отсутствия в четыре-пять лет. Когда суперзвезда хочет продать новый альбом тиражом не ниже прежнего, а о ней за время отсутствия успели подзабыть, нужен суперхит, звучащий из каждого утюга, и в этом случае необходимо задействовать все значимые ресурсы. Да, RADIOHEAD еще в 2000-м в аналогичной ситуации отказались от полноценной телеподдержки, сняв к альбому "Kid A" вместо клипов набор странных коротких роликов и выложив их на своем сайте. Но этой группе всегда свойственно было опережать время. Теперь же, когда к этому начали прибегать массово, приходится констатировать: телевидение перестали считать серьезным инструментом продвижения.

Означает ли это скорую и неминуемую смерть музыкального телевидения? В зависимости от того, что под этим понимать, ответом может быть и "она уже произошла", и "пока что признаков этого нет". Первый ответ - для того случая, когда под музыкальным телевидением понимаются музыкальные телеканалы. Де-юре они по-прежнему существуют, но де-факто перестали быть музыкальными: доля музыки везде снижается, а время трансляции клипов переезжает на ночное. Открывшийся в 2003-м кабельный канал Fuse TV попытался исправить ситуацию, даже взяв слоган "канал, на который ушла музыка", но и его хватило ненадолго. Получая в 2007-м от MTV награду за клип, Джастин Тимберлейк призвал его "ставить, черт возьми, больше клипов", но эффекта его действия не возымели, и годом позже канал закрыл свою главную музыкальную передачу "Total Request Live". Телевизионщики пытаются заполучить внимание с помощью высокого качества (вещать в разрешении 1080p, которого нет на YouTube) и эксклюзивного контента (например, MTV пресекает попытки зрителей выложить на YouTube записи выступлений с его премии VMA), однако это не слишком помогает: качество и у YouTube стало довольно приличным, эксклюзивов не так много, а записи с VMA в разрешении 1080p можно легко найти в торрентах.

Однако, если говорить не о музыкальных каналах, а вообще о музыке на телевидении, то ответ будет совсем другим: она исчезать совершенно не собирается, присутствуя в самых разных вариантах - от живых выступлений музыкантов в телестудии до песен в заставках передач. Передача "American Idol" (американский аналог "Фабрики звезд") по-прежнему сохраняет очень высокие рейтинги - в отличие от клипов, это именно эксклюзивный контент. Музыка не пропадет с голубых экранов полностью - просто она, перестав быть владычицей широких просторов, заняла определенную нишу (как виниловые пластинки, перестав быть основным носителем музыки, остались при этом любимцами аудиофилов). Всегда найдутся люди, которые хотят слушать (и видеть) музыку на кухне во время ужина, не нажимая для этого кучу кнопок на клавиатуре, и для таких музыка на телевидении останется. Вполне возможно, что скоро подключаемые к телевизору медиаплееры дойдут до такого уровня, когда запустить интересующее лично тебя видео из интернета станет не сложнее, чем включить общий для всех телеканал, и произойдет переворот. Но он будет уже не смертью музыкального телевидения, а смертью телевидения вообще - по крайней мере, таким, каким мы его знаем.

 

Евгений Трифонов
Теги:
Комментарии
Отправить