ЦЕНТР. Василий Шумов. Праздник общей беды

22 апреля 2013 года, 17:36 0
Василию Шумову из группы ЦЕНТР 23 марта исполнилось пятьдесят лет, и вышел в свет первый диск творческой акции "Содержание".

Кто он – главный в Москве по новой волне, лос-анджелесский хикки или хоккеист, музыкант с дистанционным методом записи или экстраверт, обличитель или гуманист? Немножко Гоголь или нечто другое? Василий Герардович Шумов дает ответ.

FUZZ: Мария Любичева из БАРТО восторженно отзывалась об идее объединения музыкантов в "Содержании", говоря, что вы предлагали им не быть разобщенными, как это сейчас принято. А были ли такие, кому предложили, да они отказались?

Василий Шумов: Я рассказываю о творческой акции "Содержание" самым разным музыкантам. Но я никому ничего не предлагаю, никого не уговариваю к нам присоединиться. Я просто говорю, что вот есть такой проект, с такими идеями и целями. Если вам интересно, то двери открыты для общения и сотрудничества. Сейчас вот мы готовим концертную программу "Содержание Live" и, возможно, в ней будут принимать участие не только те, кто записывался на одноименном альбоме, но и новые музыканты, которые решили подключиться к акции только сейчас.

Василий Шумов и Мария Любичева...

FUZZ: Может показаться странным соседство откровенно протестных артистов (Михаил Борзыкин) с вполне умеренными (Дмитрий Шагин) или успешными (БИ-2). С ними вы как пришли к общему согласию?

Василий: Моя идея состоит в том, что акция "Содержание" должна быть доступна самому широкому слушателю. От детсада до дома престарелых. По этой причине, например, мы не используем в наших треках ненормативную лексику. Но это, пожалуй, единственное ограничение. В остальном наш проект открыт абсолютно для всех музыкантов, неважно – протестные они или непротестные, успешные или неуспешные. Главное, чтобы участники поддерживали идеи и цели "Содержания", а так же – чтобы с ними можно было сработаться, установить дружеские и уважительные отношения.

FUZZ: Возможно, глупый вопрос, но есть ряд весьма популярных музыкантов, открыто противостоящих государству, которых нет на диске. Вы с ними общались, или вам это не было нужно привлекать не близких людей?

Василий: Акция "Содержание" – это не партячейка, не секта и не кружок революционеров. Но если кто-то из музыкантов с активной гражданской позицией заинтересуется участием в "Содержании", то мы обсудим, что можем создать вместе. И, вполне возможно, у нас получатся какие-то интересные работы, как, например, наш совместный трек с Мишей Борзыкиным "Позитиф". Главное – уметь общаться и находить то, что нас объединяет как творческих людей и как граждан.

FUZZ: И поразил, конечно, петербургский выбор участников (кроме Михаила Борзыкина) – Дмитрий Шагин, Владимир Рекшан. Вы с ними давно дружите?

Василий: Мы все участвовали летом 2009 года в гражданском форуме "Пилорама", который проходил в музее памяти жертв политических репрессий "Пермь-36", на бывшей советской политзоне времен ГУЛАГа. Во время "Пилорамы" мы познакомились, у меня была возможность подробно и в непринужденной обстановке рассказать о только начинавшейся акции "Содержание", и ребята заинтересовались. С этого все началось и, к счастью, этим не закончились – и с Рекшаном, и с Шагиным мы впоследствии записали треки для первого альбома "Содержание".

...Владимир Рекшан

FUZZ: И почему нет некоторых имен, которые принято связывать с вами уже много лет?

Василий: Если вы говорите о музыкантах, которые не участвовали в записи первого альбома "Содержание", то ведь это пока только начало.
В рамках акции мы планируем новые записи альбомов, концертные программы, мультимедийные проекты... Вполне возможно, что со временем в "Содержании" проявятся и многие другие музыканты, поживем – увидим.

FUZZ: Вас не считают энергетическим вампиром из-за тяги к творческим союзам?

Василий: Это вопрос из области мракобесия, к которому я не желаю иметь никакого отношения. К сожалению, градус мракобесия в нашем обществе резко повысился в нулевые годы, что еще раз показывает бессодержательное существование социума. А что касается музыкальных союзов, то я не вижу в этом ничего плохого. Вспомните, кто написал наиболее выдающиеся песни за последние 50 лет – там окажется немало творческих союзов типа Лейбер – Столлер, Леннон – Маккартни, Хюттер – Шнайдер, Уотерс – Гилмор и многие другие.

FUZZ: Как вы находите общий язык с музыкантами-максималистами, ведь ваши лирические песни чуть ли не образцовый поп, а у них такого нет.

Василий: Я музыкальный продюсер акции "Содержание" и не вижу особых проблем в том, чтобы находить общий язык с самыми различными музыкантами. Было бы желание. Открою вам один секрет: нормальные музыканты всегда могут друг с другом договориться. Ведь нас многое объединяет: мы выросли на практически одной и той же музыке, у нас общие гуманистические и культурные ценности и многое другое. Разве этого не достаточно?

FUZZ: Что вы предполагаете сотворить на следующих этапах "Содержания"?

Василий: Акцию надо было с чего-то начинать, поэтому, чтобы процесс пошел, я сам написал большинство треков для первого альбома, а исполнили их разные музыканты. Я надеюсь, что на следующих альбомах будет больше разных авторов, а я сосредоточусь на продюсировании альбомов и других проектов акции "Содержание".

FUZZ: Вы, как говорили, дома там, где находитесь, а в нашей стране принято делить (по-имперски или по-советски) мир на Россию и враждебную заграницу. Бывало, что вы изменяли такую точку зрения у слушателей, собеседников?

Василий: Я чувствую себя дома там, где я могу заниматься любимым делом, реализовать свои творческие идеи. Я не ищу врагов по миру. Я благодарен русским людям, которые в самом начале моего творческого пути вдохновили и поддержали меня в Москве. Но я благодарен и американцам, у которых я многому научился в плане рок-музыки, новых медиа, современного искусства, активного образа жизни.

FUZZ: Вам приходится еще слышать "Не критикуйте нашу страну, ведь вы из Америки". А раньше, наверное, вместо этого было "вы из Москвы"?

Василий: Вы, наверное, имеете в виду тип людей, которых в Америке называют хейтерами. Эти хейтеры есть везде, и никуда от них не денешься. Это реалии нашего бытия.

FUZZ: По бездуховности Россия приблизилась к Америке, тысячелетняя культура стала меньше ощущаться?

Василий: Я все-таки хотел бы получить вразумительный ответ по поводу установки о тысячелетней культуре России. Что это и где это? Когда говорят о русской культуре, то обычно подразумеваются Пушкин, Достоевский, Мусоргский и другие великие русские деятели искусства, взрощенные на европейских традициях. Это те, кто жил 100, 200, максимум 300 лет назад – с ними у современного русского человека остается духовный и интеллектуальный контакт. А что было до них из того, что мы считаем величайшими примерами русской культуры?
Я не говорю про религиозно ангажированных авторов или эпос. Сами знаете, что не так давно любое отклонение от линии церкви кончалось на костре или на дыбе. Более того, 70 лет тоталитарного коммунизма создали свои, во многом патологические и дикие культуру и искусство, что отбросило русских в плане развития лет на 100 или более назад. Поэтому вполне возможно, что американская культура сегодня – более цельная и содержательная, чем русская. Сам факт того, что русские заимствуют многое из современной американской культуры из-за отсутствия чего-то лучшего и своего, говорит о многом.

FUZZ: Среди причин для отъезда большинство называет западные соцзащиту, законность, безопасность. Для вас что было важно и почему неважно стало сейчас?

Василий: В конце 80-х годов, на закате перестройки, мне просто стало нечего делать в Москве. Все, что происходило в мире русской рок-музыки, меня не привлекало. Музыканты начали стремиться к заколачиванию денег и массовому признанию в духе звезд советской эстрады. А меня тогда интересовали первые персональные компьютеры, новые музыкальные технологии и медиа-арт – центром всего этого была Калифорния. Поэтому мне было намного интереснее жить в Лос-Анджелесе, чем в Москве. Теперь, 20 лет спустя, для творчества границы практически исчезли, и можно заниматься различными интересными проектами там, где вы черпаете вдохновение и энергию.

FUZZ: Есть ли подходящее для вас общественное устройство? Какое из существующих лучше подходит для творчества?

Василий: На мой взгляд, для свободного и творческого человека любая из известных общественных систем будет своего рода проблемкой. Любая система, даже самая либеральная, не жалует свободных мыслителей, разница лишь в том, что в некоторых общественных устройствах за свободные мысли людей до сих пор гнобят или просто уничтожают. Где-то тоталитарный "Большой Брат" больше, где-то поменьше, но есть везде.

FUZZ: Вы с сожалением говорили о том, что сейчас у нас люди предпочитают надеяться на других, на власти. Это разве не часть русского характера, и это можно изменить?

Василий: Дело в том, что у нас большинство людей, процентов так 90, являются пассивными членами общества. Они чего-то ждут от системы, каких-то подачек, добавок, льгот или иллюзорных гарантий. Как правило, все эти ожидания кончаются ничем. Для меня это не часть русского характера, это скорее часть русского приспособленчества. Для меня понятие русского характера олицетворяется в таких людях, как Высоцкий, Шаламов и многих других, которые благодаря силе духа и таланту смогли победить злобную систему, уничтожающую личность.

...АК Троицкий

FUZZ: Принято считать, что "чистое искусство" отрицает навязываемые ценности, например, необходимость иметь детей - а у вас есть. Они разделяют ваши позиции, далекие от буржуазных?

Василий: Насколько мне известно, концепции "чистого искусства" вообще не рассматривают привязку автора к ценностям типа семьи, работы, карьеры, денег. Я не навязываю себя никому, в том числе, и своим детям. Я не стремлюсь кем-то владеть, даже если это мой ребенок.

FUZZ: Еще про искусство в отрыве от мира. Например, Гоголь почти всю жизнь провел в одиночестве и без родных, использовал людей в случае необходимости, включая Пушкина, занимаясь литературой и просветительством. Вы не чувствуете себя немного Гоголем, почти полжизни проведшим за границей?

Василий: Мы живем совершенно в другое время, в другой цивилизации – по сравнению с Гоголем. Одиночество типа гоголевского просто недостижимо для современного человека. Конечно, родственники, которых мы сами себе не выбираем, и в наше время могут оказаться крысами. Но одиночество как сознательный выбор творца – это выбор ошибочный и тупиковый.

...БИ-2

FUZZ: Вас возмущают поющие трусы и кошельки на эстраде, но разве "бесполезные песни" не были и будут главными всегда? При Брежневе "Песня года" больше уважала зрителей?

Василий: Предложенная мной творческая акция "Содержание" является ответом на этот вопрос. Детали на сайте //soderzhanie.com

FUZZ: Почему вы после, как говорят, продолжительного отказа, снова стали играть старые песни на концертах - ради зрителей или себя?

Василий: Сугубо по просьбам зрителей. Дело в тот, что я выхожу на сцену в первую очередь для зрителей и стараюсь их не огорчать. Поэтому и была сделана концертная программа ЦЕНТРА из песен 80-х годов, а сейчас мы делаем, также по просьбе зрителей, программу из песен ЦЕНТРА 90-х. Плюс к этому, мне просто приятно иногда поиграть живую музыку в традиционном рок-составе.

FUZZ: В 50 лет происходят ли изменения личности: становишься тише, спокойнее?

Василий: В Москве на днях прошел юбилейный вечер под названием "Опять 25!", посвященный моему 50-летию. И мы там неплохо покуролесили! А еще замечу, что жизнь в 50 лет стала для меня
более приятным явлением, чем жизнь, которая была у меня в 20.

FUZZ: Правда ли, что, если не пить и курить много лет, то сознание очищается, и не стареешь?

Василий: Если не пить и не курить, то когда настанет время умирать, можно будет с удивлением заявить: "Надо же, а я ведь умираю ни от чего!"

FUZZ: А про Россию можно сказать, что "ее не заменишь ничем"?

Василий: То же самое можно сказать про все, что угодно.

Л. ПЕКОВ

Фото: //img-fotki.yandex.ru/

Комментарии
Отправить
от ретровейва до вэйпорейва
03.03.2016, 14:39 0
Фрагмент выступления группы "Центр" в клубе VinyllaSky
12.11.2015, 15:47 0
"Фузз" поговорил о самом важном с лидером группы "Центр"
15.10.2015, 13:44 0