Что делать с удешевлением производства и последующей девальвацией конечного музыкального продукта и Кто сказал, что у музыки есть будущее? Часть первая

25 апреля 2013 года, 16:48 0
Устрицы всегда спокойны. Их ничто не может вывести из равновесия. Устрицы ровно ничего не смыслят в музыке. Марк Твен

Начало двухтысячных окончательно утвердило цинизм как культурную доминанту. При этом публика, уверенно подсевшая на аутсайдерские протопесни в исполнении провинциальных подростков из интернета, не сомневается, что знаки, указывающие на будущее поп-музыки, можно обнаружить в недавнем или далёком прошлом.

Кто-то видит в троглодитах, не умеющих обращаться с инструментами, но освоивших Garage Band, предвестников процесса оздоровления музыкального процесса. Бумажные entertainment-гиды раз в две недели провозглашают новых мессий от DIY. Однако очевидно, что пока традиционные медиа не занимаются продвижением нишевой музыки, ни о каких изменениях не может идти речи. «Ведь никто уже давно не отличает хорошей музыки от плохой» - говорят некогда суровые функционеры от шоу-бизнеса, оправдывая попытки создать агрессивно навязываемый поп-продукт по единственно работающей в условиях кризиса мейджор-лейблов схеме. Пока часть аудитории находит спасение в группе ЛЕМОНДЭЙ, другая же возмущается их пустыми кривляниями, особо настырные ищут причину всех бед современной музыки в глобальной цифровизации.

Первый момент, отменяющий надежду на будущее музыки, - сугубо технологический. Несмотря на то, что в ХХ столетии индивидуальный стиль чаще всего не нуждался в суммарном авторитете школы и направления, имел место общий закон развития для музыки всех категорий. Именно тогда процесс записи стал фактически равен процессу сочинения материала – образ записи начал диктовать принципы построения композиции. По сути, композитор начинает студийную работу уже на первых этапах формирования трека. Многие артисты, хорошо знавшие возможности современной техники, работая над музыкой для записи, вносили в палитру новые музыкальные элементы. Технологический процесс звукозаписи с каждым годом дешевеет, упрощается набор технических средств, происходит девальвация методик и конечного продукта. Муссируемый в прессе кризис музыкального бизнеса во многом происходит из кризиса технологического. Все большую роль в производстве музыки начинает играть постпродакшн. Продюсирование записи – достаточно сложный процесс, который объединяет и творчество, и бизнес. Продюсер следит за тем, чтобы проект не вышел за рамки установленного бюджета, отвечает за коммерческий успех песни, альбома, а также активно включен в процесс звукозаписи. Его участие распространяется на каждый элемент этого процесса: сочинение, аранжировку, организацию творческой работы, определение характера звучания исходя из возможностей исполнителя, микширование. Продюсер должен иметь основательные знания в сфере электронно-компьютерных технологий и использовать их для создания индивидуального звукового образа конкретного исполнителя. Он должен точно представлять, на какой потребительский рынок направлен его музыкальный продукт, и, исходя из этого, добиваться соответствующего звучания. Современные функции музыкального продюсера отличаются от тех, что возлагались на него в начале эры звукозаписи. Под влиянием широкого распространения звукозаписи существенно изменялись и эстетические нормы звучания популярной, танцевальной и рок- музыки. Роль звукорежиссера стала здесь даже еще более важной, чем при записи симфонической музыки.

Многие этапы записи современной музыки, бывшие когда-то привилегией крупных студий, постепенно перемещаются в коммерческие проджект-студии и домашние студии музыкантов. Нередко вокал записывается в одном месте, инструментал – в другом, а сведение происходит в третьем. Трудно оценить, насколько плохо или хорошо это сказывается на записях. Впрочем, подобная технология дает возможность продюсерам экономить деньги, а музыкантам выбирать на каждом этапе студию, которая лучше всего подходит для работы. Процесс записи эстрадной, танцевальной, альтернативной и прочей современной популярной музыки, включая некоторые направления джаза, даже по концепции кардинально отличается от записи музыки классической. Дело в том, что большинство музыкальных инструментов, которые мы слышим на этих записях, не имеют собственного акустического звучания. И различия тембров, например, электрогитар и синтезаторов определяются не только способом звукоизвлечения, но и расположением, схемой подключения и электрическими параметрами различных датчиков, усилителей и генераторов. Часто именно аранжировщик записывает и микширует на компьютере первый «электронный» вариант песни, в котором синтезированные инструменты исполняют то, что потом будут играть «живые».

Эпоха портативного аудио диктует новые правила для издателей и распространителей музыкальной продукции. Если в 2005 году в России было продано 157 тыс. флэш-плееров и плееров со встроенным жестким диском, то в 2007 году этот рынок вырос в 2,5 раза - до 400 тыс. штук, а в 2011-м достигнет 1 500 000 штук. Крупные лейблы заинтересованы пока в основном в переизданиях известных образцов на альтернативных носителях. У не самых популярных артистов на USB-флэш и карточках microSD выходят либо мерчендайзинговые объекты, либо альбомы, выпущенные своими силами. Эпоха диктатуры лейблов подходит к концу, и менеджмент артистов ищет нестандартные пути продвижения своих артистов. За счет этого расширяются функции личного менеджмента. Музыканты не остаются в сиротском положении – напротив, они получают больший объем личной ответственности и, как следствие, больше возможности контролировать процесс. Ну а компании приобретают свободу для привлечения дополнительных финансовых источников для артистов.

В докризисном 2008 году бурное развитие цифровых каналов распространения музыки поставило перед лейблами вопрос поддержания интереса к физическим носителям. Основная причина, заставляющая западных мейджоров применять новые схемы получения дохода, – падение реализации традиционных физических носителей музыки, не актуальна для России: цифры продажи лицензионной CD-продукции растут, лейблы не заинтересованы в русском сегменте сети.

Всё больше артистов пренебрегают традиционными способами и выступают за бесплатное распространение музыки через интернет. Этот аспект косвенно влияет на уровень конечного продукта - вместе с оформленными записями слушатель готов поглощать несведёнки, плохие CD-рипы и демо-версии гигабайтами.


Продолжение следует

Анна ЖАВНЕРОВИЧ

Фото: //www.ljplus.ru/

Комментарии
Отправить
Бесплатные каналы распространения музыки породили колоссальный информационный шум. Музыкальное искусство во многом уподобилось интернету как фрик-платформе. Есть ли смысл вкладывать денежный ресурс в продукт, который при удачном стечении обстоятельств и т
25.04.2013, 15:48 0