Предложение после точки
Вышедший 9 ноября 2010 года альбом “Dio at Donington UK – Live 1983 & 1987” – равноценное продолжение четырёх предыдущих концертников группы. Музыка “At Donington” – свидетельство безграничной способности Дио к импровизации, проявившейся ещё в эпоху выступлений RAINBOW в Германии. Будучи одним из величайших вокалистов и композиторов рока, Ронни делал каждый концерт уникальным, непохожим на другие. Несмотря на то, что основные мелодические ходы импровизаций “Heaven and Hell” (1983) и “Man on the Silver Mountain” были заимствованы из концертов BLACK SABBATH и RAINBOW, каждый номер звучит оригинально; вокал Дио всегда привносит что-то новое в хорошо известные песни – такова дважды повторённая «лёгкая» партия в “Straight Through the Heart”.
Два диска - записи двух выступлений на фестивале «Monsters of Rock» (первое – в поддержку дебютного альбома “Holy Diver” (1983), записанного после ухода из BLACK SABBATH, и второе – в поддержку “Dream Evil” (1987) были изданы в память о Ронни Джеймсе Дио, скончавшемся 16 мая. Составы группы на первом и на втором диске отличаются только гитаристом (Вивиан Кэмпбелл и Крэйг Голди соответственно); остальные участники – те же (барабанщик Винни Эпписи и бас-гитарист Джимми Бэйн, игравший с Дио ещё на альбоме “Rainbow Rising”).
Концерты 1983 и 1987 гг. позволяют отчётливо проследить пути формирования канонического сет-листа группы, основу которого составляли композиции с “Holy Diver”, дополненные пятью-шестью наиболее популярными хитами BLACK SABBATH и RAINBOW с Дио. Поэтому подбор песен на первом диске вряд ли чем-то удивит поклонников группы, бывавших на концертах Ронни в 2000-е: это костяк концертного репертуара DIO, никогда не отличавшегося большим разнообразием и не сильно менявшегося с годами. Неудивительно и то, что на втором диске повторяются многие песни, прозвучавшие на первом (добавлена “The Last In Line” с одноимённого альбома 1984 г. – композиция, также вошедшая в «лайв-канон»). Поэтому особенно интересно услышать исполненные на втором концерте песни с пластинки “Dream Evil”: заглавную вещь, открывающую диск, “Naked in the Rain” и знаменитую балладу “All the Fools Sailed Away” (звучащую в сокращённой версии), не вошедшие в традиционный сет-лист.
Оба выступления отражают начальную и конечную точки наиболее классического периода в истории группы DIO. С 1983 по 1987 годы её лидер и остальные музыканты набирали популярность, а каждая новая запись быстро получала классический статус. Оба концерта являются переходными: первый был записан после выхода “Holy Diver”, второй – в эпоху альбома “Dream Evil”, когда широкая публика стала уделять Ронни меньше внимания. Возможно, именно поэтому песни с нового (на тот момент) альбома не вошли в «стандартный набор». Именно в это время формировалось звучание группы DIO: продолжая стилистику второго состава BLACK SABBATH, её лидер соединял жизнеутверждающую энергию классического хард-рока с мощью и простотой хэви-метала, сложные, динамичные риффы с более жёстким аккомпанементом.
Неподготовленного слушателя может смутить характерная для Дио «фрагментация» материала: многие песни звучат лишь маленькими отрывками. Вероятно, этим приёмом группа несколько злоупотребляет, но злоупотребляет гениально: мелодия концовки “Children Of The Sea” (на втором диске) блестяще вплетена в короткую блюзовую импровизацию. Инструментальных изысков на альбоме практически нет, но профессионализм музыкантов способствует реализации главной цели: сосредоточению внимания на вокале Дио.
Алан Жуковский
Фото: //wordpress.com/