Александра Алмазова, группа NON CADENZA: «Лет двадцать пичкали нас советской эстрадой, и изголодался народ по чему-то интеллектуальному. Но это слишком сложная музыка, чтобы ее до конца понимать. Она никогда не будет массовой, тем более в нашей стране. Это просто мода на псевдоинтеллектуальность».
Андрей Кондаков, музыкант, преподаватель джазового отделения музыкального училища Мусоргского и арт-директор клуба “JFC”: «Джаз никогда не был филармонической культурой в такой степени, как клубной. Последняя – норма для джаза, именно в клубах случаются спонтанные джемы музыкантов. А молодежь всегда тянется к тому, что любопытно, ново и интересно. Джаз привлекает неповторимостью импровизации, все рождается на ваших глазах».
Джазовое дерево, фьюжн и сонм современных групп
Тенденции XXI века предполагают слияние огромного количества материала, сваливающегося на наши бедные человеческие мозги, в более-менее структурированную информацию. Андрей Кондаков: «Есть знаменитое американское «древо джаза», на котором изображены все ветви джазовой музыки». И к этому древу можно подобрать одно слово, интегрирующее многие жанры и стили – фьюжн. Основоположник - трубач Майлз Дэвис, годы – 60-е. Как и у слоеного торта джаз – это корж, основа основ. Дальнейшими ингридиентами наслаиваются рок со звучанием электрогитар, танцевальные ритмы фанка и ритм-н-блюз, нежные мелодии соула, а иногда даже используются клавишные. Длительная сольная импровизация, продолжительные партии отдельных инструментов – характерные черты.
Андрей Кондаков
Увлекающиеся натуры подхватили заразительную волну фьюжна и творят на его основе что-то свое, добавляя инструментов, электронного звучания и собственных элементов секретного происхождения. Присмотримся, что же у них получается.
Талантливая девушка Яна Чудит занимается промоушеном новинок в мире джаза. Александра Алмазова: «Яна – первопроходец, она взялась за ту нишу, которой никто никогда не интересовался – молодые, начинающие музыканты».
Одна из ее групп – NON CADENZA. Хрупкая солистка Саша Алмазова – воплощение образа девушки начала XX столетия, искренним соулом повествующей о «сережках, которые поют от ветра» и о табу на танцах с незнакомцами. Стиль группы – pop-fusion, на их концертах танцуют и подпевают даже представители сильного пола.
Другая небезызвестная группа, о которой благосклонно отзывается Артемий Троицкий, - NINA KARLSSON. Стиль: sincere jazz, навеянный фанком и блюзом. Песни англоязычные: «о своем, о девичьем» - отрицание одиноких ночей, и о танцующих.
Следующая категория – мультиинструментальные ансамбли, собранные из музыкантов таких групп, как MARKSCHEIDER KUNST, SPITFIRE, ЛЕНИНГРАД, СПЛИН.
Стиль ST. PETERSBURG SKA-JAZZ REVIEW «толстым» намеком скрыт в самом названии. Веселая композиция «Skatana» и дикие примеси фанка и свинга заставят танцевать даже самых закомплексованных. Песни о желании, цирке в голове и солнечных летних днях.
В случае с OPTIMYSTICA ORCHESTRA к вышеперечисленным музыкантам добавляется Евгений Федоров из TEQUILAJAZZZ. Стиль: ska-jazz, боссанова. Песни о простых десяти минутах, самой малости плещущегося в чашке кофе и мутной утренней заре.
Музыка Кавказа или Нино Катамадзе как открытие для российское сцены прошлых лет. Сейчас имя грузинской певицы на слуху у всех ценителей жанра и стоит напротив слова «хедлайнер» «Усадьбы Джаз». Крайне любима на западных фестивалях.
Две девушки из ZVENTA SVENTANA – вот кто делает ту самую «авторскую» музыку. Путешествия по дальним закоулками России дали почву для народно-джазовых песен. Стиль: джаз, электроника и фолк. Александра Алмазова: «Я ими восхищаюсь, это моего формата звезды». Перед ними Саша испытывает больший трепет, чем перед Уитни Хьюстон или Бейонсе.
НИЧЕЙ КВАРТЕТ – инструментальный коллектив «мальчиков-зайчиков», создающий свой звук при помощи саксофона, гитары, контрабаса, барабанов и флейты. Стиль: нью-джаз, классическая школа в современной обработке. Андрей Кондаков: «Это пример для подражания молодым музыкантам. Они ничего не ждут, а пытаются сами что-то делать».
Вас очаровывает глубокий вокал чернокожих женщин, и вы считаете исключительно их достойными представительницами джаза? Вы просто не слышали LERA GEHNER BAND. Это не просто группа, а шоу с бесконечно новыми задумками солистки с фантазией.
Еще один негритянский вокал. Соул, фанк и хип-хоп с французской изюминкой и петербургской географией - AMY PIETERSE.
Мультиинструменталисты MARIMBA PLUS не просто играют джаз, а пишут композиции, каждая из которых в своей манере рассказывает сказочную, мифологическую историю. Стиль - арт-фьюжн (джаз, этника, электроника).
Александра Алмазова
На джазовый корж наслаивают столь разные звуки, шумы имелодии, что получаются торты совсем разных стилей. Главное – не потеряться в «джазовом дереве» и выбрать свою «ветку». Псевдоджаз, написанный в погоне за модой людьми, ничего в этой музыке не понимающими, следует тут же для себя забраковать и всячески избегать.
Крупные фестивали и тематические вечера
На крупные фестивали джазовая среда в русских реалиях пока еще не богата. Самый известный и значимый – «Усадьба Джаз». Проводится в подмосковье на протяжении вот уже шести лет. Александра Алмазова: «С джазом у нас не очень, фестивали либо местечковые, либо крупные, захватывающие все, вроде «Усадьбы Джаз». Они приглашают одних и тех же музыкантов, а молодым исполнителям попасть на этот фестиваль не так просто».
Фестиваль “Lady in Jazz”, направлен на современные женские голоса и клубную атмосферу. Проводится в обеих столицах. Александра Алмазова: «И в первый, и во второй раз был очень странный набор групп, но третий меня поразил музыкантами, которыми я просто восхищаюсь, например, группа ZVENTA SVENTANA».
Московский “City jazz” проходит под девизом “funk, lounge & world music”. С ненавистью в сердце к стереотипам о джазе как о музыке толстых и неизменно чернокожих музыкантов фестиваль дает настоящий фанковый драйв.
“Koktebel Jazz Festival” проходит в Крыму, где собирается арт-сообщество. Участие DE PHAZZ говорит само за себя об уровне происходящего. Только современное, только лучшее, только под плеск волн Черного моря.
О других фестивалях. Александра Алмазова: «В Питере всегда проводился замечательный фестиваль “Jazz Q” лет семь-восемь подряд. Они привозили Маркуса Миллера, Масео Паркера, звезд мировой величины».
Андрей Кондаков: «Крупные города обречены на машстабные события, и джазовые фестивали в том числе. Есть фестиваль «Свинг белых ночей», был крепкий фестиваль в Петропавловской крепости, он ушел в прошлое, но есть новые мероприятия, пытающиеся подхватить эстафету».
Клубы устраивают тематические вечера, посвященные одному музыкальному направлению. К примеру, Петербург. Джазовые понедельники в «Грибоедове», джазовые среды в «Китайском летчике Джао Да», блюзовые понедельники, латиноамериканская музыка по средам в лучшем джазовом клубе города – “JFC”.
Музыкально-увеселительных мероприятий хватает. Вот только не стоит приглашать одних и тех же, а также не имеющих отношения к подобной музыке музыкантов.
Места «в тему»
Излюбленное место времяпрепровождения, музыкослушания и развлечения всех джазменов и любителей – клуб “JFC”.
Андрей Кондаков: «Началось все лет пятнадцать тому назад. Собралась группа музыкантов, любивших джаз и желавших играть его в новом месте. Концепция должна была напоминать деятельность среднестатистического европейского джазового клуба: за тридцать дней в месяц должно было быть тридцать программ, не похожих друг на друга».
О клубе как приверженце разностильности в джазовой музыке. «Все выросло из традиционного джаза. У нас диксиленд звучит гораздо реже, чем в “Jazz Philharmonic Hall”, конечно же, звучит мейнстрим, а также всевозможные ответвления: латиноамериканский джаз, музыка в бразильском стиле, джаз-рок, фьюжн, арт-рок (ВОЛКОВТРИО)».
О выборе выступающих музыкантов. «Сформировалась группа активных и кассовых ансамблей, но у нас всегда есть возможность для молодых неизвестных музыкантов себя проявить. Хотя есть здоровая конкуренция, и не все желающие могут выступить в клубе».
Несмотря на ограниченный бюджет, иностранные гости сюда тоже заезжают, и, несмотря на тесноту и духоту, все имеют возможность насладиться западной школой джаза.
О других местах. «В Москве есть несколько профессиональных клубов, их больше, чем в Петербурге. «Форте» ориентирован на стилистику джаз-рок, фьюжн. Современная музыка звучит в «Доме», есть клуб Игоря Бутмана, еще "Союз композиторов", недавно закрылся «Джаз-таун».
Джазовое сообщество. Какое оно?
Это не снобское общество, своим пафосом желающее затмить простых смертное, а вполне открытое объединение ценителей того, что они слушают. Среда обитания – “JFC”, квартирники. Здесь нет иерархии, авторитетов, строгих правил и дресс-кода. Здесь есть только люди и джаз.
Александра Алмазова: «Джазовая тусовка существует, и я бы не сказала, что она суперзакрытая, она доступна тем, кто какое-то отношение имеет к такой музыке». Еще совсем юная, шестнадцатилетняя Саша частенько ходила в “JFC” и даже не могла представить, что когда-то и сама будет выступать на этой сцене. «Все началось с «Джазового квадрата», Натана Лейтеса, с джазовых корабликов, потом - Голощекин с филармонией».
Андрей Кондаков: «Джазовая тусовка самая раскрепощенная и открытая, хотя она и состоит из различных групп: музыканты, выступающие в «Джаз Филармоник Холле», выступающие в “JFC”, а также воспитанники джазклуба «Квадрат», молодежь, собирающаяся на джем-сейшны. Но никакой замкнутости нет».
Самоучки или профессиональные музыканты?
В отличие от рок-музыкантов, для которых нормой являются выученные ночью на кухне пресловутые три аккорда, джазмены, как правило, имеют за плечами музыкальную школу. И это как минимум. Училища, консерватории – в дополнение, но далеко не у всех.
Александра Алмазова: «Первичное, базовое образование необходимо. Каким бы гениальным человек ни был, ему нужно все как-то разложить по полочкам». Саша заявляет, что даже если в детстве не отдали в музыкальную школу, можно и в сорок лет стать великим трубачом. «Необходимо много заниматься, а, если повезет, вы встретите своего «Гуру».
Андрей Кондаков: «Неплохо, если у музыкантов есть какое-то образование. Большую роль играют учебные заведения: в частности, джазовое отделение музыкального училища Мусоргского».
Есть ли смысл в записи пластинок?
В записи альбомов сущесвуют две проблемы.
1. Денежная. Между «интернет-бесплатно-быстро-много» и «магазин-дорого-надо тратить время-мало» потребитель всегда выберет первое. И только преданные поклонники и меломаны выберут «лицензионку». Вывод – нерентабельно.
2. Качественный джазовый ансамбль, как и хороший театральный спектакль, предполагает просмотр и прослушивание вживую, восприятие происходящего всеми органами чувств. Так есть ли смысл в звукозаписи?
Александра Алмазова: «Верные слушатели, не задумываясь, покупают альбомы, но большинство лучше скачают их в «Вконтакте»». С другой стороны, одними живыми выступлениями сложно ограничиться, альбом нужен, чтобы группу знали не только в Питере и Москве, но и в других городах.
Андрей Кондаков: «Когда ты слушаешь музыку в записи с закрытыми глазами и у тебя нет видеоряда, можешь сконцентрироваться непосредственно на деталях музыки. А есть музыка, которую выручают артистизм музыкантов. Идеальный музыкальный продукт – тот, в котором совпадают эти ощущения».
Папа, расскажи о Луи Армстронге, а я расскажу тебе об эйсид-джазе
Невозможно разобраться во всех нюансах фьюжна, нью-джаза, современных арт-экспериментах, не познакомившись со старой доброй классической школой. Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, Нина Симон и прочие великие творцы вам в помощь. Для полнейшего погружения в эту непростую музыку раздобудьте на блошином рынке древний, но работающий патефон, приобретите там же пластинки и внимайте. А для того, чтобы быть в курсе новых джазовых течений, слушайте, слушайте и еще раз слушайте.
Фото: Валерия Лаврентьева, В. Архипов
Ирина Овсянникова