Джаз XXI века в Санкт-Петербурге

16 мая 2013 года, 17:40 0
Вхождение джаза из филармонии в клубы и плейлисты студентов продиктовано сугубо модой или музыкальным развитием, эволюцией умов?

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Александра Алмазова, группа NON CADENZA: «Лет двадцать пичкали нас советской эстрадой, и изголодался народ по чему-то интеллектуальному. Но это слишком сложная музыка, чтобы ее до конца понимать. Она никогда не будет массовой, тем более в нашей стране. Это просто мода на псевдоинтеллектуальность».

Андрей Кондаков, музыкант, преподаватель джазового отделения музыкального училища Мусоргского и арт-директор клуба “JFC”: «Джаз никогда не был филармонической культурой в такой степени, как клубной. Последняя – норма для джаза, именно в клубах случаются спонтанные джемы музыкантов. А молодежь всегда тянется к тому, что любопытно, ново и интересно. Джаз привлекает неповторимостью импровизации, все рождается на ваших глазах».

Джазовое дерево, фьюжн и сонм современных групп

Тенденции XXI века предполагают слияние огромного количества материала, сваливающегося на наши бедные человеческие мозги, в более-менее структурированную информацию. Андрей Кондаков: «Есть знаменитое американское «древо джаза», на котором изображены все ветви джазовой музыки». И к этому древу можно подобрать одно слово, интегрирующее многие жанры и стили – фьюжн. Основоположник - трубач Майлз Дэвис, годы – 60-е. Как и у слоеного торта джаз – это корж, основа основ. Дальнейшими ингридиентами наслаиваются рок со звучанием электрогитар, танцевальные ритмы фанка и ритм-н-блюз, нежные мелодии соула, а иногда даже используются клавишные. Длительная сольная импровизация, продолжительные партии отдельных инструментов – характерные черты.

Андрей Кондаков

Увлекающиеся натуры подхватили заразительную волну фьюжна и творят на его основе что-то свое, добавляя инструментов, электронного звучания и собственных элементов секретного происхождения. Присмотримся, что же у них получается.
Талантливая девушка Яна Чудит занимается промоушеном новинок в мире джаза. Александра Алмазова: «Яна – первопроходец, она взялась за ту нишу, которой никто никогда не интересовался – молодые, начинающие музыканты».
Одна из ее групп – NON CADENZA. Хрупкая солистка Саша Алмазова – воплощение образа девушки начала XX столетия, искренним соулом повествующей о «сережках, которые поют от ветра» и о табу на танцах с незнакомцами. Стиль группы – pop-fusion, на их концертах танцуют и подпевают даже представители сильного пола.
Другая небезызвестная группа, о которой благосклонно отзывается Артемий Троицкий, - NINA KARLSSON. Стиль: sincere jazz, навеянный фанком и блюзом. Песни англоязычные: «о своем, о девичьем» - отрицание одиноких ночей, и о танцующих.
Следующая категория – мультиинструментальные ансамбли, собранные из музыкантов таких групп, как MARKSCHEIDER KUNST, SPITFIRE, ЛЕНИНГРАД, СПЛИН.
Стиль ST. PETERSBURG SKA-JAZZ REVIEW «толстым» намеком скрыт в самом названии. Веселая композиция «Skatana» и дикие примеси фанка и свинга заставят танцевать даже самых закомплексованных. Песни о желании, цирке в голове и солнечных летних днях.
В случае с OPTIMYSTICA ORCHESTRA к вышеперечисленным музыкантам добавляется Евгений Федоров из TEQUILAJAZZZ. Стиль: ska-jazz, боссанова. Песни о простых десяти минутах, самой малости плещущегося в чашке кофе и мутной утренней заре.
Музыка Кавказа или Нино Катамадзе как открытие для российское сцены прошлых лет. Сейчас имя грузинской певицы на слуху у всех ценителей жанра и стоит напротив слова «хедлайнер» «Усадьбы Джаз». Крайне любима на западных фестивалях.
Две девушки из ZVENTA SVENTANA – вот кто делает ту самую «авторскую» музыку. Путешествия по дальним закоулками России дали почву для народно-джазовых песен. Стиль: джаз, электроника и фолк. Александра Алмазова: «Я ими восхищаюсь, это моего формата звезды». Перед ними Саша испытывает больший трепет, чем перед Уитни Хьюстон или Бейонсе.
НИЧЕЙ КВАРТЕТ – инструментальный коллектив «мальчиков-зайчиков», создающий свой звук при помощи саксофона, гитары, контрабаса, барабанов и флейты. Стиль: нью-джаз, классическая школа в современной обработке. Андрей Кондаков: «Это пример для подражания молодым музыкантам. Они ничего не ждут, а пытаются сами что-то делать».
Вас очаровывает глубокий вокал чернокожих женщин, и вы считаете исключительно их достойными представительницами джаза? Вы просто не слышали LERA GEHNER BAND. Это не просто группа, а шоу с бесконечно новыми задумками солистки с фантазией.
Еще один негритянский вокал. Соул, фанк и хип-хоп с французской изюминкой и петербургской географией - AMY PIETERSE.
Мультиинструменталисты MARIMBA PLUS не просто играют джаз, а пишут композиции, каждая из которых в своей манере рассказывает сказочную, мифологическую историю. Стиль - арт-фьюжн (джаз, этника, электроника).


Александра Алмазова

На джазовый корж наслаивают столь разные звуки, шумы имелодии, что получаются торты совсем разных стилей. Главное – не потеряться в «джазовом дереве» и выбрать свою «ветку». Псевдоджаз, написанный в погоне за модой людьми, ничего в этой музыке не понимающими, следует тут же для себя забраковать и всячески избегать.

Крупные фестивали и тематические вечера

На крупные фестивали джазовая среда в русских реалиях пока еще не богата. Самый известный и значимый – «Усадьба Джаз». Проводится в подмосковье на протяжении вот уже шести лет. Александра Алмазова: «С джазом у нас не очень, фестивали либо местечковые, либо крупные, захватывающие все, вроде «Усадьбы Джаз». Они приглашают одних и тех же музыкантов, а молодым исполнителям попасть на этот фестиваль не так просто».
Фестиваль “Lady in Jazz”, направлен на современные женские голоса и клубную атмосферу. Проводится в обеих столицах. Александра Алмазова: «И в первый, и во второй раз был очень странный набор групп, но третий меня поразил музыкантами, которыми я просто восхищаюсь, например, группа ZVENTA SVENTANA».
Московский “City jazz” проходит под девизом “funk, lounge & world music”. С ненавистью в сердце к стереотипам о джазе как о музыке толстых и неизменно чернокожих музыкантов фестиваль дает настоящий фанковый драйв.
“Koktebel Jazz Festival” проходит в Крыму, где собирается арт-сообщество. Участие DE PHAZZ говорит само за себя об уровне происходящего. Только современное, только лучшее, только под плеск волн Черного моря.
О других фестивалях. Александра Алмазова: «В Питере всегда проводился замечательный фестиваль “Jazz Q” лет семь-восемь подряд. Они привозили Маркуса Миллера, Масео Паркера, звезд мировой величины».
Андрей Кондаков: «Крупные города обречены на машстабные события, и джазовые фестивали в том числе. Есть фестиваль «Свинг белых ночей», был крепкий фестиваль в Петропавловской крепости, он ушел в прошлое, но есть новые мероприятия, пытающиеся подхватить эстафету».

Клубы устраивают тематические вечера, посвященные одному музыкальному направлению. К примеру, Петербург. Джазовые понедельники в «Грибоедове», джазовые среды в «Китайском летчике Джао Да», блюзовые понедельники, латиноамериканская музыка по средам в лучшем джазовом клубе города – “JFC”.

Музыкально-увеселительных мероприятий хватает. Вот только не стоит приглашать одних и тех же, а также не имеющих отношения к подобной музыке музыкантов.

Места «в тему»

Излюбленное место времяпрепровождения, музыкослушания и развлечения всех джазменов и любителей – клуб “JFC”.
Андрей Кондаков: «Началось все лет пятнадцать тому назад. Собралась группа музыкантов, любивших джаз и желавших играть его в новом месте. Концепция должна была напоминать деятельность среднестатистического европейского джазового клуба: за тридцать дней в месяц должно было быть тридцать программ, не похожих друг на друга».
О клубе как приверженце разностильности в джазовой музыке. «Все выросло из традиционного джаза. У нас диксиленд звучит гораздо реже, чем в “Jazz Philharmonic Hall”, конечно же, звучит мейнстрим, а также всевозможные ответвления: латиноамериканский джаз, музыка в бразильском стиле, джаз-рок, фьюжн, арт-рок (ВОЛКОВТРИО)».
О выборе выступающих музыкантов. «Сформировалась группа активных и кассовых ансамблей, но у нас всегда есть возможность для молодых неизвестных музыкантов себя проявить. Хотя есть здоровая конкуренция, и не все желающие могут выступить в клубе».
Несмотря на ограниченный бюджет, иностранные гости сюда тоже заезжают, и, несмотря на тесноту и духоту, все имеют возможность насладиться западной школой джаза.
О других местах. «В Москве есть несколько профессиональных клубов, их больше, чем в Петербурге. «Форте» ориентирован на стилистику джаз-рок, фьюжн. Современная музыка звучит в «Доме», есть клуб Игоря Бутмана, еще "Союз композиторов", недавно закрылся «Джаз-таун».

Джазовое сообщество. Какое оно?

Это не снобское общество, своим пафосом желающее затмить простых смертное, а вполне открытое объединение ценителей того, что они слушают. Среда обитания – “JFC”, квартирники. Здесь нет иерархии, авторитетов, строгих правил и дресс-кода. Здесь есть только люди и джаз.
Александра Алмазова: «Джазовая тусовка существует, и я бы не сказала, что она суперзакрытая, она доступна тем, кто какое-то отношение имеет к такой музыке». Еще совсем юная, шестнадцатилетняя Саша частенько ходила в “JFC” и даже не могла представить, что когда-то и сама будет выступать на этой сцене. «Все началось с «Джазового квадрата», Натана Лейтеса, с джазовых корабликов, потом - Голощекин с филармонией».
Андрей Кондаков: «Джазовая тусовка самая раскрепощенная и открытая, хотя она и состоит из различных групп: музыканты, выступающие в «Джаз Филармоник Холле», выступающие в “JFC”, а также воспитанники джазклуба «Квадрат», молодежь, собирающаяся на джем-сейшны. Но никакой замкнутости нет».

Самоучки или профессиональные музыканты?

В отличие от рок-музыкантов, для которых нормой являются выученные ночью на кухне пресловутые три аккорда, джазмены, как правило, имеют за плечами музыкальную школу. И это как минимум. Училища, консерватории – в дополнение, но далеко не у всех. 
Александра Алмазова: «Первичное, базовое образование необходимо. Каким бы гениальным человек ни был, ему нужно все как-то разложить по полочкам». Саша заявляет, что даже если в детстве не отдали в музыкальную школу, можно и в сорок лет стать великим трубачом. «Необходимо много заниматься, а, если повезет, вы встретите своего «Гуру».
Андрей Кондаков: «Неплохо, если у музыкантов есть какое-то образование. Большую роль играют учебные заведения: в частности, джазовое отделение музыкального училища Мусоргского».

Есть ли смысл в записи пластинок?

В записи альбомов сущесвуют две проблемы.
1. Денежная. Между «интернет-бесплатно-быстро-много» и «магазин-дорого-надо тратить время-мало» потребитель всегда выберет первое. И только преданные поклонники и меломаны выберут «лицензионку». Вывод – нерентабельно.
2. Качественный джазовый ансамбль, как и хороший театральный спектакль, предполагает просмотр и прослушивание вживую, восприятие происходящего всеми органами чувств. Так есть ли смысл в звукозаписи?
Александра Алмазова: «Верные слушатели, не задумываясь, покупают альбомы, но большинство лучше скачают их в «Вконтакте»». С другой стороны, одними живыми выступлениями сложно ограничиться, альбом нужен, чтобы группу знали не только в Питере и Москве, но и в других городах.
Андрей Кондаков: «Когда ты слушаешь музыку в записи с закрытыми глазами и у тебя нет видеоряда, можешь сконцентрироваться непосредственно на деталях музыки. А есть музыка, которую выручают артистизм музыкантов. Идеальный музыкальный продукт – тот, в котором совпадают эти ощущения».

Папа, расскажи о Луи Армстронге, а я расскажу тебе об эйсид-джазе

Невозможно разобраться во всех нюансах фьюжна, нью-джаза, современных арт-экспериментах, не познакомившись со старой доброй классической школой. Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд, Нина Симон и прочие великие творцы вам в помощь. Для полнейшего погружения в эту непростую музыку раздобудьте на блошином рынке древний, но работающий патефон, приобретите там же пластинки и внимайте. А для того, чтобы быть в курсе новых джазовых течений, слушайте, слушайте и еще раз слушайте.

Фото: Валерия Лаврентьева, В. Архипов

Ирина Овсянникова

Комментарии
Отправить
20 сентября в клуб «Космонавт» со всего города собрались поклонники группы Non Cadenza. Стоит отметить, что на концерт пришли, в основном, молодые девушки (может, тоже подумывают о карьере поп-див и решили набраться уму-разуму?).
01.08.2013, 13:38 0
Музыка для тонких
12.04.2013, 20:37 0
Музыканты представили видео на песню "Не сойти с ума".
27.03.2013, 9:19 0