Джон Лорд. Концерт для Лорда с оркестром

16 апреля 2013 года, 18:56 0
Наверное, тогда, 24 сентября 1969 года, в день премьеры "Concerto For Group And Orchestra", ему было страшновато выходить на сцену Альберт Холла, к чопорным музыкантам из Королевского Филармонического Оркестра, которые вряд ли принимали всерьез этого длинноволосого усатого парня, имевшего привычку стоять за своим "Хаммондом" в позе пулеметчика на мчащейся тачанке.

Композитор, ага. Новатор, впервые в истории мировой музыки объединивший классическую форму трехчастного "Концерта для оркестра" с хард-роком, и сам написавший партитуру для всех инструментов. Неслыханно. Нелепо. Смешно.

 

Это сейчас все скопом рокеры повадились выступать в филармониях и капеллах, а на симфонический концерт кто угодно волен прийти в джинсах и свитере. Это сейчас с оркестром не выступила разве что самая ленивая из тяжелых групп, а сами они, эти оркестры, играют что угодно - от "Yesterday" до "Все Идет По Плану"; нашелся бы аранжировщик и слушатель, а так - никаких проблем. Это сейчас альтисты могут увлеченно притопывать, слушая барабанное соло в третьей части "Концерта", а играть с Джоном Лордом наверняка почитают за честь. Времена меняются, чего уж там. И очень многое для того, чтоб они поменялись, сделал сам Лорд

У его необычного произведения - дерзкой и красивой попытки объединить классику и рок-музыку, канон и выход за его рамки, прошлое и настоящее, отцов и детей, наконец - странная судьба. Тогда, 40 лет назад, премьерное исполнение имело успех, было издано на виниле, снято и показано по британскому ТВ. Однако поклонники DEEP PURPLE, самого успешного и прославленного детища Лорда, склонны были считать эту пластинку скорее казусом, чем полноценным пунктом в дискографии любимой группы (и любимого клавишника). Коллеги по рок-цеху также не стремились следовать по его стопам, ограничиваясь либо оркестровками собственных вещей, либо переработками наследия классических композиторов (самая известная - "Картинки С Выставки" Мусоргского от EMERSON LAKE & PALMER). Трудно сказать, почему - не хватало образования, фантазии, смелости? Да и сам Лорд, свободно смешивая в сольных работах любые жанры, к самому масштабному из своих произведений не возвращался. К тому же, в свое время оказалась утрачена - и восстановлена усилиями энтузиастов много позже - нотная запись. Второе "живое" исполнение "Концерта Для Группы С Оркестром" состоялось лишь через 30 лет после премьеры, в 1999 году: тоже в Альберт Холле, но с другим оркестром (что понятно) и со Стивом Морсом, а не Ричи Блэкмором в качестве гитариста DEEP PURPLE. И снова - успех. И даже концертный тур по Южной Америке, Европе и Японии.

altВ 2002 году Джон Лорд окончательно покинул DEEP PURPLE (точнее, бог знает какую инкарнацию этого бэнда), но, к счастью, не ушел из музыки. Его нынешняя деятельность включает в себя что угодно - от написания (и издания на пластинках) вполне традиционных классических опусов до джемов с австралийскими блюзменами. Свой "Концерт" Лорд теперь тоже не забывает, иногда исполняя его с локальными оркестрами. В этом году, например - в Словакии, Венгрии, Германии и Бразилии. Ну, а теперь и в России: в Екатеринбурге, Питере и Москве. Благо, дорожки сюда уже давно протоптаны, и пусть далеко не все наши пепломаны готовы слушать не очередной набор привычных хитов DEEP PURPLE, а ту самую непонятную пластинку, да еще живьем - все-таки нашлись люди, которые любят именно Лорда и то, что он делает сам по себе.

Петербургское выступление было поделено на две части с 20-минутным перерывом на то, что Лорд назвал "vodka break" - собственно "Концерт" и второе отделение, которое можно обозначить как "Избранное": несколько номеров из сольных альбомов Лорда (пара вещей из "Pictured Within", великолепное "Bouree" из "Sarabande" и так далее) плюс, конечно же, кое-что из наследия DEEP PURPLE - "Pictures Of Home", "Soldier Of Fortune" ("Это не моя песня, я только аранжировал ее, но все равно я ее люблю") и "Child In Time"; не все, кстати, в курсе, что впервые эта образцовая и легендарная диппепловская вещь прозвучала именно в рамках премьерного исполнения "Концерта". Состав был интернациональным: Оркестр Государственного Эрмитажа под управлением именитого итальянца Фабио Мастранжело, венгерская группа CRY FREE, известная в основном как кавер-банда, исполняющая вещи DEEP PURPLE, и два вокалиста: англичанин Стив Бальзамо, который, в числе прочего, исполнял партию Христа в лондонской постановке "Jesus Christ Superstar" 1997 года (чувствуете логическую связь?), и полячка Кася (Катажина) Ласка, тоже сделавшая себе имя в основном на мюзиклах. С оркестром Лорд плотно репетировал два дня и отзывался о нем очень тепло, но, честно говоря - и если можно применять к классическим музыкантам рок-н-ролльный сленг - играл он хоть и с энтузиазмом, но местами довольно-таки лажово. От певцов, кажется, никто не ожидал особых откровений - все понимали, что это не Гиллан и даже не Ковердейл (впрочем, кто сейчас ждет откровений от Гиллана и Ковердейла?), но они как раз не подвели, исполнив свои партии чисто и аккуратно, может быть, даже слишком аккуратно - хотелось большей раскрепощенности. Бальзамо несколько напомнил Теда Нили - если вы понимаете, о чем я - и скорее понравился, чем нет. Что до CRY FREE, то они оказались чрезвычайно унылым бэндом, лишенным какой бы то ни было яркости и тем паче индивидуальности (которую вполне можно обнаружить, играя чужие вещи, разве нет?) - вот тут сравнения напрашивались, и они были явно не в пользу венгров; более или менее запомнился лишь барабанщик Тамаш Татаи, которому, однако, сильно не хватало мясистой выразительности Йана Пейса. Очень чувствовалось, то есть, что эта музыка изначально писалась для музыкантов совершенно другого уровня - и тут дело даже не в опыте и мастерстве (какое там мастерство, какой опыт были у DEEP PURPLE в 1969-м?), а в личной харизме, что ли. В способности наполнить музыку жизнью и страстью. И эту способность продемонстрировал нам лишь сам Джон Лорд.

altСедой как лунь, благообразный, доброжелательно-ироничный, практически ничем не напоминающий рокера - садясь за рояль, он надевал очки и казался уже совсем-совсем старым. Но это только пока он не начинал играть. Даже за роялем, даже в лирических пьесах его прошлое - джазовое, блюзовое, рок-н-ролльное, хард-роковое - давало о себе знать, и в финале каждой пьесы он неизбежно привставал, машинально принимая ту самую атакующую позу. Что уж говорить о тех фрагментах, которые он играл на "Хаммонде". Безошибочно узнаваемый тембр дополнялся безошибочно узнаваемой манерой исполнения - страстной, острой, свободной, бесконечно увлекательной. И уже было совершенно неважно, что он играет - знаменитое клавишное вступление к "Child In Time", джазово-ориентальные куски "Сарабанды" или классические пассажи "Концерта". В любой момент, когда в игру вступал Лорд, казалось, что на сцене нет никого из всей этой кучи вроде как необходимого народа, а есть только он один. И слушать хотелось только его. Долго. Всегда.

И дело, как вы понимаете, вовсе не в звездности. Просто есть такое слово "драйв". И есть такое понятие - "большой артист". Оба существуют вне жанров и направлений и оба прямо относятся к Лорду. Вот и все.

Жаль, что он не сыграл ничего на бис. Остальное было прекрасно.

Екатерина Борисова

Фото: //wordpress.com/

Комментарии
Отправить
20 апреля 2011 состоялся концерт Джона Лорда в московском «Крокус Сити Холле». Один из создателей DEEP PURPLE и их музыкального стиля, участник PAICE, ASHTON AND LORD, WHITESNAKE и THE HOOCHIE COOCHIE MEN выступил с Симфоническим оркестром Москвы «Русская
06.06.2013, 19:20 0
16 июля в одной из лондонских клиник скончался музыкант Джон Лорд, один из основателей группы Deep Purple.
04.03.2013, 14:05 0