Есть у меня свой концертный wait list тамошних артистов, и прямо из него в Россию пожаловали датские кудесники EFTERKLANG - тонкая смесь чэмбер-попа, фолка и индитроники. Их альбом "Parades" наделал достаточно шуму в профильных коммьюнити. Шуму такого, что следующий альбом они уже выпустили на культовом лейбле «4AD». И вот, с туром в его поддержку доехали до московского клуба «Б2».
На сцене - баннеры с обложкой последнего релиза "Magic Chairs", куча различных инструментов и русская группа ON-THE-GO, исполняющая песни на английском. Прежде они играли суховатый диско-рок (записанный на EP и первом альбоме), но сейчас выигрышно изменили акценты, и от энергичных песен для прыг-скоков ушли в сторону музыки более мягкой и вдумчивой, и сейчас уже ближе к FOALS, чем к каким-нибудь THE RAKES. Так что удивление от того, что именно они разогревают датчан, исчезло после второй же песни. Правда, некоторая пресность, неизменно присущая практически всем "западным" русским группам, поющим на английском, осталась. Но нельзя не признать, что работают ребята на совесть - сыгранность на уровне. И поют без акцента. А сингл "In The Wind" и вовсе очень даже хорош.
Получив свою порцию апплодисментов, они покинули сцену. В 23.25 там появился датский септет и заиграл открывающую песню последней пластинки "Modern Drift".
При всём уважении к разогревающей группе, в очередной раз поражаюсь тому, насколько разнятся группы русские и приезжие гастролёры, условно играющие на одном музыкальном поле. Насколько безэмоциональны (но, в остальном, правильны - не придерешься) были тольяттинцы, и насколько воодушевляющи, открыты и настоящие датчане (при той же правильности). Совершенно иная палитра эмоций при прочих равных - ну вот как это регулируется? И дело даже не в том, что вокалист Каспер много улыбался и приветствовал присутствующих, и делился впечатлениями о приезде (и даже показал билет из Кремлевского музея). После минорного спокойствия и монотонности ON-THE-GO, EFTERKLANG пленили зал таким вот эмоциональным "нахрапом". Да и на сцену стало смотреть куда интереснее.
Ведь творческие обязанности в группе распределяются довольно любопытно. За весь концерт, кроме своего основного инструмента (которых и так было в достатке), каждый успел поиграть как минимум ещё на одном (кроме, пожалуй, тромбониста и гитариста). Клавишница играла на флейте, басист (очень похожий на Дэвида Брауна из BRAZZAVILLE) что-то нажимал на маленьком сэмплере, "страж" лэптопов брался за гитару, ударник играл на трубе, вокалист подыгрывал на барабане и ещё одном лэптопе - в общем, разнообразили звучание песен как могли, "оживляя" студийные версии по максимуму. А ещё каждый из них подпевал, а иногда пел весь коллектив вместе, хором (здесь неизменно по коже пробегало стадо мурашек).
И в итоге их музыка, точная и деликатная в записи, живьём преображается и превращается из вещи немасштабной, но тщательно продуманной, во что-то реально грандиозное - перед тобой, здесь и сейчас. Когда видишь, как играют духовые, флейты, клавиши, как тщательно выпеваются все бэк-вокалы и хоровые партии - за всем и уследить не успеваешь. Большое воодушевление, светлый праздник, песни радости и счастья, невероятной красоты, в конце концов.
Особенно был трогательный момент, когда в конце одной из песен все на сцене хором пели звук "оооо", а Каспер попросил публику подпеть. И честно подпели (что было слышно, когда стройный хор со сцены внезапно прекратился).
Всего же группа отыграла около 50 минут, и нельзя было сказать, что этого было мало - насколько этот почти час был богат эмоционально. Тем не менее, датчане не могли не выйти на бис после тёплого приёма москвичей (хотя и не сказать, что был аншлаг). Это они и сделали, сыграв на прощание ещё несколько вещей с последних двух пластинок.
P.S. Остальные участники моего собственного wait list: THE MARY ONETTES, THE SOUNDS, THE LEGENDS, CLUB 8, MANDO DIAO и Robyn. Надеюсь, у москвичей и питерцев (и у меня в т. ч.) ощущения от встреч с этими прекрасными коллективами ещё впереди.
Фото: //os.colta.ru/
Сергей Мудрик