Тут тебе и «самое сокрушительное шоу планеты», и «вручение главной независимой музыкальной премии», и, прости господи, «концерт группы THE DOORS». Выступление ERASURE проходило под не самой скромной, но близкой к правде вывеской «Короли Попа». Правда, несмотря на всю значимость события, публики собралось совсем немного, где-то вдвое меньше, чем на первом питерском выступлении принцев попа HURTS, что говорит скорее о раскрученности молодых британцев, и о том, про ERASURE народ успел забыть.
Зрителей встречал голос из динамиков дворца спорта, вещавший о том, что выступление группы ERASURE «по техническим причинам» переносится с главной на малую арену «Юбилейного». Особенно впечатляло то, что голос был не записанным на плёнку. Диктор на протяжении часа без перерыва вещал вживую. Достойно уважения. О том, что это за причины, можно было догадаться уже на входе. Никакой очереди не создавалось даже несмотря на то, что впускали публику всего через 3 двери, одна из которых была отведена под VIP. Пришедшим не удалось заполнить до отказа даже малую арену, зал, предназначенный для ледовых тренировок. До выхода героев вечера картина смотрелась как-то совсем буднично. Вывеска ERASURE и скромные атрибуты сценического шоу, на которые падал дневной свет из окон дворца. Как будто это школьный спортзал, и будет здесь не концерт мировых звёзд, а вовсе даже дискотека. Хотя без дискотеки, конечно же, не обошлось.
ERASURE появились на сцене без особого опоздания и обойдясь без разогрева. «Hideaway» и «Breath Of Life» заставляют зал танцевать, как тех, кто слушает ERASURE с 80-х, так и тех, кто, судя по возрасту, узнал о группе совсем недавно. То тут, то там слышатся вопросы: «А сколько ему лет?» Энди Белл явно не похож на стареющего, да ещё и ВИЧ-инфицированного человека. На сцене он практически та же моложавая гей-икона родом из 80-х. И именно на нём всё шоу и держится. По большому счёту, Белл мог бы с тем же успехом устраивать подобное действо и одиночку, то есть сольно. Особой разницы заметно не было бы. Стоящий истуканом за клавишами Винс Кларк присутствует скорее для порядка, ну и для легитимности. Разумеется, речь не о группе в целом, а о концертных выступлениях. Помимо участников дуэта на сцене лишь две темнокожие бэк-вокалистки. Больше ни музыкантов, ни танцоров, ни какого-то сногсшибательно шоу, как у коллег по цеху PET SHOP BOYS. Если у Лоу и Теннанта программа гениальна в своей минималистичности и по эффектности убирает дорогущую и помпезную «Стену» Роджера Уотерса, то у Белла и Кларка всё просто предельно минималистично. И имей мы дело с группой попроще, всё превратилось бы в заурядную «Дискотеку 80-х», но в случае с ERASURE никаких наворотов и не нужно. Есть хорошие песни и вокалист, пребывающий в прекрасной форме. О своём возрасте Белл напоминает лишь когда между песнями надевает очки и начинает читать по бумажке. «Я плохо говорю по-русски», кокетничает певец. Выглядит он при этом очень трогательно, эдаким милым старичком или даже доброй черепахой Тортиллой (одной из фраз, которую прочитал Белл, была: «Мне 300 лет»). Тема возраста всплывает и в общении с публикой, в котором Энди так же преуспел. В ответ на реплику из зала голос ERASURE ответил: «Я же в два раза старше!»
Танцы не прекращались на протяжении всего выступления. Порой, как, например, во время суперхитов типа «Always», зал исходил восторгом пуще прежнего и начинал петь так, что становилось слышно некое подобие хора. Разумеется, в подобной атмосфере любви не обходилось без цветов, достававшихся Энди Беллу в изобилии. Занятно было наблюдать за публикой, совершенно разношерстной. Так, чуть впереди стоял бывший вокалист групп АУКЦЫОН и ФОРУМ Сергей Рогожин, явно получавший от концерта огромное удовольствие. По соседству не меньшее поп-удовольствие испытывал гитарист молодого питерского дуэта NEON LIGHTS. По другую сторону обращали на себя внимание эмоциональный мужчина лет за 40 в футболке A-HA, явно больше симпатизирующий Энди Беллу, и более флегматичный зритель в футболке DE/VISION, очевидно пришедший сюда скорее ради Винса Кларка. Довольными зал покидали и тот и другой.
Винс Кларк брался время от времени за гитару, как, например, на «Ship Of Fools», но особой разницы в звучании не ощущалось. Всё то же самое, что и когда основатель ERASURE, DEPECHE MODE и YAZOO стоял за клавишами. В другом ключе прозвучала разве что новая песня «Save Me», которая войдёт в новый альбом «Tomorrow's World», релиз которого запланирован на октябрь. Звучит новинка так, что с ходу вспоминаются бывшие коллеги Винса Кларка по DEPECHE MODE. В «Save Me» органично влились бы голоса Мартина Гора и Дэйва Гэана.
Когда 14-м номером прозвучал главный хит группы «Love To Hate You», подумалось, не рановато ли, и не двинутся ли на выход зрители, получившие всё, что хотели. Прошло только 2/3 выступления, а главные козыри из рукава уже вытащены. И на какое-то время опасения оправдываются. Нет, публика арену не покидала, но ERASURE заряжают целый блок довольно примитивной танцевальщины, доходящей даже до самого тупого лоходэнса. Но перед тем как уйти со сцены, они заставят забыть об этом эпизоде. Сначала выдадут потрясающую «Oh L'Amour», предварённую тизером «Nothing Compares 2 U» Принса, более известную в исполнении Шинейд О'Коннор. Смотрелась сколь забавно, столь и эффектно. Высокие ноты даются Беллу всё так же легко. А финал основного сэта отдали под «A Little Respect», идеальный гимн лгбт-сообщества, да и просто мощнейший поп-хит. В зале феерия.
На бис Белл и Кларк вышли держась за руки. Финал концертов тура «Total Pop» неизменен - «Stop!», та самая, в которой поётся про «Together Again». Энди успевает порадовать публику танцем робота, а вот уже и время прощаться: «До свидания», говорит вокалист ERASURE практически без всякого акцента. Здесь вспоминается Сергей Владимирович Шнуров со своим бессмертным: «Вот так вот просто и без вы…бонов мы делаем ох…тельную музыку». Вот так же просто и без всякой мишуры проходит концерт, не напрасно озаглавленный «Короли Попа».
Организатор: “E.M. Concert”
Фото: Елена Смирнова
Владимир Смирнов