ФЕСТИВАЛЬ. КУКАРТ III

1 июля 1997 года, 3:00 0
Современные театр, музыка, визуальное искусство

 Последняя неделя июня ознаменовалась значительным событием в области современного арт-движения. С 22 по 29 июня в Царском Селе в просторных залах Запасного Владимирского) дворца и окружающем его парке свою деятельность развернул Международный фестиваль-бьеннале КУКART-III. Творческая лаборатория КУКART - праздник всех искусств - единственный в России фестиваль, соединяющий в своей программе современные театральные формы, экспериментальную музыку, визуальное искусство. 

Все восемь дней здание дворца напоминало один большой муравейник, где трудолюбивые мастера разрабатывали и реализовывали на практике стратегии совместного творчества, создавая новые интертекстуальные и синтетические произведения. Программа КУКART`а включала в себя спектакли, перфомансы, инсталляции, выставки, видео-арт и музыкальные концерты. Зачастую процесс создания того или иного произведения оказывался важнее результата или равнозначен ему. Так на глазах у непосвященной публики известный немецкий музыкант-тромбонист и композитор Хайнц-Эрих Гедике завершил реконструкцию последнего проекта ("Ежедневное расписание жизни") художника Андрея Благова, пропавшего без вести в 1987 году. Проект предполагал создание в течение года 5840 картин Единого жеста, каждой форматом 72х81. Работа производилась одновременно тремя художниками, таким образом, при ежедневном производстве сорока восьми картин общий срок акции составил 41 день. Двое участников акции постоянные: автор проекта Марина Перчихина и японская художница Куми Сасаки, в качестве третьего автора в акции приняли участие 39 московских художников.
Поскольку целью проведения акции является реконструкция процесса создания картин в условиях реального времени, а не сохранение материального результата ежедневно созданные работы записывались и уничтожались последующими, т.е. работа велась поверх созданных накануне Картин Единого Жеста. Те в свою очередь сохранялись только на карточках Polaroid. Х.-Э.Гедике предстояло "обыграть" вереницу загадочных холстов, тем самым покрывая предыдущий слой художника звуковыми красками в неистовом вихре импровизации. 
Открытый коммуникабельный Хайнц-Эрих Гедике стал любимцем фестиваля. Совершенно безумный всплеск эмоций живых инструментов - тромбона, тибетских труб, австралийского диджериду - рождает ощущение генезиса и апокалипсиса, рисует в сознании слушателя беспокойную звуковую картину современного мира. В его композициях сливаются воедино чувственность и выразительность, спонтанность, то, что есть "экстремальное", что дает нам право говорить о резком непосредственном подходе в джазе и богатстве звуков в новой музыке. В Гамбурге, где Гедике был одним из организаторов джазового фестиваля, сформировалось его сотрудничество с виртуозами наших дней Вячеславом Гайворонским (труба), Владимиром Волковым (контрабас) и "харизматической фигурой" сегодняшней международной художественной сцены Владимиром Тарасовым (ударные). Великий экспериментатор В.Гайворонский, играющий джаз с середины 60-х, приглашает музыкантов из различных групп для совместного творчества, добиваясь таким образом необычного сочетания тембров. Дуэт "Гайворонский - Волков" был отмечен критиками как лучшая малая группа года, а сам Гайворонский - как лучший музыкант и композитор года. Его игра сродни стилю нью-йоркского джазмена Майлза Дэвиса; одновременно с этим Гайворонский продолжает богатую традицию технической виртуозности, превращенную в чистое чувство. На фестивале КУКART-III трубач-импровизатор представил совместную прогарамму с Эвелиной Петровой (аккордеон) "Бардо Вдвоем". Музыкант, композитор и художник из Литвы Владимир Тарасов, ставший известным в 70-х как участник знаменитого трио ГТЧ (Ганелин-Тарасов-Чекасин), теперь выступает по всему миру с индивидуальным проектом музыкальных перфомансов "АТТО-IX" ("Аллеаторическая музыка для ударных инструментов и рулетки"), синтезирующим языки инструментального театра, современной музыки и импровизационного джаза. Гости КУКART`а имели возможность не раз убедиться в высоком профессионализме музыкантов: помимо сольных выступлений В.Тарасов, В.Волков, Х.-Э.Гедике отыграли концерт в составе "Европейского Трио", в предпоследний день фестиваля с теми же участниками был устроен ночной перфоманс в честь В.Гайворонского, а вечером 29 июня за несколько часов до торжественного закрытия фестиваля КУКART-III процесс соединения культурных сил Европы и России воплотился в живой энергетике ансамбля "Архангельск", к четверке уже известных исполнителей присоединился саксофонист Владимир Резицкий. Концерты с участием В.Гайворонского и В.Тарасова были приурочены к их пятидесятилетему юбилею, отпразднованному в дружеской атмосфере давних почитателей таланта независимых музыкантов, чья жизнь и творчество выражают саму идею синтеза искусств. 
Широкий спектр фестивальных мероприятий, скажем, 1/3 ее часть, составили спектакли, показанные как российскими, так и зарубежными театральными объединениями. Санкт-Петербург представляли театр ГУН-ГО (спектакль для открытых пространств "Солнечные Часы - Летнее Солнцестояние" - своеобразное празднование названного астрономического события группой красочных персонажей с использованием элементов этнических ритуалов), театр ДА-НЕТ (спектакль с хореографией для двух актеров и мебели "Репетиция с Жаном и Фрекен Жюли" по пьесе А.Стринберга), театр ЛЕСНОЙ ДОМ (спектакль "Город Путешественника" с его лирикой, темными силами, торжественностью исторических памятников и дымкой мечты овевают сменяющиеся перед зрителями картины, в которых самые тонкие глубинные движения души получают свое телесное выражение, - такова основа современной пантомимы), а также главный инициатор проведения КУKART`а международная мастерская театра синтеза и анимации ИНТЕРСТУДИО (кукольный спектакль "HUMANIMALS" уводит зрителя в шаманское путешествие, повествуя по преданию народов Севера о Человеке, поселившемся рядом с лесом; спектакль "Бобо Мертва. Прости мне Вавилон" формирует различные сценические реальности: бытовой драмы, библейской притчи и фантастической "яви снов", сквозь призму мизансцен, сценографии, света, многоязычья драматургических текстов разворачивается парадоксальный "вавилонский" карнавал). Сегодня когда во многих видах искусства происходит возвращение к истокам обряд, магическое действие, мистерия обретают новые формы. 
Театр из Израиля "Бэрэшит" (по-русски "В Начале") восстанавливают древнюю хасидскую мистическую легенду "Дибук". В этой постановке актрисе Татьяне Сегаль (в прошлом - ведущей актрисе Камерного Еврейского Музыкального Театра) пришлось сочетать вокальные и актерские данные, работать с маской и куклой. Увлекательными оказались спектакли "Terrain Fragial" и "Два Тела Короля" танцевального трио из Швейцарии "Жакар/Шеллинг/Бертинели". Им удается передать всю многосложность сегодняшнего мира языком танца. Их танец - сплав всевозможных образов, где сталкиваются серьезные и комические элементы. Стремление к контакту - и невозможность контакта, предельная активность движения - и абсолютная мертвенность ощущений, желание обрести цельность и обреченность на двойственное существование - круг проблем, которые волнуют театр. 
Особое внимание уделялось исследованию паратеатральных форм: (видео-)исталляции, но ,главным образом, перфоманса. Визуальное искусство художника Владимира Игумнова эклектично само по себе: полная тишина/ концентрация/ звуки/ рисование/ светопись/ максимум всего/ повторы/ рассеивание/ продолжительные звуки/ тишина... Действие длится около 25 минут, и здесь важную роль в раскрытии содержания увиденного должно играть ассоциативное мышление наблюдателя. Не остались равнодушными очевидцы "мазохистской" акции "Новых Тупых" (на вопрос о созвучии названия проекта с некоторой категорией граждан ответа не последовало). Тема - выживание человека в муравьиной среде - была раскрыта посредством публичной демонстрации подобного опыта. Босоногий индивид в течение двух часов не вынимал ступни из темно-густой массы кишащих в его рюкзаке муравьев. В напряженной борьбе души с телом верх одержали стойкость духа и сила самовнушения. Игра на публику удалась, и заинтригованные сочувствующие долго потом ломали голову, больно или не больно кусали испытуемого обитатели леса. 
"Оригинальность фестиваля КУКART, - как писал испанский журнал "Malic", - лежит в основах его философии. Она базируется на том, что известно как синтетический театр". В своеобразном "алхимическом" сплаве происходит сочетание и взаимопроникновение невероятно отдаленных и разнообразных художественных форм, языков и жанров в едином сценическом произведении. Неделя Свободного Искусства завершилась, но взаимодействие между различными областями современной культуры продолжается. 
Надежда КАШЛИКОВА
FUZZ 7 1997
Теги: кукарт 3
Комментарии
Отправить