Рокинг стал логическим продолжением легендарного пермско-кунгурского фестиваля “Rock-line”, который много лет служил плацдармом для рок-групп Приуралья, Сибири и многих других областей России. Разница в том, что “Рокинг“ проводится не ежегодно, а ежемесячно, и являет собой своеобразный “Музыкальный ринг“: на каждом этапе из многих кандидатов выбираются 4 достойные группы; итоговая десятка сильнейших выступает на финальном “Рокинге”, и по итогам голосования организаторов и членов жюри объявляется победитель. Приз — заводской тираж (1000 экземпляров) альбома или любой другой записи, имеющейся у лауреатов, который частично презентуется самим музыкантам, а частично рассылается в СМИ, продюсерам рок-фестивалей и клубов, а также другим заинтересованным лицам.
Первый “Рокинг“ прошел 25 мая 2004 года, а итоговое мероприятие состоялось 27 мая года нынешнего. Жаль, правда, что не в сквере имени Олега Новоселова, инициатора обоих фестивалей, безвременно скончавшегося в прошлом августе, — но традиционно под открытым небом. Праздник сильно попортил некстати свалившийся на Пермь холодный дождь, но, тем не менее, прошел по возможности активно, и ни одна из 10 групп не халявила в борьбе за первое место.
Иногородние коллективы прибыли на “Рокинг“ из Ижевска (СНЫ, которые на этот раз меньше напоминалиКРЕМАТОРИЙ, были лиричны и мастеровиты, но довольно вялы, и по-прежнему фиглярствующие ТРАЛИ-ВАЛИ), Челябинска (СИСТЕМА — добротный, но не слишком выдающийся клон АРИИ/IRON MAIDEN, попытавшийся завоевать симпатии публики хэви-кавером “Мамы Анархии”), Барнаула (ЗИГЗАГИ, подростковый и катастрофически нескладный “сибирский панк”), Новоуральска (УТИЛЬ-SЫРЬЕ, тоже панк-формация, но скорее по имиджу, нежели по качеству игры; весьма сильная команда, искусная в игре и обладающая хорошей подачей) и Глазова (RAVAGER с духовой секцией и яркой бэк-вокалисткой, играют в основном ска, порою вызывая в памяти CABERNET DENEUVE). Пермский рок был представлен местными любимцами BONGELS-BONGELS, чья вокалистка чрезвычайно напоминала внешностью и повадками Земфиру, не очень внятными гранжевиками SKAT и группой TOP SLEEPS, также предпочитающей гранж, но скрасившей свою не слишком оригинальную стилистику (напрашивающееся сравнение — SOUNDGARDEN, и это неплохо, но лучше бы сравнивать было не с кем) любопытными ритмическими структурами, неплохим вокалом и общей свободой исполнения. По уровню профессионализма это была явно лучшая группа фестиваля, и несколько жаль, что при подсчете компетентных голосов выяснилось, что не она завоевала вожделенный приз. Таковой достался омской группеАНТАРСИЯ, исполнявшей довольно безыскусный гитарный поп-рок, который, однако, оживлялся милым и чистым голосом девушки Даши, явное и не без успеха подражающей Долорес О’Риордан. Непосредственность сценического поведения, и следование неприевшимся образцам в сочетании с отличной вокальной техникой солистки и стали залогом успеха АНТАРСИИ.
К качестве почетных гостей на “Рокинге” присутствовала группа СЕРЬГА, встреченная публикой с большим энтузиазмом и сыгравшей сначала энергичную хит-программу на фестивальной площадке, а потом двухчасовой концерт на afer party в пивном ресторане “Брудершафт”, тем самым доказав, что они, по выражению Сергея Галанина, “не “папики”, а нормальные ребята, которые по энергетике не уступают молодым”. А вот еще одна уместная цитата — из интервью Сергея Алене Висляковой: “Фестиваль был отлично организован, с нашей стороны нет к нему никаких претензий. А то, что в нем участвуют группы из городов с населением в 100.000 человек и даже меньше, говорит о том, что “наши люди” есть везде! Печально только, что нашей стране катастрофически не хватает подобного рода фестивалей. Понятно, что на “Нашествие”, “Крылья” или “Максидром” не пробиться, — значит, должны быть какие-то региональные фестивали. Их не так много, поэтому энтузиазм, который мы увидели в Перми, заставляет даже прослезиться по-хорошему и подумать, что не все так плохо еще... Вообще мне кажется, что нам, москвичам, питерцам, надо не замыкаться в своем мире, а найти какой-то компромисс и хотя бы раз в год, в два года тоже поддерживать это дело”. Хотелось бы верить, что и другие именитые музыканты смогут разделить эту точку зрения. Пока же, кроме Галанина с товарищами, в какой-либо практической помощи провинциальным рок-энтузиастам замечены разве что ЧАЙФ и DDT...
Подытоживая сказанное, надо отметить, что, несмотря на погодные катаклизмы, “Рокинг“ выполнил свою задачу с успехом, а в его популярности и нужности сомневаться не приходится: на следующий сезон подано уже около 270 заявок. Так что если фестивалю и его нынешней попечительнице Елене Зориной-Новоселовой будут благоволить капризные рок-н-ролльные боги, то продолжение непременно последует.
P. S. Не могу удержаться от констатации проверенного опытом факта: обычно на провинциальных фестивалях к приглашенным журналистам и музыкантам относятся со значительно большим пониманием и гуманизмом, нежели на столичных open-air’ах. И поэтому посещать подобного рода мероприятия в Перми, Архангельске, Вятке или Сегеже не только весьма поучительно, но и приятно.
FUZZ 7 2005