Еще за несколько месяцев до самого концерта возникли неприятности. Cообщалось, что 1 сентября цена на билеты поднимется, но де-факто это произошло раньше, и большинство зрителей покупало билеты уже по новой цене, по петербургским меркам высокой. Из-за этого сомнения в успехе концерта усилились: FRANZ FERDINAND - группа совсем не для состоятельных людей в возрасте, и было не понятно, сколько людей пойдут за такие деньги. Вторая проблема возникла уже в день концерта, но еще до его начала: организация входа в Манеж Кадетского корпуса. Сначала ворота не открывали, когда возле них уже собралась толпа, затем, когда открыли, она ворвалась так, что снесла ограждения; когда же порядок был восстановлен, пропускная способность системы оказалась столь низкой, что стоять в очереди на улице зрителям приходилось долго (при не самой теплой погоде). Наконец, еще до начала концерта оказался заполнен гардероб, так что части зрителей пришлось лицезреть жаркую группу в теплых куртках. В общем, зрители входили в зал в далеко не самом лучшем настроении.
Однако, когда на сцене появилась разогревающая концерт белорусская группа THE TOOBES, стало ясно, что у организаторов все получилось: звук был настолько хорошим, что группа звучала живьем чуть ли не чище, чем в записи. Ее англоязычные кричалки, заставляющие вспомнить o THE SUBWAYS и THE STROKES, взбодрили публику, хотя настоящего задора им все же не хватало. Вскоре стало ясно, что стремление русскоязычных инди-групп петь на английском достигло апогея: солист (он же ударник) не только пел на английском, но и на нем же обращался к публике между песнями. Впрочем, когда на фразы вроде "We are from Minsk" зрители стали отвечать смехом, перешел-таки на русский.
В последовавшем перерыве возле сцены образовалась настоящая давка - несмотря на дороговизну билетов, желающих увидеть группу собралось много. В конце зала оставалось свободное место, но, видимо, поклонники FRANZ FERDINAND отличаются особенной преданностью и стремятся оказаться как можно ближе к кумирам, поэтому предпочитали давиться в передних рядах, а не отдыхать вдалеке. В результате было сделано объявление с просьбой сделать шаг назад и не пускать волны, а персонал группы передавал первым рядам воду.
А потом на сцену вышли герои вечера - и все, что было до того, потеряло значение. С первых же звуков "No You Girls" зрители пришли в восторг - и дальше градус не падал. В 2004-м "Фердинанды" могли показаться сингловой группой, прославившейся песней "Take Me Out" (некоторые прочили им судьбу "группы одного хита") - но в Манеже было очевидно, что они привлекают слушателей не на уровне отдельных песен, как поп-музыканты, и не на уровне альбомов, как группы вроде RADIOHEAD. Главное у них - не композиционные находки и концептуальные идеи, а идущий изнутри драйв, вайб, грув. Он заполняет всю музыку - а потому названия конкретных песен становятся не слишком важны. За пределами сет-листа остались многие отличные вещи - но назвать его слабым не получится никак; пожалуй, у концерта FRANZ FERDINAND в принципе не может быть слабого сет-листа: куда ни кинь, всюду гимн. И зрители пришли не "на хиты" и не "на последний альбом" - они пришли на любимую группу, явно заслушав все три альбома до дыр, и восторженно реагировали на каждую песню. Сами музыканты тоже не делили песни по альбомам и популярности, исполняя все подряд, от "Tell Her Tonight" до "Bite Hard".
Изменилось ли концертное воплощение группы с предыдущего петербургского выступления, прошедшего в том же Манеже Кадетского корпуса четырьмя с половиной годами ранее? Позы стали отточеннее, работа со светом - лучше, некоторые песни обзавелись видеорядом. Но во время концерта было явственно видно, что все это второстепенно по отношению к азарту, который остался тем же; зрители прыгали и подпевали так же дружно, как и в предыдущий раз, а все остальное - детали. Не будь видеоряда - вряд ли об этом кто-то сильно пожалел бы, не будь драйва - никакой видеоряд не спас бы. Забавно, что именно FRANZ FERDINAND с их широким кругозором и любовью к русскому авангарду, сделавшие танцевальный рок ощутимо умнее и необычнее, сами нагляднее всех демонстрируют, что эксперименты со звучанием и искусствоведческие отсылки служат в такой музыке лишь вишенкой на торте. Суть же рок-музыки всем известна и не менялась уже полвека, просто у кого-то лучше получается ее ухватить, а у кого-то хуже - и мало у кого сейчас получается так же хорошо, как у "фердинандов"; это не доказать логически и не разложить на составные части, но это чувствуешь телом.
Выступление закончилось "Lucid Dreams" с безвокальной рейв-кодой минут на 15 - и стало ясно, что драйв группы совершенно не теряется в таких условиях, так что музыканты бы потеснить JUSTICE, захоти они этого сами. На выходе с гардеробом снова возникли проблемы - но, кажется, теперь они волновали зрителей куда меньше, чем при входе.
Несколько лет назад была популярна точка зрения "Сейчас они - герои обложек, и вокруг них царит шумиха, но настоящей музыки и настоящей популярности за этим не стоит, и скоро группа окажется забыта". На самом деле все оказалось наоборот: обложек и шумихи давно нет, а вот музыка и поклонники никуда не делись.
Организатор "Euroshow"