FRANZ FERDINAND: Все еще те

16 апреля 2013 года, 18:37 0
Несколько лет назад, когда FRANZ FERDINAND получили все мыслимые похвалы за дебютный альбом, часто встречалась и точка зрения "Сейчас они - герои обложек, но настоящей музыки за этим не стоит, и скоро группа окажется забыта". Теперь, когда прошло несколько лет, новый петербургский концерт группы дал возможность понять, удалось ли FRANZ FERDINAND выдержать проверку временем.

Еще за несколько месяцев до самого концерта возникли неприятности. Cообщалось, что 1 сентября цена на билеты поднимется, но де-факто это произошло раньше, и большинство зрителей покупало билеты уже по новой цене, по петербургским меркам высокой. Из-за этого сомнения в успехе концерта усилились: FRANZ FERDINAND - группа совсем не для состоятельных людей в возрасте, и было не понятно, сколько людей пойдут за такие деньги. Вторая проблема возникла уже в день концерта, но еще до его начала: организация входа в Манеж Кадетского корпуса. Сначала ворота не открывали, когда возле них уже собралась толпа, затем, когда открыли, она ворвалась так, что снесла ограждения; когда же порядок был восстановлен, пропускная способность системы оказалась столь низкой, что стоять в очереди на улице зрителям приходилось долго (при не самой теплой погоде). Наконец, еще до начала концерта оказался заполнен гардероб, так что части зрителей пришлось лицезреть жаркую группу в теплых куртках. В общем, зрители входили в зал в далеко не самом лучшем настроении.

Однако, когда на сцене появилась разогревающая концерт белорусская группа THE TOOBES, стало ясно, что у организаторов все получилось: звук был настолько хорошим, что группа звучала живьем чуть ли не чище, чем в записи. Ее англоязычные кричалки, заставляющие вспомнить o THE SUBWAYS и THE STROKES, взбодрили публику, хотя настоящего задора им все же не хватало. Вскоре стало ясно, что стремление русскоязычных инди-групп петь на английском достигло апогея: солист (он же ударник) не только пел на английском, но и на нем же обращался к публике между песнями. Впрочем, когда на фразы вроде "We are from Minsk" зрители стали отвечать смехом, перешел-таки на русский.

В последовавшем перерыве возле сцены образовалась настоящая давка - несмотря на дороговизну билетов, желающих увидеть группу собралось много. В конце зала оставалось свободное место, но, видимо, поклонники FRANZ FERDINAND отличаются особенной преданностью и стремятся оказаться как можно ближе к кумирам, поэтому предпочитали давиться в передних рядах, а не отдыхать вдалеке. В результате было сделано объявление с просьбой сделать шаг назад и не пускать волны, а персонал группы передавал первым рядам воду.

А потом на сцену вышли герои вечера - и все, что было до того, потеряло значение. С первых же звуков "No You Girls" зрители пришли в восторг - и дальше градус не падал. В 2004-м "Фердинанды" могли показаться сингловой группой, прославившейся песней "Take Me Out" (некоторые прочили им судьбу "группы одного хита") - но в Манеже было очевидно, что они привлекают слушателей не на уровне отдельных песен, как поп-музыканты, и не на уровне альбомов, как группы вроде RADIOHEAD. Главное у них - не композиционные находки и концептуальные идеи, а идущий изнутри драйв, вайб, грув. Он заполняет всю музыку - а потому названия конкретных песен становятся не слишком важны. За пределами сет-листа остались многие отличные вещи - но назвать его слабым не получится никак; пожалуй, у концерта FRANZ FERDINAND в принципе не может быть слабого сет-листа: куда ни кинь, всюду гимн. И зрители пришли не "на хиты" и не "на последний альбом" - они пришли на любимую группу, явно заслушав все три альбома до дыр, и восторженно реагировали на каждую песню. Сами музыканты тоже не делили песни по альбомам и популярности, исполняя все подряд, от "Tell Her Tonight" до "Bite Hard".

Изменилось ли концертное воплощение группы с предыдущего петербургского выступления, прошедшего в том же Манеже Кадетского корпуса четырьмя с половиной годами ранее? Позы стали отточеннее, работа со светом - лучше, некоторые песни обзавелись видеорядом. Но во время концерта было явственно видно, что все это второстепенно по отношению к азарту, который остался тем же; зрители прыгали и подпевали так же дружно, как и в предыдущий раз, а все остальное - детали. Не будь видеоряда - вряд ли об этом кто-то сильно пожалел бы, не будь драйва - никакой видеоряд не спас бы. Забавно, что именно FRANZ FERDINAND с их широким кругозором и любовью к русскому авангарду, сделавшие танцевальный рок ощутимо умнее и необычнее, сами нагляднее всех демонстрируют, что эксперименты со звучанием и искусствоведческие отсылки служат в такой музыке лишь вишенкой на торте. Суть же рок-музыки всем известна и не менялась уже полвека, просто у кого-то лучше получается ее ухватить, а у кого-то хуже - и мало у кого сейчас получается так же хорошо, как у "фердинандов"; это не доказать логически и не разложить на составные части, но это чувствуешь телом.

Выступление закончилось "Lucid Dreams" с безвокальной рейв-кодой минут на 15 - и стало ясно, что драйв группы совершенно не теряется в таких условиях, так что музыканты бы потеснить JUSTICE, захоти они этого сами. На выходе с гардеробом снова возникли проблемы - но, кажется, теперь они волновали зрителей куда меньше, чем при входе.

Несколько лет назад была популярна точка зрения "Сейчас они - герои обложек, и вокруг них царит шумиха, но настоящей музыки и настоящей популярности за этим не стоит, и скоро группа окажется забыта". На самом деле все оказалось наоборот: обложек и шумихи давно нет, а вот музыка и поклонники никуда не делись.

Организатор "Euroshow"

Евгений Трифонов
Теги: franz ferdinand
Комментарии
Отправить
В начале нулевых среди сонма "новых сенсаций" выделялась американская тройка THE STROKES, THE WHITE STRIPES и BLACK REBEL MOTORCYCLE CLUB.
17.06.2013, 12:44
Нужным быть кому-то в трудную минуту
22.05.2013, 13:19
Несмотря на кризис, в Петербурге в этом году случился настоящий гастрольный бум. Город увидел и грандиозное шоу Мадонны, и воссоединение FAITH NO MORE, и дискотеку от Ману Чао, и пост-роковые экзерсисы от Яна Тирсена.
22.04.2013, 18:21