Действительно, один из главных и важнейших ныне независимых лейблов, которые, в пору угасания интереса к традиционным музыкальным носителям, каждым выпущенным тиражом дисков одерживает собственную небольшую победу. В условном трио "Геометрия" — "Выргород" — "Отделение Выход" у первой, пожалуй, самый интересный каталог — до недавнего времени альбомы издавались штучно, вырванно из дискографий, но при этом и с особым вниманием. Теперь же лейбл принялся за дискографии — на очереди бэк-каталог ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА и ТЕЛЕВИЗОРА.
Конферансье концерта был Василий Шумов, практически без импровизации и строго представляя все участвующие коллективы и различных гостей вечера (я застал экспрессивные выступление Сергея Гурьева и Александра Липницкого, из которого потрясающий, конечно, рассказчик). Он поделился идеей составления очередного сборника "Содержание" из композиций, записанных в 80-е, которые актуальны и по сей день, ввиду сложившейся общественно-политической ситуации, и попросил зал эти самые композиции припомнить. Однако эрудированности зала на полноценный сборник, увы, не хватило.
Фестиваль открывала группа КНЯЗЬ МЫШКИН, которая периодически внезапно исчезает и также внезапно появляется в поле зрения любителей соответствующей музыки. Отыграв две любопытных арт-роковых композиций (с интересным составом — сакс, флейта, соло-гитара и ударные) коллектив со сцены удаляется в угоду хоть какого-то выправления уже сдвинутого расписания выступлений коллективов. Оставляя место группе ХРОНОП.
Для меня ХРОНОП, конечно, был чуть ли не основной причиной похода на фестиваль. Побывав в феврале этого года на их концерте в Нижнем и год назад на квартирнике Вадима Демидова, я уж и не думал, что группа-таки доберется до Москвы. Но всё-таки это случилось, пускай (надеюсь, что пока) и не в виде полноценного гига, а лишь фестивального сета. Начала группа с новых вещей — "Ночь Птиц", "Деревенская" и "Отговори Меня Умирать В Эту Ночь". По ним складывается ощущение, что предстоящая пластинка коллектива будет грандиозной. Оставив попытки подстраивания под радиоформаты (при том что с этим справилась блестяще), группа отчасти вернулась к арт-роковым корням, несколько нервным сочинениям с нестандартными аранжировками. Новый альбом обещает стать современной версией всё ещё лучшего (на мой взгляд) альбома "Легче Воды", вышедшего 20 лет назад. Опосля новых композиций группа прошлась по более знакомым — начав со "Стоять", про которую, включенную в сборник "За Троицкого!" Шумов упомянул, представляя ХРОНОП. "Даже Если На Это Уйдёт Вся Моя Жизнь" зазвучала как мощный последний аккорд, но группу со сцены никто не гнал, поэтому зачем-то вспомнили "Любителя Жидкости" (песню, а не альбом, ну и зря — как приём этакого "подмазывания" к публике стародавняя вещь не сработала, а песен, которые много лучше, у ХРОНОПА хватает) и пожалованную, но вроде как уже не взятую в свой новый альбом Чижом "Напиваются". И вот тут уже точно всё — на сцену выходит Шумов и представляет следущего артиста. А ХРОНОП не то, чтобы "взял Москву", но выступил довольно уверенно и достойно скорого возвращения с полноценным выступлением (благо, весной будет и причина в виде нового альбома).
Опосля за широкий «Курцвейл» засела дочь своего отца Ксения Фёдорова, лидер коллектива КУБИКМАГГИ, альбом которого, помню, я прослушал не без интереса, но осилил лишь в несколько заходов. Хочется удержаться от известного толка сравнений — с Алиной Орловой роднит хрупкую певицу (довольно безэмоционально отвечавшую на выкрики из зала) лишь основной инструмент и огненный цвет волос, а по исполняемому материалу ассоциации скорее с поздней Тори Эймос (да и у той куда меньше сбивок, сложных размеров и агрессивной живости в игре на инструменте, впрочем, тут дело, скорее, возрастное). Академически точно и выверенно бегают в разные стороны пальцы, выдавая невероятное количество звука для одного инструмента, голос Ксении также где-то в полёте лавирует вверх-вниз, рассказывая странные парадоксальные истории. Публика первые несколько песен была в натуральном ступоре и любопытно внимала клавишным пассажам певицы, но когда их число приблизилось к десятку, уже явно переутомилась, и стоявшие рядом люди уже стали озвучивать желание посмотреть следующий коллектив.
Коим был Сергей "СиЛя" Селюнин и его ВЫХОД. На эту группу я "подсел" на заре юности, приобретя странным образом скомпилированный пиратами mp3-сборник, где та составляла компанию первым трем дискам набиравшего популярность ЛЕНИНГРАДА. И так получилось, что давно не публиковавший новых композиций Сергей с коллективом не исполняли ни одной из незнакомых мне вещей. Диковинный состав (акустика, электро-контрабас, электро-виолончель, иногда заменявшая с примочкой соло-гитару, и ударные), хорошая предрасположенность публики и находившийся в ударе СиЛя в сумме дали довольно удачное выступление (хотя из любимых мной вещей в сет-лист не попало почти ничего). Сет кончается медитативным реггеем аж тридцатилетней давности "Брат Исайя", переходящим в ещё одну нетленку ВЫХОДА "Не Могу Кончить", и тут на сцену подыграть на флейте выбегает Олег Сакмаров.
Вот и первый условный хэдлайнер вечера — москвичи ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, по легенде, впервые играющие на одной сцене со своими питерскими собратьями по оружию, АУКЦЫОНОМ. Я, несмотря на симпатию к группе, вижу её живьём впервые — и порой от исполнительского мастерства невольно отвисает челюсть. Особенно когда, например, труба с гитарой один-в-один играют непростые партии — сильное впечатление. Роман Суслов и как исполнитель и как инструменталист, конечно, высочайшего уровня музыкант. По материалу группа держится обоих своих альбомов нулевых — недавний "Гуси-Лебеди" и уже бывший давно "Герань", завершив как-то быстро окончившийся сет "Рок-энд-Роллем" который просто-таки несётся со сцены свингующим вихрем. Кстати, вторая половина сета с неожиданным постоянством напоминала об этом джазовом танцевальном стиле.
Программа же условно второго хэдлайнера вечера, группы АУКЦЫОН, во многом напоминала недавнюю презентацию "Юлы" — вместе с целым рядом вещей оттуда прозвучали "Фа-Фа" и "Лети, Лейтенант", публика была предсказуема рада группе, а на момент окончания их сета на часах было за полночь. В расписании явно удавшегося и по идее, и по составу, и по организации фестиваля оставались ИВА НОВА, САКМАРОВ-БЭНД, КОНТОРА КУКА и НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, но, когда играл последний из этих коллективов, я находился в поезде на Минск где-то в районе города Вязьмы. А так как эта история к музыке не имеет никакого отношения, засим закончу рассказ и поблагодарю организаторов за приятный во всех отношениях вечер.
Фото: Александр Гузман
Сергей Мудрик