Пермский "Rock-Line" - старейший отечественный open-air (проводится с 1996 года, правда, с перерывами) и самый "неформатный": сюда стекаются молодые и/или малоизвестные группы со всей страны, и именно им, а не раскрученным звездам российских стадионов и эфиров сознательно отдают предпочтение организаторы.
Нельзя сказать, что благодаря этому фестивалю кто-то получил путевку в вечность или даже в большой шоу-бизнес - во всяком случае, таких случаев не припоминается - но отчего бы не выступить на большой сцене и хорошем аппарате перед многотысячной толпой, не приобрести новых поклонников, не потусоваться с коллегами, не завязать полезные и приятные знакомства и вообще не набраться опыта и впечатлений? Именно за этим всем и едут музыканты на "Rock-Line".
Заявок с каждым годом все больше: при лимите 25-30 групп на два фестивальных дня свои демо присылают этак 200-250, причем не только со всей России, но и из Ближнего Зарубежья. И прошедшие отбор обычно не бывают разочарованы и поминают свое летнее выступление в Перми еще долгие месяцы и лишь добрым словом. Тому есть еще одна важная причина: в отличие от разных столичных фестивалей, на "Rock-Line" публика ходит не только и не столько на хэдлайнеров, а на всех подряд. И если группа интересная, то принимают ее отлично, пляшут под нее от души, и никому нет никакого дела, звучала она прежде по радио или нет. И такой прием дорогого стоит - музыканты не только воодушевляются и рубятся на совесть, но и имеют возможность увидеть себя как бы со стороны, будучи уверены, что получают именно тот прием, какого заслужили, что их внимательно слушают и оценивают, а не скучливо терпят в ожидании сета какого-нибудь рок-кумира. В этом году на фестивале настоящий фурор произвели СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, не слишком известные пока даже в родном Питере; в Перми же их не знал, похоже, вообще никто. Зато теперь знает каждый, побывавший на первом фестивальном дне, а всем остальным - рассказали, напели или показали самодельные фото и видео. Трудно решить, кого принимали более горячо и кого дольше не отпускали со сцены - лихих СКВОРЦОВ с их крыльями, египетскими набедренными повязками, скачками по сцене и набором бодрейших "гастрономических" песен или заслуженных героев сцены из ВОПЛЕЙ ВИДОПЛЯСОВА, хэдлайнеров второго дня. ВОПЛI были ожидаемы и абсолютно предсказуемы (хотя, разумеется, хороши), СКВОРЦЫ - неожиданны во всем; роднит их лишь количество доставленной слушателям радости. И если встанет вдруг вопрос, кого из них снова звать в Пермь хоть на фестиваль, хоть с сольным концертом, я не возьмусь утверждать, что ВОПЛI непременно выиграют этот умозрительный тендер.
Вообще "Rock-Line", давая срез современного состояния географической рок-провинции (и отчасти - клубной прослойки обеих столиц), позволяет делать определенные выводы. Ну, например, о том, что молодые группы в массе своей поняли, наконец, что шоу - это не менее важная составляющая рокенролльного творчества, чем музыка и тексты. Год от года на сцену "Rock-Line" выходит все больше групп, которых приятно не только слушать, но и наблюдать (и фотографировать), и все меньше тех, кто считает, что главное на рок-концерте - надеть черную майку и джинсы, принять суровую позу и простоять в ней как можно дольше, выкрикивая что-то неразборчиво-грозное. Может быть, тут еще дело в том, что провинция в целом постепенно подтягивает уровень владения инструментами и качества таковых: когда умеешь играть и уверен в своем оборудовании, можно вести себя раскрепощеннее и подумать, скажем, о сценических костюмах. Характерная деталь: гитаристы практически перестали рвать струны во время выступлений, а у барабанщиков больше не ломаются педали. Пустячок, как говорится, а приятно.
И еще одна немаловажная тенденция: многие решились отойти от формата традиционного рок-бэнда (гитара(две гитары)-бас-барабаны плюс иногда клавиши) и заиграли весьма нестандартными составами; при этом виолончель не всегда свидетельствует об "аквариумовидности" коллектива, а губная гармошка - о его блюзовости или фолковости. Вот, например, молодая пермская группа ЧЕХОВ ДРУГ, имея в составе, в числе прочего, как раз виолончель, исполняла некую смесь электроклэша с пост-панком и элементами авангарда, и даже сделала кавер на PRODIGY, и звучало это совершенно естественно и интересно. А екатеринбуржцы ВИННЕБАГО, выйдя на сцену босиком, в индейских перьях и холстине и имея фронтменом гармошечника, декларировали, что исполняют не что-нибудь, а джаз-рэп - и, честное слово, это именно джаз-рэп и был. Занятно выглядела и полудевичья питерская ALHIMIA, которую кто-то назвал "АУКЦЫОНОМ в юбках" - ярлык на самом деле далек от действительности, но шоуменша в образе городской сумасшедшей и нежная басистка в маленьком черном платье радовали не только ухо, но и глаз. Еще были FUNKY BIZNESS GANG из того же Екатеринбурга, полностью соответствующие своему названию, и их земляки КАРДИО с вокалисткой/гитаристкой с дурными глазами, аскетичные пост-панкеры КОНТОРА КУКА (Самара), где лидер/вокалист Владимир Елизаров еще и ударял в барабан, питерские стильные бритпопперы ФОН ШТЕФАНИЦ, раздававшие хризантемы зрительницам, колоритный пермский акустик-реггей проект ТУМАН, разудалый пермский же шоу-ансамбль ПЯТЫЙ КОРПУС... в общем, было на кого посмотреть. Я не говорю о том, что их всех было увлекательно слушать - это само собой.
Работники металлического цеха тоже были по-своему колоритны - будь то омская МИЛЯ с их интеллигентным хард-роком старобританского разлива, сумасшедшие кировские SILENCE DEAD, убойные KINKY DEP из Сыктывкара, москвичи-инструменталисты SEAGALL со стильной Еленой Сигаловой на лидер-гитаре и даже совершенно банальный музыкально, но эффектный столичный же АВАНТАЖ.
Отдельно хочется упомянуть почетных фолк-рокеров - ЛАБОРАТОРИЮ ВЕТРА (Лысьва) и пермско-московский софт-инди коллектив ПИЛАР: их как-то не засунуть в специальные кучки, но сами по себе они чрезвычайно хороши. В том числе и визуально. То есть вывод напрашивается такой: "Rock-Line" год за годом из рок-фестиваля последовательно становится фестивалем в значении "праздник", где есть не только что послушать, но и на кого полюбоваться. Это не считая того, что оформление сцены в последние пару лет являет собой совершенно отдельное запоминающееся зрелище.
Были, конечно, на "Rock-Line-2010" и кондовые "русские рокеры", и невнятные "альтернативщики", и какие-то совсем примитивные панки, но они в общей массе воспринялись безболезненно и не оставили сколь-нибудь острых отрицательных эмоций. И хочется верить, что следующий "Rock-Line" - стараниями приглашенных групп, кроме всего - будет двигаться именно в вышеобозначенном направлении. Хотя бы потому, что это направление - наилучший повод говорить о себе как о явлении действительно незаурядном.
Фото автора
Екатерина Борисова