Пермскому фестивалю "Rock-Line", на который съезжаются рок-группы со всей России, а также из стран Ближнего, а с недавних пор и Дальнего Зарубежья, в этом году исполнилось 15 лет.
Фестиваль при этом не стал 15-м по счету, поскольку в начале 2000-х в его жизнедеятельности случались некоторые перебои, да и круглой датой пятнадцатилетие не назвать, однако повод справить день рождения с особой гордостью и с должным размахом все-таки имелся. Возможно, поэтому список участников нынешнего "Rock-Line" напоминал некий "best of": многие группы уже здесь выступали, некоторые даже неоднократно. Конечно, за прошедшие годы они не могли хоть в чем-то не измениться - кто-то переехал на ПМЖ в другой город, куда-то пришли другие музыканты... Но, если не следить пристально за эволюцией каждой из них, а просто регулярно посещать фестиваль и слушать подряд всё, что там происходит, эти перемены не слишком заметны. И начинается путаница в датах и сплошное дежа вю: московские NOVA ART по-прежнему энергично играют свой nova-metal, а PULL PUSH - "альтернативу", мужчины из пермского ВИКОНТА всё так же добросовестно нарезают хард-роковые риффы и трясут волосней, парни из АЛЬТЕРНЫ, как и прежде, скачут по сцене и под сценой, являя собой свежее поколение гранжевых безумцев, солидные сыктывкарцы STELLAR снова смачно рубят эмо-кор, субтильные юноши из кировской ZE СМЕТАНЫ опять резвятся под ска-панк, ПОСТОРОННИЙ В всё еще думают, что они - местный СПЛИН... И кажется, что за год-два-три-пять не поменялось совершенно ничего - вплоть до причесок и одежды.
В чем-то это, наверно, хорошо: все-таки на фестиваль люди зачастую ходят ради того, чтоб вновь встретиться с любезными сердцу артистами и получить от них не только что сочиненные песни, а привычный набор хитов, под которые можно просто жизнерадостно тащиться в обнимку с друзьями и подругами, особо не задумываюсь ни над текстами песен, ни тем более над музыкой. Однако же предсказуемость репертуара как отдельных коллективов, так и всего мероприятия внушает некоторые опасения: всё-таки "Rock-Line" изначально задумывался как фестиваль, нацеленный на открытие новых имен, а не на бесконечную перетасовку старых. Тем более что выбирать всегда есть из кого/чего - заявок от групп в каждом году подается раз в десять больше, чем фестиваль способен вместить. Разумеется, в отборе играют роль и личные симпатии членов оргкомитета, а также их знания о претендентах, полученные на других концертах и фестивалях, и способность групп чисто физически доехать до Перми (в этом году, например, калининградцы LIFE LINE, уже заявленные в списке участников, не смогли приехать по причине банальной нехватки средств), и рок-обстановка в самом городе, и многие другие явные и неявные обстоятельства. Но, тем не менее, очень не хочется, чтоб "Rock-Line" в какой-то момент превратился в подобие тех столичных фестивалей, где год от года можно даже программу не изучать - ведь неизбежно получишь всё тот же набор имен, а на какую-то новую, неожиданную, случайно затесавшуюся в лайн-ап группу гарантированно никто не обратит внимания (и хорошо если пивными банками не закидают), потому что все давно уже ждут от этих фестивалей этого самого предсказуемого и растиражированного набора, а не озарений и потрясений. И ходят туда лишь чтобы выпить и потусоваться - или не ходят совсем.
Впрочем, эта тоскливая перспектива хоть и замаячила на горизонте "Рок-Лайна", но пока не стала реальностью, поскольку групп, не выступавших здесь доселе ни разу, в этом году было всё же большинство. Правда, стилистическим и визуальным разнообразием они, против прошлогоднего фестиваля, в основном не отличались. Игрался либо тривиальный олдскул (ритм-энд-блюз разной степени тяжести, "просто рок" - русский и не очень - и немножко рок-н-ролла), либо какое-нибудь актуальное "мясо" - металкор, хардкор, рэпкор и т.д., перемешанные в разных пропорциях. Мяса, кстати, было особенно много. А если учесть, что и выглядели все музыканты похоже - либо хипстерского вида ребятки в узких штанах фасона "только что обосрался", балахонах и/или футболках с нерусскими буквами, совершенно одинаково ставящие ногу на монитор и теребящие нос рукой с микрофоном, либо побитые жизнью мужички в джинсах, кожаных куртках и клетчатых рубахах - то различить их представлялось задачей довольно-таки нелегкой, а то и вовсе невыполнимой. Выделю, наверно, из общей массы молдаван TODO за счет какой-то особой энергетической насыщенности их сета - но не более того. Ну и, думаю, стоит сказать отдельно о WHITE NOISE, причем не только в силу экзотичности их происхождения (попробуйте-ка вспомнить еще какую-нибудь рок-группу из Израиля, посетившую с концертом наши палестины). Исполняли они всё тот же металкор, но с выдающейся яростью и самоотдачей - не знаю, всегда они такие или были разово вдохновлены возможностью выступить на исторической родине перед многотысячной толпой, но получилось очень убедительно. Плюс интересные сценические костюмы да еще разительный контраст между артистической и бытовой ипостасью: за кулисами это были тихие, улыбчивые, приветливые мальчики, щедро раздаривавшие всем подряд свои футболки и пластинки, а на сцене - тигры лютые, даже версию "Ace Of Spades" MOTORHEAD сделавшие куда злобнее оригинальной. И откуда что берется?
Все-таки, если оглядываться на любой фестиваль спустя некоторое время, легко понять, что запоминается обычно что-то нестандартное: или состав группы, или музыка, или имидж, или всё это сразу. Крепких добротных групп на данном "Рок-Лайне" было достаточно, но вот нестандарта - крайне мало, поэтому и запомнилось в итоге не столь уж многое. Причем очень по-разному. Так не заявленная в программе молодая пермская группа METAXY, выступавшая в начале второго дня под дождем и при почти полном отсутствии публики, продемонстрировала явное умение исполнять замороченный и одновременно удивительно драйвовый прогрессив. Безумству храбрых поем мы песню, однако. Екатеринбуржцев же ROGI наверняка все вспоминают словами типа "а, это те, у которых голая баба на сцене выделывалась" - что ж, судя по всему, эти музыканты знали, на что шли, делая упор именно на перфоманс такого плана. Хотя, если отвлечься от фронтменши с ее рискованными танцами, можно было бы обратить внимание и на интересные наряды прочих участников группы, и на армянский колорит их репертуара. Тут уж каждому своё. В свою очередь, солистка смоленской группы МИРА Марьям Магомедова произвела впечатление не столько внешностью - хотя девушка она очень красивая - сколько выразительным и сильным голосом и какой-то запредельной истовостью в подаче; "жить на сцене" - это как раз про нее. Обе группы играют, в общем-то, довольно усредненный хард-рок, так что об оригинальности в музыке говорить не приходится, зато можно спорить, что лучше способно выделить хардроковую группу из тысяч прочих подобных - оригинальное шоу или харизматичный лидер, вызывающее поведение или полное растворение в песенном образе. Ответ каждый даст сам.
Если же поговорить напоследок о гостях фестиваля (на "Rock-Line" предпочитают не употреблять слово "хедлайнеры"), можно констатировать, что новое тут мирно соседствовало с привычным, а оригинальность - с традиционностью. Владимир Батурин, "министр ёхор-ролла" из Бурятии со своей ИМПЕРИЕЙ СНЕГОВ открывал, как исстари заведено, оба фестивальных дня, разгоняя нависшие тучи - и его шаманство увенчалось убедительной победой над непредсказуемым приуральским климатом. Питерские СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, покорив прошлогодний "Rock-Line" мгновенно и навсегда, в этот раз явились сюда всеобщими любимчиками и выдали то, чего от них ждали - здоровую порцию ужимок, прыжков, гримас, грима, язвительных песен, которые можно не только радостно слушать, но и орать хором, и совершенно уже очевидного профессионализма, гармонично сочетающегося с раздолбайством. Челябинская группа ТОМАС, ставшая ныне московской, не посещала фестиваль чуть дольше, с 2008 года, но тоже играла в основном знакомое и любимое. Они постоянны и в музыке, и во всем прочем, но год от года становятся всё более матёрыми, не теряя при этом особенного своего умения создавать очень специальную, чертовски душевную атмосферу, пробуждать трогательное чувство единения и "праздника со слезами на глазах". Группа ZNAKI играла на этой площадке впервые, но песни их пермяки тоже знают и ценят, хотя не сказать, что данное выступление стало неким событием.
А вот КАЛИНОВ МОСТ, неоднократно посещавший Пермь, но в первый раз ставший гостем "Рок-Лайна", был принят с ярко выраженным нетерпеливым восторгом и тоже ничьих ожиданий не обманул, выдав собравшимся нужную порцию старинных, родом из начала 90-х нетленок, и завершив свой сет выходом на бис с "Сансарой", которую, естественно, толпа пела со всем возможным энтузиазмом.
После такого финала неизбежно начинаешь сожалеть, что фестиваль кончился, и сразу принимаешься ждать следующего. И безоговорочно веришь, что в последние выходные июня 2012 года непременно состоится очередной "Rock-Line". И много-много радости кому-то принесет. Не исключено, что и вам тоже - если вы туда приедете, конечно.
P.S. Свой 15-й день рождения "Rock-Line" отметил, в числе прочего, спонтанным раздвоением - был еще фестиваль инструментальной музыки "Rock-Line над Вильвой", состоявшийся 25 июня в, соответственно, Всеволодо-Вильве. К сожалению, посетить мне его не удалось, поскольку быть одновременно на двух площадках, находящихся на расстоянии 260 км друг от друга, я пока не научилась. Но, судя по отзывам побывавших там музыкантов и зрителей, всё было крайне необычно и здорово: сцена на двух понтонах, плавающих посреди глубокого озера-карьера с ярко-голубой водой, отличные музыканты (к месту выступления их доставляли на резиновых лодках), волшебная атмосфера... Wish you were here, в общем. Так что к числу пожеланий на будущий год добавляется еще одно: устроить что-то подобное снова, но так, чтоб всем, кому это интересно, не пришлось бы разрываться и жалеть о чем-то пропущенном. Тем более если пропущена оказывается фактически треть фестиваля, и отнюдь не самая худшая.
Фото автора: ИМПЕРИЯ СНЕГОВ, СКВОРЦЫ СТЕПАНОВА, WHITE NOISE, МИРА, ROGI, ТОМАС, КАЛИНОВ МОСТ
Екатерина Борисова