Груз 200. Груз из 1984-го

9 июня 2010 года, 13:12 0
Заметки о фестивале “Кинотавр” и новом фильме Алексея Балабанова. “Груз 200”, участвовавший в конкурсной программе недавно прошедшего в Сочи фестиваля “Кинотавр”, стал настоящим яблоком раздора для отечественной кинокритики.
Группа киноведов (Любовь Аркус, Михаил Трофименков и другие) по завершению фестиваля выступила с открытым письмом, в котором заявила о своем возмущении по поводу награждения призом Гильдии киноведов и кинокритиков “Белый слон” фильма “Груз 200” пополам с фильмом “Простые вещи”, хотя по подсчетам голосов приз кинокритиков должен был быть отдан только фильму Балабанова.
Разумеется, это не первый скандал вокруг фильма. Еще год назад, на прошлом “Кинотавре” на пресс-конференции по поводу премьеры мелодрамы “Мне не больно” Алексей Балабанов сообщил журналистам, что в самом ближайшем времени приступает к съемкам нового фильма “Груз 200”, и что в нем по принципиальным соображениям (из-за жестокости сцен и аморальности главного героя) отказались сниматься Евгений Миронов, Сергей Маковецкий и Кирилл Пирогов. Пожалуй, для самого Балабанова такой расклад оказался неким откровением — ведь ему раньше никто из актеров не отказывал. Разумеется, об этом факте сразу же раструбили все аккредитованные на фестивале журналисты. Чем не скандал?! 
Но в конечном итоге на бобах остались сами “отказники”. Почему? Потому что не реализовали отличную возможность сыграть неординарные роли в фильме, который заставил говорить о себе буквально всех. 
9 июня. 11:00. Зал под люстрой гостиницы “Жемчужина”. Пресс-конференция по поводу премьеры фильма “Груз 200”. Битком забитый зал. Похоже, накануне просмотренный фильм Балабанова никого не оставил равнодушным. За столом президиума — Алексей Балабанов в тельняшке и армейской панаме, рядом с ним его бессменный продюсер — непрерывно курящий Сергей Сельянов в костюме.
Балабанов был немногословен, на вопросы отвечал, как правило, односложно: “да”, “нет” или “так вышло”. Иногда аудитория взрывалась дружным смехом — как правило, после какого-нибудь наиболее глубокомысленного вопроса. Балабанов, в противовес критикам, был лаконичен и прост, и даже несколько раз удостоился восхищенных аплодисментов аудитории. 
Вот несколько вопросов к режиссеру “Груза 200”.
— Почему вы так не любите милицию?
Алексей Балабанов: А за что ее любить!? Я сам неоднократно попадал в милицию. Я сидел в клетке, меня били, издевались... То, что в фильме показано — это все правда. 
— Где был снят проезд Журова с девушкой на мотоцикле?
Алексей: В Череповце. Я православный человек. Как-то раз поехал в Великий Устюг. Там столько храмов! А ехал я туда через Череповец... Этот город меня просто потряс — настоящий город-завод! Ничего похожего я больше не видел.
— Не кажется ли вам, что песня “Плот” появилась позже 1984 года? 
Алексей: Нет. У меня все проверено! 
Удостоился внимания журналистов и Сергей Сельянов. Симпатичная девушка его провокационно спросила: “Не считаете ли вы, что ваш фильм пропагандирует ксенофобию?”
“Ну, наконец-то!” — развеселился Сельянов. И сразу же рубанул с плеча: “Нет, у нас кино про другое!”
Разговор с журналистами растянулся почти на полтора часа. Общее мнение: “Груз 200” производит очень сильное впечатление, большинство присутствующих фильмом шокированы.
После пресс-конференции я случайно встретил Балабанова в холле гостиницы. 
— Где тут бар? — спросил он меня. Я показал и пошел туда вместе с ним.
— Ненавижу фестивали! — сказал он, присаживаясь за столик.
Мы говорили о фильме и просто “за жизнь”. Услышав, что я бывший подводник, служил на атомоходах на Северном флоте, Алексей сразу оживился: “Я тоже один раз в море выходил на дизельной лодке!” Дело было во времена застоя, в Риге. Туда, на местную верфь, Балабанова перевели служить после военно-транспортной авиации. Он был военным переводчиком, в основном работал с индусами, которые покупали у Советского Союза дизельные лодки 613-го проекта. Вообще, у Алексея к годам застоя особое, ностальгическое отношение. Оно и понятно — ведь это его молодость! 
После службы в армии Балабанов с 1983 по 1987 год отработал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. “Она была последним оплотом кино на востоке страны”, — не без гордости говорит Балабанов. Он объехал всю Сибирь. Был на Сахалине, на Камчатке, на Курильских островах, на Индигирке. В титрах “Груза 200” не зря написано, что фильм основан на реальных событиях. Потому что это или с ним было, или люди рассказывали ему эти жуткие истории, когда он ездил по стране. Конечно, “Груз 200” — это собирательная история, но там все реально. Похоже, что Балабанову этот фильм был просто необходим. Замысел снять такой у него возник еще в прошлом веке, но он смог реализовать его только сейчас. Сняв фильм, Алексей явно успокоился, как будто сбросил с себя бремя личных переживаний и впечатлений из далеких 80-х годов. 
Главная роль — капитана милиции Журова — писалась Балабановым специально под Евгения Миронова. Но тот отказался. 
— Испугался, — рассказывает Балабанов, — просто после “Охоты на пиранью” Миронов больше не хочет играть отрицательные роли. Но ничего. Алексей Полуян с этой ролью, на мой взгляд, справился блестяще, хотя ему трудно было играть — он очень болен...
Кстати, замысел автора в отношении Журова наша критика не поняла, дружно увидев в милиционере-импотенте обыкновенного маньяка, этакого Чикатило в погонах, наводящего ужас на советских обывателей из города Ленинска.
— Он не маньяк, — объясняет Балабанов, — он другой. Любит девушку, хочет сделать ей хорошо...
По мнению Балабанова, его новый фильм асексуален.
 — “Про уродов и людей” — гораздо более эротичный мой фильм. А здесь нет сексуальных сцен в принципе. Патологии есть, но они не эротичны. Это было для меня принципиально!
В финале фильма мы видим группу КИНО, исполняяющую песню “Время Есть, А Денег Нет”. К сожалению, эпизод длится не более минуты. Это блестящая реконструкция одного из концертов рок-клубовских времен. Изобразить в “Грузе 200” Виктора Цоя (кстати, впервые в истории отечественного кино!) в качестве характерного символа того времени — конечно же, это гениальная идея! Увы, критики ее не оценили по достоиннству, пережевывая в своих опусах одни лишь подробности брутальных сцен, связанных с экспериментами Журова. 
11 июня. 00:30. Зал под люстрой гостиницы “Жемчужина”. До официального награждения победителей фестиваля остается чуть больше двенадцати часов. В зале кипят страсти — кинокритики решают, кому присудить приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Идет обсуждение фильма “Груз 200”. Одни его называют постперестроечным “шитом”, чернушным кино, другие — откровением, настоящим шедевром российского кинематографа... И все-таки призывы помочь фильму “Груз 200”, отметив картину Балабанова “Белым слоном”, звучат в зале чаще. 
11 июня. 19:30. Зимний театр. Торжественная церемония закрытия фестиваля “Кинотавр”. Для оглашения имени призера, получающего приз от Гильдии киноведов и кинокритиков, на сцену поднимается ее президент Виктор Матизен.
— По решению Гильдии, — сообщает он, — вручаются два “Слона”, белый и черный. Фильм “Простые вещи”, как самый “белый” получает “Белого “слона”, а “Груз 200”, как самый “черный” — “Черного слона”. 
Для присутсвующих в зале это стало сюрпризом, особенно для тех, кто накануне ночью голосовал в прокуренном зале под люстрой за фильм Балабанова. Что последовало затем, мы уже с вами знаем — в знак протеста группа киноведов вышла из Гильдии. Не думаю, что этот раскол пойдет на пользу российскому киносообществу. 
Конечно, по большому счету, создателям фильма “Груз 200” на все эти интриги наплевать. Фестивальные призы и разного рода награды для них уже давно не самое главное... Гораздо важнее для Алексея Балабанова и Сергея Сельянова интерес зрителей, сам прокат картины, который стартовал 14 июня и продолжается до сих пор. Как в конечном итоге сложится судьба этого фильма, мы узнаем чуть позже. Время и зрители расставят все по своим местам.

Александр ДОЛГОВ

1984 — год наибольших потерь в Афганистане
Все чаще в Советский Союз отправляются спецрейсы “груз 200” с цинковыми гробами. Похороны за счет военкоматов, казенные надгробия с надписями “1964-1984”, и даже “1965-1984”. Опять везут на Родину героев, которым в 20 лет могилы роют... Война длится уже более четырех лет, дольше, чем Великая Отечественная, и вяло-негативное отношение к ней меняется на резко отрицательное.В 1984 году в Афганистане погибло 2343 советских военнослужащих.
Из телепрограммы 
“Намедни. Наша эра. 1984 год”.

Синопсис “Груза 200”
СССР. 1984 год. Финал советской эпохи. Провинция. После вечера на дискотеке пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей нет. Виновные не обнаружены. В этот же вечер в доме на окраине города происходит жестокое убийство. Виновный — хозяин дома. Расследования обоих дел поручены капитану милиции Журову...
 
Виктор Цой — жив!
Алексей Балабанов рассказывает о музыкальной составляющей фильма “Груз 200”
Приметы времени начала 80-х годов — ленинградский Рок-клуб, группа КИНО, Виктор Цой... Когда писался сценарий, они там изначально присутствовали?
Алексей Балабанов: Да. Идея пришла давно. Я лично познакомился с рок-н-роллом в 1985 году, а у меня в фильме — 1984 год... Виктор Цой тогда уже давал концерты — маленькие, но давал... Эта песня “Время Есть, А Денег Нет” очень популярна была в то время. Я могу ее спеть очень легко, если бы у меня сейчас была гитара, потому что это одна из моих любимых песен КИНО.
FUZZ: Когда вы впервые услышали КИНО?
Алексей: Я точно не помню... В 1983 году я уволился из армии и сразу же устроился на Свердловскую киностудию, стал ассистентом режиссера. И стал ездить по стране и слушать все эти подпольные песни. Я помню, в Москве меня познакомили с группой ДК, “Новый Поворот” они играют в “Грузе 200”. ДК — мрачная группа. Ну, я их узнал и музыку их узнал — на самом деле трэш такой серьезный... В 1985 году я познакомился со свердловскими ребятами, с НАУТИЛУСОМ, и снял про них фильм “Раньше было другое время”. Это любительское кино, у меня там в главной роли снялся Слава Бутусов... А с Цоем я никогда не встречался в жизни. Но все эти подпольные рок-концерты, тусовки — я помню, как это обставлялось в то время. И в фильме я это воссоздал по собственному опыту.
FUZZ: Кто сыграл музыкантов группы КИНО? Где нашли этих ребят?
Алексей: В Питере есть несколько групп, солисты которых имитируют Цоя. Вот я и выбрал самого похожего, по пластике, по всему. В фильме я использовал настоящую фонограмму группы КИНО. Парень просто под нее поет.
FUZZ: Как вы думаете, художественный фильм о Викторе Цое будет снят?
Алексей: Я считаю, что да. Потому что Виктор Цой — это личность. Просто время еще не пришло.
FUZZ: Почему?
Алексей: Не знаю. А может, пришло... Дело в том, что еще живы его друзья. И люди, которые его знали. Вот я со Славой Бутусовым общаюсь, например, с Настей Полевой, с Егором Белкиным, они все друзья были... Все это было вместе. И сейчас кино про Цоя снимать рано еще — люди скажут, что это фуфло, потому что они Виктора знали лично. Но я думаю, что когда наше поколение уйдет, фильм появится... А Виктор Цой — он жив! Есть такое мнение.
Александр ДОЛГОВ

КИНО 1984
24 января - Совместный квартирник Цоя и Майка (+ Юрий Каспарян) в Ленинграде, в коммуналке на улице Добролюбова.
29 января - Концерт КИНО, БРАВО и ЗВУКОВ МУ в 30-й спецшколе, Москва.
4 февраля - Бракосочетание Виктор
а Цоя и Марьяны.
25 марта - Концерт КИНО и АКВАРИУМА в ДК “Пролетарский” в Ленинграде.
Май - Концерт КИНО в Кораблестроительном институте в Ленинграде; Прослушивание перед II фестивалем Рок-клуба. В группе новый участник — Александр Титов (бас).
18 мая - Виктор Цой исполнением песни “Безъядерная Зона” открывает II фестиваль Рок-клуба. Парадокс в том, что первоначально группа не была допущена на фестиваль (“недостаточный уровень исполнительского мастерства”), но благодаря звонкам Артемия Троицкого и прочих не только попала на фестиваль, но и удостоилась звания лауреатов.
20 мая - Выступление КИНО на II фестивале Рок-клуба.
26 мая - Концерт КИНО и АКВАРИУМА в ДК Пищевиков, Ленинград.
Май-июнь - Два концерта КИНО и СТРАННЫХ ИГР в Петергофе.
Июнь - Два квартирных концерта (один из них — с Майком) у Павла Краева.
Лето - Запись альбома “Начальник Камчатки”. Любопытно, что у звукорежиссера (Андрея Тропилло) хранится черновая запись этого диска длительностью 100 с лишним минут; Последняя совместная поездка Марьяны и Виктора в Крым (Симферополь-Коктебель). Месяц неизвестен. Были Цой, Марьяна, Густав, который всех и позвал из Симферополя в Коктебель, и еще куча народа.
28 сентября - Постановлением Министерства культуры группа КИНО занесена в черный список и входит в разряд запрещенных. Все концерты группы отменены.
Осень - Цой играет несколько квартирных концертов (большую часть — совместно с Майком).
Декабрь - Отменен концерт КИНО в ДК им. Газа; Концерт в Рок-клубе; Сольный концерт Цоя в Академгородке в Новосибирске.
15 декабря - Концерт Цоя, БГ и Майка в Сосновом Бору, Ленинградская область.
Концерт Цоя в саду “Эрмитаж” в Москве. 
Герой
В своем новом фильме “Груз 200” режиссер Алексей Балабанов впервые в истории кинематографа реконструировал на съемочной площадке группу КИНО. В роли Виктора Цоя снялся 32-летний питерский музыкант Нияз Садыков. Пообщавшись с новоиспеченным актером, FUZZ убедился: действительно похож!
Нияз, о себе несколько слов...
Нияз Садыков: А что о себе? (смеется) Родился в 12 ноября 1974 года в Петропавловске-Камчатском. Отец узбек, мать казашка. Когда учился во втором классе, семья переехала в Среднюю Азию. Мать с отцом развелись. Воспитывался в детском доме в городе Мархамат. Году в 1989-м впервые увидел фильм “Игла” и “заболел” группой КИНО. Стал слушать записи. В Питер переехал в 1990 году, спустя 8 дней после гибели Цоя. Тогда же СССР еще был — у нас все старшеклассники сюда, в Питер, ехали учиться. Мечтал, конечно, на концерт Цоя попасть. Не получилось... Мы с друзьями узнали, где кладбище, поехали, цветов нарвали. Там тогда много народа было, в палатках жили. И началась у меня фанатская жизнь. Тогда же научился играть на гитаре. Начал песни Цоя играть. А совсем недавно, в 2005 году, когда открылся клуб-музей “Камчатка”, собрал команду и стал там выступать. Не то чтоб с группой — просто родился такой проект, который я назвал НИЯЗ. Мы играем только песни Цоя и только в “Камчатке” — нас в свое время на это Марьяна Игоревна благословила, так сказать. Она слышала, как я пою, сказала: вот этому парню можно Витины песни петь — но только в “Камчатке”!.. А так — амбиций никаких нет, своего материала не делаем. Просто играем — людям нравится. Ну, может быть, я бы еще в какой-нибудь группе поучаствовал в качестве гитариста... 
FUZZ: С чего для вас начался “Груз 200”? Была какая-то договоренность? 
Нияз: Год назад, прошлым летом, в “Камчатку” на наш концерт пришла девушка Настя — ассистент режиссера. Отсняла концерт на видео. Подошла к нам после концерта и сказала, что Балабанов хочет нас пригласить.
FUZZ: Как вы отнеслись к предложению сыграть роль Цоя?
Нияз: С волнением. Был страх, что что-то сделаю не так, испорчу. Все-таки это мой герой, кумир детства. Но потом это прошло. Думаю: будь что будет! 
FUZZ: Были ли какие-то другие претенденты на эту роль?
Нияз: Были. Но Балабанов посмотрел запись нашего концерта и решил, что я ему подхожу. Мы с ним встретились в октябре 2006 года... Ну, там еще нужно было разрешение правообладателей. Не знаю, как Алексей договаривался с ними. При мне он звонил Каспаряну — Юра тогда был в Испании (они там альбом с Бутусовым записывали) — и довольно долго с ним консультировался: что, как...
FUZZ: Это уже были съемки? 
Нияз: Фактически да. На следующий день нас уже снимали.
FUZZ: Где все это происходило?
Нияз: В ДК “Невский”, в подвале. Там было какое-то заброшенное помещение. Они специально для съемок его почистили, покрасили, пол крутящийся сделали, декорации. Я так понимаю, они там целый съемочный комплекс оборудовали, много помещений. Во всяком случае, много эпизодов, которые я видел, там снимали. 
FUZZ: Кто сыграл роли музыкантов КИНО? 
Нияз: Только Титова играл профессиональный актер. А Каспаряна и Гурьянова — такие же, как я, музыканты из не очень известных питерских групп. Мы пришли, нам дали записи цоевские 1984 года — какой-то концерт в Рок-клубе, фотографии, попросили прорепетировать. Я подвигался с гитарой в руках... Гримировали очень долго — несколько часов. Одели — белый шарфик этот и прочее. Потом массовка пришла. Съемка длилась минут 10-15 всего. Сначала они хотели, чтобы звучала “Электричка” — но отказались, там уж слишком запись технически несовершенная была. И, в конце концов, остановились на студийном варианте песни “Время Есть, А Денег Нет”. И вот мы под фонограмму, так сказать, пели. Аппаратуры не было — мониторы, микрофоны — все бутафорское. Барабаны детские какие-то. Гитара настоящая, но ее красили под цвет цоевской — чтобы все, как на фотографии... Снимали и крупные планы, и общие. Ну, трансформировалось все это в 40 секунд экранного времени. Снялись — и пошли с актерами знакомится. 
FUZZ: Балабанов в процесс этой съемки как-то вмешивался?
Нияз: Да. Сразу сказал, что я ростом не подхожу — поставили специальный поддон. Потом, он все время просил побольше двигаться, побольше общаться — разговаривать во время “выступления”, улыбаться. Ну, я что-то там ребятам говорил, но улыбаться не стал. Ему, вроде, понравилось. Он сразу все посмотрел. Говорит: хорошо. Настя прибежала: все отлично!.. От Балабанова вообще очень хорошие впечатления остались. Я всегда представлял себе режиссеров орущими, кричащими. А Алексей — абсолютно спокойный, уверенный в себе. Мне с ним легко было. 
FUZZ: Когда вы окончательный вариант увидели? 
Нияз: Совсем недавно. Смотрел в кинотеатре, на большом экране. Жалел, кстати, что не посмотрел хотя бы “наш” эпизод сразу.
FUZZ: Каковы впечатления?
Нияз: Слишком жесткий, конечно, фильм получился. Понравился ли? Даже не знаю. Сложное кино, неоднозначное... Очень хотелось увидеть свое имя в титрах — а его не написали! Написали “музыка группы КИНО” и все. 
КИНО в КИНО
“Йя-хха!”, 1986
Режиссер Рашид Нугманов, 40 минут
Песни: “Солнечные Дни”, 
“Дальше Действовать Будем Мы”

Полудокументальный-полуигровой фильм, первая киноработа, посвященная советским независимым музыкантам и рок-тусовке тех лет, придуманная и выполненная студентами ВГИКА — будущим режиссером Рашидом Нугмановым и будущим оператором Алексеем Михайловым. Дебют Виктора Цоя и группы КИНО в кинематографе. Своеобразный модернистский эксперимент, выдержанный в черно-белых тонах, где, по замыслу авторов картины, импровизации на тему бытовых зарисовок из жизни молодых людей чередуются с кадрами выступлений подпольных питерских рок-групп (АКВАРИУМА, ЗООПАРКА, АЛИСЫ, КИНО). Сюжет — один день из жизни молодой пары, в ролях — Татьяна Егорова и Игорь Мосин (Быстров). Бракосочетание, весьма своеобразное чествование молодоженов, попытки вписаться на несостоявшийся концерт КИНО и в финале — посиделки у Цоя в котельной. Все это производит впечатление незаконченности; так оно и есть, у студента Нугманова просто не оказалась возможности смонтировать полноценную картину (а отснято было почти 6 часов материала). Съемки происходили в Ленинграде весной 1986 года. Озвучка — осенью в Москве.
Рашид Нугманов: У меня не было никакого плана, никакого сценария. Я написал заявку в совершенно комсомольском духе, чтобы успокоить руководство, объяснить, что мы делаем нормальные вещи. Показывал эту заявку, когда меня в Отдел культуры вызывали: зачем вы каких-то фашистов снимаете? Конечно, за нами следили и при желании могли устроить проблемы. Поэтому мы все делали быстро, незаметно, чтобы никто не успел опомниться, остановить, отнять отснятое... Моя теория того времени, с которой я работал на подмостках ВГИКа, заключалась в импровизированности действия. Все, что происходит — объект творчества, “жизнь врасплох”. Мы решили, что основополагающим моментом будет свадьба: вокруг этого все и должно было крутиться. Связующее звено в череде событий, в которую нужно было вплести Майка, Гребенщикова, Цоя, Кинчева. Один день (хоть и снятый в разное время) — насыщенный, напряженный. Я следовал за этой парой весь день — следил, что происходит. 
Фильм стал по-своему эпохальным событием, но должного резонанса в свое время не произвел. В силу специфики содержания о его прокате речи не было, а несколько специальных показов, разумеется, не дали широкой публике возможности ознакомится с картиной. В 1987 году на Московском международном кинофестивале “Йа-хха!” получила приз ФИПРЕССИ имени А. Тарковского. 
“Конец каникул”, 1986
Режиссер Сергей Лысенко, 29 минут
Песни: “Дальше Действовать Будем Мы”, “Закрой За Мной Дверь, Я Ухожу”, 
“Попробуй Спеть Вместе Со Мной”, “Раньше В Твоих Глазах Отражались Костры”

Еще одна студенческая короткометражка — дипломная работа киевлянина Сергея Лысенко. Он считал песни Виктора Цоя (которые он слушал с 1984 года) идеальной киномузыкой. Встретиться с музыкантами ему помог Роман Альтов (позже — организатор почти всех концертов КИНО на Украине). Лысенко, приехав в Ленинград весной 1986-го, встретился с лидером КИНО в небезызвестном “Сайгоне”. Виктору идея фильма пришлась по душе, и летом 1986 года музыканты специально прилетели в Киев на съемки. 
Сюжет картины прост: эмоциональная история молодой влюбленной пары, перемежаемая песнями группы КИНО, запечатленной на фоне урбанистических пейзажей. Причудливая и забавная смесь романтики новой волны с традиционным соцреализмом (во всем этом угадывается мрачная символика: за два месяца до съемок произошла страшная (и первая “перестроечная”) трагедия — Чернобыль). Первые кадры: темные, подернутые мелкой рябью свинцовые волны киевского озера Тельбин. Холодный пронизывающий ветер. Одинокое дерево на песчаном берегу. По песку медленно идут трое музыкантов. Останавливаются в шаге от камеры и смотрят в объектив... 
Сергей Лысенко: Когда увидел их в аэропорту, сразу понял: что-то будет! Даже не во внешнем виде было дело — сколько в них было энергии! Люди, проходившие мимо нашей компании, все время головы поворачивали. Цой поначалу недоумевал: почему все оглядываются? В то время на Украине о КИНО знали лишь понаслышке. Тем не менее, в первый день пришло такое количество народу, что съемочный процесс пришлось отменить. Вокруг ребят в Киеве сразу возник небольшой водоворот — все-таки в союзной рок-тусовке Виктор был уже человеком известным. Местный тусовщик Саша “Шериф” устроил им концерт в Доме ученых. Первый концерт КИНО на Украине проходил в зале вместимостью 80 мест. Каким-то образом о нем прослышала тусовка, в результате чего в тот вечер приличное количество молодых людей толпилось у парадного подъезда внизу...
“Конец каникул” дорого стоил своему автору. Был показ готового фильма в институте. Руководители дипломного проекта чересчур предвзято отнеслись к ленте. Лысенко начали усиленно “ломать”, предлагая переделать картину (вплоть до того, что была высказана идея ввести в фильм сцену комсомольского собрания, где “фарцовщики с Невского” получали “достойный ответ”). Молодой кинематографист наотрез отказался что либо менять, в результате чего диплом так и не получил. Но Сергей никогда не жалел о столь печальном окончании своего режиссерского дебюта. Позже он вспоминал, что месяц, проведенный вместе с Цоем, “вселил в него дух свободолюбия и совершенно иного отношения к жизни”.
Сегодня “Конец каникул” кажется фильмом слишком несерьезным, в чем-то наивным. Может быть, в этом его прелесть. Здесь Виктор Цой запечатлен еще не в образе “последнего героя”, “человека в черном”. Простота, искренность, непосредственность — главные козыри “Конца каникул”. Плюс песни, одна из которых (“Раньше В Твоих Глазах Отражались Костры”) так и не была записана в студии. Характерно, что Виктор никогда не видел этого фильма. Возможно, влекомый куда более серьезными проектами — в том числе и “киношными” — он просто позабыл об этой студенческой “безделице”...
“Асса”, 1988
Режиссер Сергей Соловьев, 145 минут
Песня: “Перемен”

Полнометражный широкоформатный художественный фильм. Бытует мнение, что “Асса” “выросла” из “Йя-ххи!” (Нугманов учился во ВГИКе на курсе Сергея Соловьева). Вряд ли это утверждение правомерно — фильмы слишком разные: по жанру и стилистике, по динамике, по эстетике. Но Соловьев видел работу своего студента. Возможно, “Йя-хха!” натолкнула его на мысль сделать фильм о “неформалах” 80-х и вдоволь поразглагольствовать на тему “легко ли быть молодым”... 
Основная интрига картины — любовный треугольник, образованный замыслоедва ли не гротескными персонажами: юным тусовщиком Банананом (Сергей “Африка” Бугаев), девицей Аликой, стосковавшейся по яркой, но и безбедной жизни (Татьяна Друбич) и криминальным авторитетом Крымовым (Станислав Говорухин). Место действия — зимняя Ялта. Драматические диалоги, погони, убийства, щедро разбавленные рок-н-ролльными этюдами безымянного ансамбля, исполняющего песни Гребенщикова и прочих. На экране — знакомые лица: Александр Баширов (его блестящий монолог о Юрии Гагарине — чистая импровизация), Сергей Рыженко, Александр Домогаров. Роль негра Вити исполняет Дмитрий Шумилов, музыкант группы ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Цой играет в эпизоде как бы самого себя (“он поэт, на белом свете живет”) и появляется в финале, чтобы, не произнося ни слова, поучаствовать во всего одной совершенно уморительной сцене и прошествовать к микрофону. Далее зал ресторана превращается в сцену огромного открытого стадиона. Многотысячная толпа зажигалками расцвечивает экран. В контексте, трек “Перемен” звучит более чем символично. К слову, небезызвестная история о том, что огромная массовка собралась благодаря всего одному телефонному звонку Юрия Каспаряна — не более чем легенда. На самом деле люди собрались на месте съемок благодаря рукописным афишам, расклеенным заблаговременно. 
Картина по нынешним временам кажется местами излишне пафосной, местами — декоративной. Слишком много экзотики андеграунда, слишком мало подлинных чувств. Позже, в 90-х, режиссер признавался, что расценивает “Ассу” вовсе не как “приветственный гимн Бананану”, а как “элегическую песнь Крымову, изживающей себя натуре брежневских времен”. 
В настоящее время Соловьев снимает продолжение картины. Сиквел должен выйти на экраны грядущей осенью.
“Игла”, 1988
Режиссер Рашид Нугманов, 81 минута
Песни: “Звезда По Имени Солнце”, “Группа Крови”
Саундтрек: Виктор Цой и группа КИНО

Первый и единственный художественный фильм, где Виктор Цой снялся в главной роли (музыканты КИНО в кадре не появляются). Это довольно динамичная кинопритча с вкраплениями “приключений”. Облаченный в черное “настоящий герой” а ля Брюс Ли, “человек из ниоткуда” борется за жизнь Дины (Марина Смирнова), девушки-наркоманки, вызывая на бой хирурга-наркодилера Артура (Петр Мамонов) и его подельников (Александр Баширов и другие). 
Фильм “достался” Рашиду Нугманову практически случайно. Случилось так, что картину по этому сценарию на “Казахфильме” оказалось некому снимать. И руководители киностудии предложили третьекурснику ВГИКа, прославившемуся умением “снимать молодежь”, поработать над лентой. Нугманов предложение принял, поставив два условия: за ним оставлялось право менять сюжет и пригласить непрофессиональных актеров. Таким образом, “Игла” стала фактически собственным проектом Рашида. 
Рашид Нугманов: Начали снимать 1 октября 1987 года. Сначала — на Аральском море. Там все очень быстро сделали, за 10 дней. И потом уже не спеша работали в Алма-Ате. Последние сцены снимали в январе, поскольку нужен был снег, чтоб он падал крупными хлопьями. Виктор все три съемочных месяца прожил в Алма-Ате, изредка уезжая в Москву или в Питер. Естественно, для него был зарезервирован номер в гостинице, но он, по-моему, там ни разу и не ночевал — все время у меня. Ему одному было не в кайф. Тогда же он написал и всю музыку, которая звучит за кадром, и песню “Звезда По Имени Солнце”. А “Группа Крови” уже была в записи. Идея вставить в финал мини-клип, посвящавшийся советскому телевидению, появилась уже в процессе монтажа. Туда вошли кадры, которые в фильм никак не вставали, но Витьке очень нравились.
Выход “Иглы” на экраны сопровождался оглушительным успехом. Фильм демонстрировался в тысячах кинотеатров страны. Реакция зрителей на увиденное напоминала то, что происходило на концертах КИНО — люди свистели, подпевали, освещали зал десятками зажигалок. Потом были кинофестивали, награды. Виктор Цой был признан кинокритиками лучшим киноактером 1988 года... 
Осенью 1990-го Рашид Нугманов намеревался приступить к съемкам нового фильма с Виктором в главной роли. Увы, судьба распорядилась иначе. 
Александр ПОЛИЩУК

FUZZ 8 2007  

Комментарии
Отправить