Многое было сказано, многое было написано. Это и статьи Севы Гаккеля, и публикации в наиболее крупных музыкальных изданиях, и многое другое. Но хотелось бы сказать что-то ещё, тем более что лидеру группы Эдику “Рэдту” Старкову 8 июля 2002 года исполнилось бы тридцать два. Возможно, ХИМЕРА станет для кого-то своеобразным маячком, заветной “пачкой сигарет”, поможет что-то понять.
Логично было бы начать с истории группы, написать о том, что послужило стимулом для её создания, о том, какой чистый и святой поэт в очередной раз был задавлен жизнью, а также сколько денег он загребал за концерты. Но, слава Богу, здесь не тот случай. Хотя историческую справку никто не отменял.
Эдуард Старков родился 8 июля 1969 года. Первые песни и большинство акустических вещей были написаны в армии. Вернувшись домой, Эдик основал группу ДЕПУТАТ БАЛТИКИ вместе с гитаристом Геннадием “Пачангой” Бачинским. К 1992 году Бачинский покинул группу. Собирается новый состав и появляется новое название — ХИМЕРА.
ХИМЕРА играет в клубе “TaMtAm” в Санкт-Петербурге, становится любимой группой Гаккеля. В 1993 году ХИМЕРА делает первую студийную запись — альбом “1993”. За этой записью следует самопальный альбом “Nuihuli”, а в 1997 году на Петербургской студии грамзаписи записывается альбом “ZuDwa” Этот альбом стал последним альбомом группы, Старков не дожил до его выхода...
23 февраля 1997 года Эдика нашли повесившимся. Но ведь это ни о чём не говорит, и говорить не должно — ни мне, ни вам... Многие понимающие люди говорят, что ХИМЕРА играла уникально. Эдик выдавливал из акустической гитары электричество. Звук его трубы — это что-то среднее между звуком отплывающего парохода, дребезжанием горы лома и воем раненого слонёнка. Хардкор с трубой и виолончелью был и остаётся оригинальным. Тексты — сплав разного рода энергий. В них присутствует и поэзия абсурда (“Бред”), и здоровая доля пофигизма (“Nuihuli”), и веселье, и глубокая скорбь (“Последний Житель Земли”, “Звезда”), и суицидальная тематика (“Виселица”). Но, несмотря на все это, тексты живые, честные, сложные, образные и очень искренние. Гаккель писал: “Осенью 1995 года мне довелось стажироваться в Нью-Йорке. Я на два месяца углубился в изучение местной независимой музыкальной сцены, сопоставляя ее с тем опытом, который имел в нашем клубе. По возвращении, еще не оправившись от джет лэга, попал прямо на концерт ХИМЕРЫ. Я был настолько ошеломлен, что после концерта побежал в гримерную и предложил им контракт. Конечно же, мы ничего не подписывали, но я был готов делать для них все, что угодно, зная, что имею дело с великой группой”.
Оценить все сразу невозможно. Возможно, многим понравятся стихи:
“Эту женщину били-гвоздили,
Приколачивали и душили,
Убивали, но так и не убили
Её вешали, её жгли на кострах,
Её ветер живет на всех площадях,
Её душа жива, несмотря на то, что
Её тело давно превратилось в прах
Её имя — Свобода,
Её сестра — Независимость...”
(альбом “Redt Starkov & Cо”)
“Похорони меня на крыше,
Залей гудроном и смолой,
Чтобы какой-нибудь дурак, гуляя,
Увидев гроб, не вскрикнул: “Ой!”
Ну вот мы и похоронились,
Пора бы помянуть себя,
Как хорошо всё получилось,
Тра-лям-ба-лям-шарлям-лялям...”
(альбом “Redt Starkov & Cо”)
Сейчас готовится к выходу трибьют ХИМЕРЕ. Планируется участие многих молодых групп. Кассета и диск будут выпущены приличным тиражом компанией “Лаборатория Звука”.
“И живые будут завидовать мёртвым,
Мёртвые будут завидовать тем, кто пьёт снег,
Тем, кто ищет её облака,
Тем, кто не знают, как легко умирать, легко умирать,
А живые боятся остаться в дураках
ХИМЕРА огромного мира...
Тенью легла над галактикой...
Ляпота, удивительная ляпота
Новая, совершенно новая тактика
Веденья войны между телом и душой...”
FUZZ 7-8 2002