В Петербурге у Демидова вышел новый альбом “Все Женщины С Солнца” – акустический сборник, в который вошло 40 ранее не издававшихся песен. В связи с релизом запланировано немалое количество мероприятий. И по намеченному расписанию музыкант должен быть уже не на Московском вокзале, а на подходе к студии "Радио Рокс", где в 12 утра запланирован эфир у Жени Глюкк. По счастью, особенных пробок в этот день не наблюдается и опоздания удается избежать.
В студии радиостанции Вадим впервые держит в руках свой новый альбом. Издание забавляет автора. Демидов замечает, что диджипак, сделанный из упаковочного картона, своей лоуфайностью напоминает пластинки лейбла "Constellation". Тем временем, заканчиваются 12-часовые новости, Женя Глюкк здоровается с аудиторией и ставит песню. Мы перемещаемся в студию и первый вопрос, который ведущая задает перед эфиром – смотрел ли кто-нибудь сериал “Доктор Хаус”. Сознается лишь главный герой дня, отсмотревший все сезоны. В подарок он тут же получает некую книгу о философии знаменитого кинематографического врача.
Непосредственно в эфире преимущественно идет диалог между Женей Глюкк и Олегом Грабко, издателем пластинки “Все Женщины С Солнца”. Вадим Демидов подключается не так часто. В разговор он активнее вступает, когда по радио идут песни или реклама. К слову, плейлист программы – спонтанный. Конечно же, без обязательной программы – песен из презентуемой пластинки, обойтись не могло. А дальше в эфир шла музыка артистов, о которых заходила речь в процессе программы. Так, Демидов за эфиром вспоминает, что сегодня празднует День Рождения его земляк Сергей Чиграков. И тут же в эфир идет песня Чижа. Не обошлось и без рассказов о том, как году в 88-м металлист Чиграков, вдохновленный лирикой ХРОНОПА, начал играть другую музыку, и о песнях “Любитель Жидкости” и “Still Life”, забракованных Демидовым и ставших в итоге классикой Чижа и Ко. Опять-таки за эфиром Вадим, которого Женя назвала одним из последних лириков в нашей музыке, вспоминает удивительную историю о том, как после одного из выступлений к нему подошел Михаил Борзыкин и сказал, что по большому счету, поют они оба об одном и том же, просто очень разными словами. Как нетрудно догадаться, слушатели тут же получают песню ТЕЛЕВИЗОРА. Так спонтанно, с шутками и прибаутками, эфир и прошел. Женя похвалила пластинку “Все Женщины С Солнца”, сказав, что все песни хорошие.
Тем временем, студию радио Рокс уже наполняли толпы растаманов. Как известно, 6 февраля – день рождения не только Чижа, но и Боба Марли. Среди прочих знатоков музыки рэггей были замечены такие личности как Гера Моралес из JAH DIVISION и Серафим Макангила. В какой-то момент количество растаманов в коридоре становится угрожающим настолько, что Женя Глюкк обещает выгнать всех. И не иначе, угрозы сработали. Все люди Джа похоже удалились раскурить трубку мира. Когда мы покидали эфирную студию, коридор был пуст. Олег Грабко продолжал рассказывать радиослушателям о своих многочисленных мероприятиях, а у нас с Вадимом заходит беседа о сайте FUZZ`а. И лидер ХРОНОПА честно признается, что ему интересны лишь немногие из героев нашего ресурса. Демидов говорит, что у него есть 2 любимых музыканта: Борис Гребенщиков и Земфира. Причем, последняя уникальна тем, что ее творческий рост шел на наших глазах – от подростковых песенок до зрелых экспериментов. Первые шаги Бориса Борисовича практически никто не видел. Он будто сразу стал выдавать взрослые песни. А в случае с певицей из Уфы мы стали непосредственными свидетелями восхождения. Интересно, что Демидову нравится альбом “Спасибо”, а так и не вышедшие “Z-Sides” он считает отпиской, демо-записью, которую можно опубликовать только для того, чтобы насолить лейблу. Здесь наши точки зрения прямо противоположные. Сходимся на том, что “Вендетта” – пластинка выдающаяся.
Отправляемся в следующий пункт назначения. По плану это магазин “Play”. Но Олег Грабко звонит Чигракову поздравить с днем рождения и на автомате едет в офис “Бомбы-Питер”. С Чижом подолгу говорят все присутствующие в машине. Вадим Демидов рассказывает своему земляку о том, что прочел его только что вышедшую биографию. Заходит разговор и о новом альбоме Чижа, которым Сергей пока не очень доволен. Получает Чиграков и приглашение на сегодняшний концерт. Но этот день он предпочитает провести с семьей. Оно и понятно. День рождения как никак. Офис “Бомбы-Питер” – без малого засекреченный стратегический объект. Несмотря на центральное местоположение, на дверях нет никаких опознавательных знаков. И чтобы войти, нужно знать кодовое слово похлеще чем сим-сим, откройся. Внутри кипит работа, хоть на дворе и суббота. Забираем тираж свежевыпущенного альбома, который красуется в рамке с надписью “Альбом Месяца”, висящей на стене.
Другие стены украшают фотографии знаменитостей. Вадима Демидова из всех артистов “Бомбы-Питер” больше всего интересует Олег Каравайчук, множество любопытнейших историй о котором рассказывает Олег Грабко. Уворачиваясь от снега, летящего с крыш (в городе проходил широкомасштабный субботник), продолжаем наш путь. Теперь уже точно в сторону магазина "Play", где Вадиму Демидову предстоит выполнить одно ответственное поручение. По дороге активно обсуждается тема CD и mp3, которая возникает в этот день довольно часто. С тем, что компрессия музыкальных файлов и собственно формат mp3 испортили уши и слушателей и музыкантов, пожалуй, никто не спорил. А в музыкальном магазине Вадим Демидов оставляет автографы на обложке своего нового альбома, принимая тем самым участие в благотворительной акции в помощь дому малютки. Диски и пластинки с автографами артистов стоят на 50 рублей дороже, чем точно такие же, но без звездного росчерка. И эти деньги идут детям-сиротам. Альбомы с автографом Вадима Демидова есть теперь в "Play" рядом с записями Сантаны, DEPECHE MODE, Яна Гиллана и многих отечественных музыкантов. Если только их еще не раскупили.
Из магазина выдвигаемся домой к Сергею Фирсову, небезызвестному “Начальнику “Камчатки”. По пути возникает небольшой спор о музыкальном кино. Олег Грабко хвалит “Across The Universe”, в то время как мы с Вадимом Демидовым отдаем предпочтение фильму “Once”. Сергей Фирсов, в 80-х снабжавший лидера ХРОНОПА самой актуальной музыкой (от COCTEAU TWINS и THE PIXIES до THE CURE), отвечает в этот день за обед. За трапезой происходит обсуждение всего на свете. Хозяин дома читает в настоящее время книгу о Поле Маккартни и превращается по этому поводу в настоящий кладезь самых разнообразных фактов об экс-битле. Вспоминают и о наших рок-героях, и о нижегородской сцене, в которой Демидов большой специалист. Лидер ХРОНОПА – не только музыкант, но и журналист. В последние годы он пишет в основном об интересных коллективах из Нижнего Новгорода, которых, по словам Вадима, остается все меньше и меньше. Есть опасение, что скоро писать будет не о ком. А пока Демидов привез Фирсову альбом проекта GOATIKA, продюсируемого бывшим нижегородцем и старым другом Вадима - Павлом Михайлюком. В записи принял участие знаменитый басист Тони Левин. Альбом должен выйти на британском лейбле. Вадим рассказал и о группе ILL!NOIZ, самом любопытном явлении на нижегородской музыкальной сцене. Летом он делал полосный материал о них.
От Фирсова отправляемся в магазин "Буквоед", в котором происходит что-то среднее между творческим вечером и презентацией альбома Вадима Демидова.
Автор поет песни, как с нового сборника, так и из репертуара группы ХРОНОП, и отвечает на вопросы зрителей, не особенно активных. По большей части, это праздные зеваки, сидящие в кафе "Буквоеда" и листающие книжки. Со сцены идет мощный поток энергии, но отдачи из зала не чувствуется. Особенно колоритно смотрится столик с бабушками, которые начинают внимательно следить за происходящим. Вопросы – довольно банальные: “Как пишутся песни?” “Почему группа называется ХРОНОП?” “Как вы дошли до жизни такой?” Но Вадим терпеливо и развернуто отвечает каждому и вскоре все посетители знают: сколько песен в альбоме “Все Женщины С Солнца” о любви, а сколько о сексе, кто такие хронопы, что связывает группу с Чижом, как долго автор писал песни от лица женщины (это было, когда он являлся участником группы ЗАМША) и о прочем, прочем, прочем.
Справедливости ради, вопросы простых зрителей не слишком отличались от вопросов профессиональных журналистов, обычно задаваемых на пресс-конференциях. В книжном магазине зашла речь и о прозе, коей лидер ХРОНОПА тоже занимается. Первый роман писателя Демидова “Сержант Пеппер, Живы Твои Сыновья!” выйдет в октябрьском номере журнала “Новый Мир”. В какой-то момент в зале появились ветераны ленинградского рок-клуба, среди которых был Андрей Бурлака. Классик отечественной журналистики, сидящий за столиком, пьющий водку из горла и листающий одну из частей саги “Сумерки”, если не ошибаюсь, “Затмение”, было в этом нечто апокалиптическое. Кстати, в 90-м году Бурлака был редактором первого винила группы ХРОНОП "Здесь и сейчас", увидевшего свет на ленинградском отделении фирмы "Мелодия". Меж тем, даны ответы на все вопросы и спеты все запланированные песни. На сцене уже вот-вот начнется презентация альбома казачьей песни. Все это конечно прекрасно, но нужно продолжать наш путь.
Следующие часы проходят в обсуждении всевозможной музыки. От джазовых редкостей до российских эпигонов ARCADE FIRE. Уже по пути в клуб “Камчатка”, Вадим пересказывает историю воссоединения группы. Вспоминает и какие-то интересные моменты, например, опыт еженедельных концертов в Нижнем Новгороде. Каждый вторник, без малого на протяжении года, Демидов представлял на сцене новую песню. Как говорит один из его друзей – вдохновение придумали бездари.
Уже стало общим местом говорить о недооцененности группы ХРОНОП. Не очень хотелось касаться этой темы, но и обойти ее было бы неправильно. Тем более, что сам автор, так или иначе, заводит разговор о востребованности. Можно вспомнить о том, что “Венецианский Альбом” анонсировался как прощальный. Правда, впоследствии главный Хроноп передумал. Сейчас он говорит о новом альбоме, который планируется выпустить 3 мая, к 25-летнему юбилею группы. Пластинкой, в которую войдет 12 песен, сочиненных за последние 2 года, Демидов очень доволен. О ней он говорит как о серьезной записи, которой можно будет громко хлопнуть дверью. Опять разговор об уходе? Кто-то назовет это кокетством или ухищрениями по привлечению внимания. Безусловно, быть легендой, о которой мало кто знает, ужасно тяжело. И когда музыканту, о котором есть глава в книге “100 Магнитоальбомов Советского Рока”, приходится объяснять молодым арт-директорам московских клубов, кто он такой, руки сами собой начнут опускаться. А ситуацию с уходами со сцены я бы сравнил не с “Синдромом Кобзона”, а, например, с фильмом “Привычка Жениться”. ХРОНОП – карма Вадима Демидова, от которой ему никуда не деться, как бы он ни старался. И сколько бы раз он не уходил, возвращение неизбежно. Готов принимать пари на то, что и “юбилейным” альбомом дело не ограничится. Уже на концерте в “Камчатке” Вадим спел совершенно новую вещь “Люди Улыбаются Старому Рокеру”. И это песня из разряда тех, ради которых нужно браться за еще одну пластинку, как бы тяжело это не было. Прозвучала и одна вещь из грядущего альбома. По словам Вадима, это своего рода “В Руках Дурака, часть 2”. В припеве поется – “Тебя я буду любить до смерти и после еще полчаса”. В новой работе лирика и социальная составляющая будут уравнены в правах. Определенно, грядет нечто. А к разговору о том, почему ХРОНОП не стал популярным, нельзя не вспомнить, что по этому поводу совсем недавно сказал Артемий Троицкий. Рекомендуется смотреть первые 4 минуты.
Сам концерт в “Камчатке” проходит в очень теплой атмосфере, хоть в зале и довольно прохладно. В какой-то момент на сцену приносят даже чашку чая. Как и в "Буквоеде", исполнение песен чередуется с ответами на вопросы. Начинается все опять-таки с того, почему группа называется ХРОНОП. И Демидов вновь терпеливо рассказывает о том, как 25 лет назад он и его друзья “сидели” на Кортасаре, который делил людей на 3 группы – хронопов, фамов и надеек. И назваться лучше, чем ХРОНОП, они просто не могли. Заходит речь и о группе ЗАМША, пытавшейся штурмовать Евровидение с песней Демидова, переведенной на английский язык и потерявшей все очарование, и снова о Чиже, и о своей прозе. Вадим рассказывает, что что сочинять романы ему все интереснее, а на песни остается уже меньше времени. Во втором своем литературном труде, главными героями которого стали сам автор и Алексей “Полковник” Хрынов, Демидов обещает настоящую фантасмагорию. Звучат песни из сборника “Все Женщины С Солнца” и вещи с трех последних альбомов ХРОНОПА.
Судя по реакции зрителей, особо любимы “Любитель Жидкости” и “Венецианский Альбом”. В отличии от "Буквоеда", отдача зала ощутима. Постоянно идет трогательный диалог между артистом и публикой. Людей немного, но все свои, все в теме. Ну почти все. Забавный момент, один из посетителей концерта вдруг просыпается и спрашивает: “А “Любитель Жидкости”, я вот что-то только что услышал, она имеет к вам какое-то отношение?” Без очередного поздравления Чижа, разумеется, не обходится. Демидов играет “Still Life”, говоря, что вот так она должна звучать. Исполняется и пара вещей из серии комических куплетов, благодаря которым Вадим оправдывает данное ему Олегом Грабко звание эротического певца. Закончить выступление Демидов планирует песней “Даже Если На Это Уйдет Вся Моя Жизнь”, на которую не так давно появился видеролик. Но без исполнения еще одной программной вещи с последней пластинки “Стоять” публика артиста не отпускает. Зрители требуют непременно завершить концерт на оптимистической ноте.
После выступления к Вадиму Демидову подходят люди. Как к старому другу. Поблагодарить, пожать руку, спросить о чем-то, что не хотелось озвучивать на весь зал. Пусть аудитория и не столь велика как у того же Чижа, но люди это исключительно правильные, интеллигентные. Наверное, какие-то выводы о слушателях Вадима Демидова можно сделать исходя из звездных поклонников. Это такие люди, как Артемий Троицкий, Дуня Смирнова, Захар Прилепин. Аудитория ХРОНОПОВ измеряется не количеством, но качеством. В конце концов, никаких воссоединений и новых альбомов не случилось бы, если бы это не было нужно слушателям.
Владимир Смирнов
Фото: //www.hronop.ru/