FUZZ: Яани, как бы ты охарактеризовал музыку ICONCRASH?
Яани Пеуху: ICONCRASH, с одной стороны – это комбинация стилей 80-х (THE CHURCH, THE CURE, DEPECHE MODE, NEW ORDER), которые мы пытаемся перенести в новое тысячелетие, добавив что-то актуальное текущему времени. С другой стороны, наша музыка более напористая и агрессивная, в звучании ударных и гитар мы больше ориентируемся на SMASHING PUMPKINS и NINE INCH NAILS.
Познакомиться с нашей музыкой можно на MySpace, где уже размещён первый сингл с нового альбома "Strange, Strange Dark Star". Но я бы посоветовал дождаться нового материала, так как эта песня не в полной мере демонстрирует, каким именно будет альбом «Enochian Devices».
FUZZ: Ваш второй альбом – настоящий долгострой. Перед тем, как приступить к записи материала, вы обкатываете его на концертах?
Яани: Первые песни для альбома я начал писать ещё 4 года назад. Тогда же мы начали выступать с новым материалом, после чего появилось желание записать «настоящую рок-пластинку» с первого дубля. Но как только мы осуществили задумку и прослушали демо-материал, единогласно решили, что всё вышло очень скучно и вторично. Та запись показала, что саунд ICONCRASH мы потеряли.
После этого курьёза я около 8 месяцев работал в студии, программировал и пересводил материал, пытаясь адаптировать концертное звучание группы к тому, что хотелось бы получить. Когда желаемое наконец было достигнуто, мы решили переносить студийное звучание на сцену, а не наоборот. Как результат, во время выступлений я стараюсь меньше брать в руки гитару и пытаюсь отвести большую роль клавишным и электронным сэмплам.
FUZZ: Что является лучшим стимулятором для твоего творчества?
Яани: Лучший стимулятор – это разбитое сердце. Для меня это всегда является основным топливом. Когда мне разбивают сердце, я закрываюсь в студии и начинаю неистово работать. Например, так было в прошлом году, когда после окончания долгих отношений, я провёл в студии две недели и никуда не выходил. Одна из песен, которая появилась в результате этого безумия, в итоге попала на альбом.
Так уж получается, что плохое для меня положительно сказывается на моей музыке, а творчество всегда было и будет первым в списке моих приоритетов.
FUZZ: Как появилось столь провокационное название – «разрушение иконы»?
Яани: Каждый раз, когда я отвечаю на этот вопрос, я рассказываю разные истории, так как история реальная достаточно скучна. ICONCRASH – комбинация двух слов, которая мне очень нравится. Это касается не религии, а устоев и стереотипов. Для меня очень важно разрушать идолов, выходить за рамки, пробиваться сквозь стены и приносить в этот мир что-то уникальное.
Глядя на название группы, многие люди думают, что мы матёрые металлисты. Приходится доказывать им, что это не так.
FUZZ: Тем не менее, вы работаете на тёмной сцене. Имеет ли для тебя значение необходимость соответствия традиционному для субкультуры готическому имиджу?
Яани: Да я бы вообще не сказал, что у меня готический имидж. На мой взгляд, готические команды сегодня выглядят немного по-другому. Что касается промо-фото с последней съёмки, то они, в большей мере, характеризуют концепцию альбома, но не меня лично. Пластинка получилось очень одухотворённой, скорее во мне можно увидеть что-то ангельское, а не готичное.
FUZZ: Кстати, о духовном. Перед своим приездом ты говорил о том, что хочешь посетить русские православные храмы. Удалось ли осуществить задумку?
Яани: Да, мне это удалось. Поход в русскую церковь в Москве стал не только сильным впечатлением, но и определённой школой в плане поведения в культовых местах России. Я зашёл в церковь, не снимая головного убора, и долго не понимал, почему священники и другие люди так настойчиво просят меня покинуть зал. Была мысль о том, что они увидели во мне демонов. К счастью, нашёлся тот, кто объяснил мне, что надо снимать шапку.
FUZZ: Каковы впечатления от наших церквей?
Яани: Впечатления потрясающие! В финских церквях никакой духовности я не ощущаю. Они устроены таким образом, что нет особой разницы, сходил ли ты на кухню в собственном доме или пообщаться с Богом. Но здесь… здесь всё по-другому! Когда я увидел молящихся людей, постоял на службе, то прочувствовал русскую религию. У меня есть большое желание посетить православный монастырь, и я обязательно сделаю это во время следующих российских гастролей.
FUZZ: Ваш последний тур проходит с российскими группами PARA BELLVM и НОВАЯ МОДЕЛЬ. Тебе было бы интересно продолжить сотрудничество с нашими музыкантами?
Яани: Мне бы хотелось записать что-то совместное с группой THEODOR BASTARD (по моему мнению, группой совершенно потрясающей!), хотелось бы продолжить работу с PARA BELLVM, которые мне так же очень нравятся.
Для меня очень важно хорошо знать людей, с которыми я собираюсь работать. Например, если бы мне предложили поработать с THEODOR BASTARD или RADIOHEAD, я выбрал бы THEODOR BASTARD. Потому что я знаю этих ребят, для них всегда открыты и двери моей студии, и моё сердце.
FUZZ: Наш редактор хотел, чтобы в интервью было упоминание группы RASMUS. Вы же пишетесь на их лейбле “Dynasty Recordings?
Яани: (мрачнеет) Я терпеть не могу этот вопрос, а его задают постоянно... На мой взгляд, у нас самодостаточная музыка, чтобы ещё купаться в лучах чьей-то славы. Мы уважаем RASMUS, но у них свои дела, а у нас – свои. И пусть так оно и остаётся.
Спасибо за то, что не спросили про брата Вилле Валло, который играл у нас на басу (в недавнем прошлом Джессе Вало покинул группу – А. Р.).
FUZZ: Ты часто говоришь о гастролях, намеченных после выхода нового альбома. Наверняка уже задумываешься о том, чтобы стать хедлайнером крупного европейского фестиваля?
Яани: Да, было бы отлично стать главной группой «Roskilde Festival»! Мы поставили для себя много целей, и постоянно работаем над их достижением. Шаг за шагом мы идём к тому, чего хотим добиться. Я прекрасно понимаю, что это долгий путь, но сворачивать не собираюсь.
FUZZ: Хватает ли у тебя времени на что-то ещё, помимо творчества и группы?
Яани: ICONCRASH – не просто группа или увлечение, это моя жизнь. В этой жизни по утрам мне не надо просыпаться по звонку будильника и идти на работу. Не то чтобы я не любил утро… Просто работать над музыкой лучше по ночам. Последние несколько лет своей жизни я фактически работал в студии в режиме 24/7, так что совмещать это с чем-либо ещё было просто невозможно. ICONCRASH – всё, что у меня есть, да и всё, чего мне бы хотелось.
Алексей РЯЗАНЦЕВ
Фото: Риина ХОНКИМЯКИ