Они и на парковках, и на лужайках, да на всех подступах к дворцу. Помимо униформы их выдаёт неизменное пиво, льющееся рекой. На входе в стоячий партер уже очередь, пусть и не самая большая. Новые майки с Эдди разметаются с впечатляющей скоростью. Столько же лотков, торгующих мерчендайзом, бывает в СКК разве что на концертах DEPECHE MODE. Девушки, продающие кислородные коктейли и леденцы, откровенно скучают, в то время как за пивом выстраиваются приличные очереди. В зале публика жарко реагирует на звучащие перед концертом песни. Так, BLACK SABBATH вызывают явное одобрение, а хит HIM “Pretending” зрители освистывают. На разогреве петербургская группа LOWRIDERZ, знакомая по концерту Оззи Озборна и уже тогда оставившая не самые плохие впечатления. Хоть нынешнее выступление и вышло довольно нервным, чувствуется, что времени зря ребята не теряли. Несмотря на негативный, особенно поначалу, приём, обедни петербуржцы не испортили, устроили скандирование названия хэдлайнера, а под занавес собственного выступления снова, как и в Ледовом перед Оззи, исполнив кавер на «Somebody To Love» JEFFERSON AIRPLANE, пожелали счастья всем, кто женился, ибо лето.
Концерт порядочно задерживался. После того, как оценить обстановку вышел человек с видеокамерой, принявшийся снимать зрительный зал, часть счастливчиков из правой части танцпартера запустили в фан-зону, видимо, для того, чтобы дорогущий сектор не смотрелся слишком пустым. А заполнен он был только по центру.
Около половины девятого зазвучала «Doctor Doctor» UFO, традиционное интро тура «The Final Frontier». Зал уже в боевой готовности. Теперь везёт уже и тем, кто занял места в левой части танцпартера. В фан-зону запустили желающих и оттуда.
Старт самого шоу мало чем отличается, скажем, от представления THE CHEMICAL BROTHERS. Врубаются мерцающие экраны и море иллюминации. Самой группы при этом не видно. Всё очень громко и эффектно. Добавить бы ещё стробоскопы и получится образцовый рэйв. Когда на сцене врубается свет, в декорациях обнаруживается группа и чуть ли не сразу на «The Final Frontier» случается первая лажа (она же и последняя), у Брюса Дикинсона вырубается микрофон, и выглядит вокалист довольно комично: красивый старт, знатное появление группы, героические позы и безмолвный певец. Самое сокрушительное шоу планеты вывело из строя микрофон лидера коллектива, едва начавшись. С техническими проблемами справились по ходу. А тут уже «El Dorado», и Дикинсон резво скачет верхом на декорациях, смотрящихся издалека скорее как мусорные контейнеры, а не как космический корабль, и призывает Россию кричать для него. Танцы с микрофонной стойкой, эффектные прыжки с мониторов и прочее-прочее-прочее – всё то, что скопировали у Брюса русские, да и не только русские эпигоны, до боли знакомое и зачастую аляповатое, только теперь в оригинале и впервые в Петербурге. И если ужимки наших апологетов IRON MAIDEN, да и их шоу в целом, как правило, не более чем просто смешны, то в оригинале это, если и не сокрушает с ходу, то очень даже внушает.
А уж поводов смеяться над собой британцы не дают вовсе. Всё очень чётко, продумано, по-хорошему старомодно, одним словом – тру. На «The Talisman» – зал погружается в темноту и освещается морем огоньков. Наверное, конец света всё же близится, поскольку даже на металлическом концерте большинство огоньков – это не зажигалки, а мобильники, как бы не «не тру» сей факт не выглядел, это правда жизни. От технического прогресса никуда не убежать. Перед «Coming Home» Дикинсон приветствует Санкт-Петербург и успокаивает всех, говоря, что «The Final Frontier» – это ещё не конец, и они ещё обязательно вернутся. Летят бумажные самолётики. Дикинсон ловит их и возвращает в зал. Трудно было представить подобное ещё лет 20 назад, но всё-таки, IRON MAIDEN – очень народная группа. И отношения с публикой у коллектива крайне трогательные. Чего стоят скупые слёзы счастья здоровенных мужиков в чёрных майках. А гитаристы выдают тем временем такие позы, что, будь я фотографом, разорвался бы, видимо, не зная, кого именно снимать.
Гаснет свет, и зрители уже знают, что сейчас будет «Dance Of Death» – «Вечная песня», как говорят соседи, опознавшие нетленку ещё до начала. И говорят, что уж там, не зря. Тьма, медляк, огоньки, солирующий Дикинсон на краю сцены, хор зрителей чуть перед ним, Праздник Святого Патрика, тяжёлые гитары и капелька сумасшествия - вот это уже не на шутку начинает походить на самое сокрушительное шоу планеты. А публика явно неплохо осведомлена о подробностях шоу и уже кричит: «The Trooper, чувак!» Справедливости ради, сет-листы тура неизменны, так что, порядок песен всем фанатам хорошо известен. Дикинсон, переодевшийся в военную форму и держащий Юнион Джек в руках, свою публику не подводит. «The Wicker Man» и «Blood Brothers» – это то, за чем люди ходят на рок-концерты и то, как эпохальные выступления показывают в документальных хрониках. Эталонный хард-н-хэви.
«When The Wild Wind Blows», которую Дикинсон объявляет самостоятельно, становится чем-то вроде лирического момента, одного из самых красивых за вечер. А во время «The Evil That Men Do» на сцене появляется исполинского размера Эдди, который сначала пытается всех съесть, но в итоге получает в руки гитару и начинает играть. Слышно это не особо, но смотрится прогнозируемо эффектно.
Под «Fear Of the Dark» поднимаются даже трибуны, а поют чуть ли не все. «Saint Petersburg is in the dark!», поёт Брюс Дикинсон. Настоящие фанаты знают в деталях практически всё, и когда вокалист IRON MAIDEN крикнет залу – «You!», и когда засмеётся. Они даже умудряются синхронно повторять за Дикинсоном, что бы тот ни делал. На трибунах оголившиеся по пояс поклонники группы выходят потрясти хайером в проходы, пока их не просят оттуда стюарды. Рок-н-ролл рок-н-роллом, а правила СКК – это правила СКК. Над танцпартером завиднелась дымка. Кому-то всё-таки удалось пронести файер и устроить небольшое шоу. Скорость перемещения вокалиста IRON MAIDEN от одного края декораций до другого становится тем временем совершенно запредельной. Успеешь только взгляд перевести, а он уже на новом месте. Поразительная физическая форма. И никакой одышки, идеальный вокал, без хрипа и писка, опять же, вспоминая наших доморощенный гуру хард-н-хэви.
Во время «Iron Maiden» из-за декораций показываются огромные пальцы и ещё более огромная рожа Эдди, размером поболе, чем знаменитые куклы на «Стене» Роджера Уотерса. Группа прощается с публикой, и это, наверное, первый смешной момент, ну разве что кроме вырубившегося микрофона. Всё это кокетство с уходом со сцены и выходом на бис, когда даже дети знают, что по расписанию тура будет ещё 3 песни, ни нотой больше, ни нотой меньше – та ещё интрига. Но традиция есть традиция, какой бы дурашкой она ни была. К тому же, музыканты не маринуют публику и вскоре возвращаются с «The Number Of The Beast», всё как и полагается по расписанию. Классический номер идёт на ура.
Примечательный момент, Брюс Дикинсон довольно часто упоминает Петербург и ни разу не путает его ни с каким другим городом, несмотря на плотный гастрольный график. Как-то лет шесть назад на фестивале «Нашествие» в Эммаусе случилось увидеть группу АРИЯ, вокалист которой Артур Беркут смог правильно назвать место, где коллектив играет, раза с пятого, и то, видимо после того, как ему подсказали разок-другой. Дело всё же в профессионализме, судя по всему. У IRON MAIDEN по этой части полный порядок. У них даже время пребывания на сцене, похоже, расписано. Так, когда Дикинсон не поёт, время от времени, как например на «Hallowed Be Thy Name», он удаляется со сцены, чтобы дать покрасоваться гитаристам, на которых и посмотреть интересно, да и послушать нескучно.
Во время финальной «Running Free» Дикинсон снимает шапку, представляет группу, заставляет зал петь хором и обещает обязательно вернуться. Над залом повисает темнота и тишина, как будто это ещё не всё и будет второй бис. Но вот звучит традиционное аутро – монтипайтоновская «Always Look On The Bright Side Of Life», не лишний раз показывающая отличие IRON MAIDEN от российских клонов. В оригинале есть изрядная доля иронии, копии же просто карикатурны. Избегайте подделок.
Организатор: “PMI”
Фото: Елена Смирнова, Кирилл Беляев
Владимир Смирнов