Многогранность - залог развития. Подробнее обо всех переменах мы поговорили с Андреем в библиотеке на Австрийской площади, где вместо белого вина предлагают черный кофе с вафлями.
FUZZ: Андрей, все люди делятся на тех, кому удобнее работать в команде, и тех, кому комфортнее самостоятельно. Понятно, что не без оговорок, но все же, по внутреннему складу ты, скорее, командный игрок или нет?
Андрей Князев: Сочиняю я всегда в одиночестве. А когда песня готова, тут необходима группа. Любое крупное воплощение нуждается в командной работе, потому что требуется очень много технических и других специфических знаний, навыков, музыкального опыта. Можно было бы, например, скооперироваться с какими-то профильными сессионными музыкантами, добавить джаза и сформировать концепцию индивидуального творчества. Но такая деятельность в итоге становится узконаправленной, примеров тому немало. Организовать рок-группу – это уже куда более серьёзная задача, потому что люди должны собраться исключительно подходящие и друг другу, и тому, что ты делаешь. Атмосфера очень важна. Если посмотреть историю одного, другого, третьего известного рок-коллектива – в группах зачастую меняются музыканты, потому что расхождение во взглядах имеет место быть. Кардинальные расхождения сказываются на всём, вплоть до торможения творческого процесса и трате времени попусту. Несмотря на то, что проект изначально анонсируется как сольный проект Андрея Князева, мы формируем творчество на общественно интересном начале. Стараемся не накручивать, а ровно и качественно развивать основную идею.
FUZZ: То есть с тебя посыл – а развитие уже коллективное, так?
АК: Именно. Важно услышать мнение каждого из музыкантов, а затем делать выводы – стоит ли браться за эту композицию или нет. Все те, чьё мнение тебе не безразлично, являются косвенными участниками в создании нового материала. Мы для себя по времени уже поставили определенные сроки - когда выпускаем сингл, когда альбом. Рамки в нашем деле обязательно нужны, иначе можно годами сочинять и додумывать.
FUZZ: Твоя команда уже полностью укомплектована?
АК: Практически да. Имена участников будут представлены на моем официальном сайте, он запустится примерно через месяц. С окончательным составом мы как раз сейчас определяемся, потому что половина музыкантов, которые задействованы в моем проекте, параллельно играют в других коллективах, и, естественно, здесь важно найти некий баланс, чтобы они могли полностью отдаваться нашему проекту.
FUZZ: А что касается материала, каков здесь процент старого, из ящиков стола, и совсем нового?
АК: Есть, действительно, две очень старые вещи, давно ожидавшие своего часа. Они были написаны в 19 лет, и сделаны сейчас не из-за ностальгических настроений, а из-за вполне конкретной и подходящей по концепции композиторской задумки. Стоит отметить, что многое из того времени, заняло своё место в альбомах КОРОЛЯ И ШУТА разных лет. Из архивов есть чего почерпнуть. Композиций 5-6 будут тянуться из недавнего прошлого. Остальное – это свежее дыхание. Всё это совмещается совершенно логическим путем, причем самое интересное, что никто уже и не поймет, какая песня была написана давно, а какая – позавчера. В юности можно было написать музыку, которая только сейчас дозрела до своей аранжировки, а в те годы она бы просто не состоялась!
FUZZ: Ты сейчас говоришь о старых заготовках и музыкальных, и текстовых?
АК: Нет-нет, только о музыке – с текстами другая история! Там как таковых заготовок нет - имеются, конечно, черновики, из которых черпаются идеи, но в основном тексты придумываются с чистого листа. Создавать музыку – это очень интересный, динамичный процесс. Но рано радоваться хитовой мелодии! Текстом всё можно испортить. Тут мы не гуляем по тенистым скверам и не наслаждаемся вдохновенными строчками, написанными по наитию. Главное, найти правильную идею к песне. Плюс технические моменты, чтобы можно было вовремя перехватить дыхание во время исполнения, чтобы фраза отчеканилась, чтобы она красиво вошла в ритм - тут целая наука! Поэтому создание текста это, пожалуй, самый трудоемкий процесс, но зато непередаваемое удовольствие, когда всё получается!
FUZZ: А что, если есть какая-то идея, которая тебе нравится, но оформить ее в рамках песни никак не получается. Она находит какое-то иное воплощение?
АК: Писать рассказы, например. И кое-что я предоставил реализовать Агате (Агата Нигровская – поэтесса, жена А.Князева, - прим.FUZZ) Вот, например, герой песни «Танец злобного гения» - он у нас в песне таким веселым вышел, безбашенным, танцует на страницах... А на самом деле, это злой, мрачный и нелюдимый старик, погруженный в себя. Ничего светлого в его жизни не было, кроме той литературы, которую он читал. Он просиживал в библиотеке годами и являлся её достопримечательностью, его можно было всегда там встретить, но никто ни разу с ним не заговорил, и люди даже не знали, как его зовут… Собственно, чего это я взялся рассказывать? В книге всё будет.
FUZZ: Тогда расскажи про книгу!
АК: Я как раз готовлюсь выпустить некий альманах, который подвел бы итоги моей творческой деятельности за 25 лет. Стихи и тексты разных лет, изданные и не изданные. Кому-то будет любопытно увидеть детские сочинения, для них будет отдельный раздел. Комиксы, иллюстрации, оформления, фотографии, наброски – всё это я планирую включить в данное издание.
FUZZ: Идей у тебя масса, и это здорово – но откуда они приходят? Кино, книги помогают?
АК: Очень многое рождает само воображение. Но трактовать на свой лад идею из прочитанного произведения или фильма я тоже не считаю зазорным. Основная задача состоит в элементарном – это должно быть интересно. От фэнтези до хоррора, от фольклора до готики мы можем плавно перейти к реальным персонажам и познакомить с ними слушателя. К примеру, Энди Кауфман - исторический персонаж, который сейчас не слишком известен массам. После просмотра мною фильма с Джимом Керри «Человек на Луне», он оказался главным героем песни в альбоме «Театр Демона». Или песня «Бунтарь», на которую меня вдохновило произведение «Пролетая над гнездом кукушки».
FUZZ: А как насчет наблюдений вокруг, неких записок на манжетах?
АК: Безусловно, все идеи надо записывать. Любая из них может пригодиться через какое-то время. Я очень часто обращаюсь к черновикам. Потом написанное редактируется, чтобы не было корявостей и стилистических ошибок. На раннем этапе такой работы практически не проделывалось, сейчас я с большей ответственностью и вниманием к этому отношусь.
FUZZ: То есть рок-н-ролльные тексты уже нужно писать вооружившись энциклопедиями и словарем?
АК: Когда пишется серьёзная вещь, тут ошибок быть не должно. Можно, конечно, все это скостить на то, что мы рок-группа (смеется).
FUZZ: Темы на сольном альбоме – это больше вымышленные истории или личные?
АК: Личного там почти нет. Или пока нет, потому что еще не весь материал в текстах прописан. Сразу скажу, что есть романтика мистического характера, но не в той форме как на альбоме «Любовь негодяя» (первый сольный альбом А.Князева, 2005 год, – прим.FUZZ). В некоторых песнях можно отдать дань любимым литературным произведениям. На мой первый сольный альбом это вообще похоже не будет, абсолютно другая работа. Кроме того, мы делаем материал такого плана, чтобы каждая песня могла быть полноценной как на пластинке, так и на живом концерте.
FUZZ: А когда ты выпускал «Любовь негодяя», ты был уверен, что сделаешь и следующую сольную работу?
АК: Абсолютно! Тяга к индивидуальному творчеству родилась раньше меня. Я ещё не знал, как правильно ставить аккорды на гитаре, а уже придумывал песни и записывал их на магнитофон.
FUZZ: Так когда ты приступил к работе над своим вторым сольным альбомом?
АК: Год назад. Но тогда ещё не было чёткой концепции и понимания конечного итога. А сейчас определено всё, вплоть до логотипа нового проекта.
FUZZ: Но и за КОРОЛЬ И ШУТ ведь не стоит волноваться, правда?
АК: Думаю, нет. Речь идет об организации параллельной творческой деятельности – количество материала зашкаливает, а руки просят ремесла!
Фото: Алексей КОСТРОМИН
Текст: Алина КАТРАН