Лучшие альбомы 2011 года. Часть II

12 июля 2013 года, 16:53 0
FUZZ продолжает подводить итоги 2011 года. Вашему вниманию предлагается десятка самых значительных альбомов 2011 года, записанных отечественными музыкантами.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

(Иностранные здесь.)

10. TINAVIE - "Hidden Places"

Эпитет “девичья” не всегда точно подходит к музыке с женским вокалом. В “девичьей” музыке, как в “Девичьей игрушке” скабрезного поэта Ивана Баркова, властвует телесность. При этом женские гормоны могут петь совершенно разными голосами. Например, песню “Разложила девка тряпки на полу” депрессивная Янка спела прямо из черного нутра Руси-матушки, а Пелагея исполнила от лица совсем другой женской инкарнации, радостно грустной жительницы современного города.

TINAVIE, хоть и поет женским голосом, тему женской эмоциональности практически не затрагивает. Можно сказать, это музыкальный унисекс. Свободная от связи с полом, то есть с землей, музыка, словно воздушный шарик, медленно поднимается к легким облакам. Бесстрастное парение от песни к песне становится еще более спокойным, не в смысле - сонным, а в смысле - дружелюбным. (Полный текст рецензии)

 

9. ZORGE - "Zorge"


Музыка людей, умеющих получать удовольствие от жизни. В рамках TEQUILAJAZZZ можно было, наверное, сделать то же самое, благо TEQUILA была изначально     взрослым проектом, без максимализма и панк-рока. Чтобы окончательно сгладить саунд, убрали раздражавшие текильные ударные, звучавшие, как говорящая картонка. Альбом символизирует тот самый «европейский уровень», о котором в России говорят всегда, когда надо указать меру качества и удобства для потребителя.   

 

8. Вася Васин - "Царь Василич"

 

Главная проблема русского рэпа — это сердитая серьезность. В подражание ритму воровской речи рэперы начитывают свои вирши так, будто забивают гвозди в труп слушателя. «Царь Василич» прекрасен своей ироничностью - без пацанского юморка, без глума и без злости. Как продолжение «Силы Ума» КИРПИЧЕЙ, он держится за знакомую тематическую нить: «тусовка эвридэй» и «релакс». Вечный юноша старательно перечисляет бытовые особенности эвридэйной тусовки. Для домоседов альбом служит чем-то вроде самоучителя — раскрывается смысл основных понятий и, что самое важное, задается настроение. Спасибо, Вася! Будем знать!


7. ОБЕ ДВЕ - "Знаешь, Что Я Делала"

Хороший дебют, неожиданно попавший в цель. По цели в свое время уже пристреливалась группа КОЛИБРИ. Ну, и Земфира могла бы тоже петь что-то подобное, если б не была такой большой и знаменитой. ОБЕ ДВЕ - не карикатурные  принцессы и не кошечки из вконтактика, с ними интересно. Тексты песен радуют складностью и нетривиальными оборотами. Вообще количество такой музыки должно говорить о благополучии среднего класса. Чем больше самостоятельных молодых людей не затюканных бытовухой, тем больше должно быть таких альбомов, как “Знаешь, Что Я Делала”. Исторически в России всегда ценилась лирика навзрыд. Заглавная песня альбома, может, потому и стала такой популярной, что там звучат совсем другие ноты - честно, но без истерики.


6. АЛИСА - "20.12"

Несправедливо говорить об АЛИСЕ как о “динозавре” или “ветеране”. Долгая история за спиной превращает кого-то в творческого импотента, а кого-то наоборот питает живой влагой, как древние подземные корни. “20.12” звучит так классно и актуально, как не звучит музыка многих так называемых молодых групп. А если сравнивать с отечественным тяжелым роком, родившимся в то же время, что и АЛИСА, то его представители в 2011 г. не произвели ничего даже отдаленно похожего. АЛИСА последнее время добивается практически идеальной музыкальной формы для того духа, который говорит через Кинчева. Важно и то, что Кинчев, не пугаясь злых насмешек, продолжает говорить своей музыкой, храня ценность слова, пусть иногда и звучащего очень прямолинейно.

 

5. ПЁС И ГРУППА - "Два Лица"

В 2011 году простое русское слово “хипстер” переросло статус субкультурного термина. О хипстерах теперь говорят в контексте политической борьбы и даже предрекают им роль революционеров в ожидаемых переменах в стране. Это удивительно, ведь хипстер по сути своей существо запуганное. Его с детства клюют альфа-самцы, с возрастом вырастающие в крутых мужиков с толстыми шеями. ПЁС И ГРУППА - пощечина из-за угла всем этим деревянноголовым жлобам, считающим, что музыка должна звучать громко и понятно. Кухонный минимализм в этом альбоме не стоит связывать с традициями концептуалистского искусства. “Два Лица” не так уж сложны и концептуальны, как можно подумать. Просто гадкие утята, сбились в кучку за шкафом и играют в музыку.

 

4. THE RETUSES - "Waltz Baltika!"

 

Если бы этот альбом появился 60 лет назад, он попал бы под анафему Постановления ЦК ВКП(б) о формализме в музыке (1948 г.).  Как лучшая рецензия на “Waltz Baltika!” читаются эти бессмертные слова: «Многие советские композиторы, в погоне за ложно понятым новаторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественного вкуса советского народа, замкнулись в узком кругу специалистов и музыкальных гурманов, снизили высокую общественную роль музыки и сузили ее значение,  ограничив  его удовлетворением извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов.» “Waltz Baltika!”, конечно, не образец извращенного вкуса, но в том, что каждый уважающий себя эстетствующий индивидуалист оценит это произведение, можно быть уверенным. В то же время это весьма романтичная музыка, а потому ее элитарность остается в тени. На свету - воздушные гармонии, укулеле, флейта.

3. Сурганова и Оркестр - "Увидимся Скоро"

Мощнейший прорыв для гей-сообщества России. Мелодически альбом навевает ассоциации с Пугачевой времен Раймонда Паулса, которая как раз в тот период стала не только вечной королевой поп-музыки, но и гей-иконой, советской Аббой, исцеляющей своим голосом сердечные раны чувствительных мужчин и женщин. Сурганова в 2011 году опубликовала нечто, превосходящее по тонкости чувств и красоте исполнения всех отечественных гей-икон вместе взятых. Раньше на нее сложно было смотреть вне контекста “русского рока” с его бородатой бардовской генетикой. “Увидимся Скоро” блестит, как дискотечный шар, наивный атрибут вечеринок прошлого, времени, когда мелодия считалась обязательным свойством песни о любви.

2. ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ - "Веселые Картинки"

Когда-то ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ занимал нишу юмористов-пересмешников. Время сделало свое мистическое дело - ныне это одна из самых политизированных групп на рок-сцене. Может быть, без Лукашенко ляписы были бы другими. Тогда надо поблагодарить Лукашенко. Объясняя смысл новой татуировки, главный ляпис сказал: “Я уже очень старый, ничего не помню, поэтому самые важные вещи я врезаю в свой эпидермис. Чтобы, глядя в зеркало, не забывал самое главное в жизни.” Так и получается с творчеством ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО - от хиханек и хаханек к самым важным вещам.

1. АУКЦЫОН - "Юла"

АУКЦЫОН не даст жителям Петербурга забыть, что они живут в столице империи. Их новый альбом, как прививка от комплекса провинциализма. В Москве ведь нет коллективов, чья музыка вызывала бы такое сильное ощущение причастности к Большой Культуре. АУКЦЫОН - это совершенно естественная для Петербурга вещь. В их творчестве обнаруживаются родные для Петербурга мотивы Серебряного Века совсем не только потому что они озвучили Введенского. В “Юле” они, признаться честно, не делают ничего такого, что они не делали раньше. Однако на фоне других очень хороших музыкальных продуктов года, этот альбом выделяется не устаревающей свежестью и спокойной силой гениальности.
 

ДФ

Комментарии
Отправить