MARILLION. Не любите металл? Зато металл любит вас!

1 мая 2001 года, 3:00 0
MARILLION, бесспорно, одни из наиболее парадоксальных британских рокеров. Изначально слишком заумные для того, чтобы стать “героями рабочего класса”, они выбились в культовые звезды кучки эстетов, которые впоследствии сами предались музицированиюв жанрах, варьирующихся от эйсид-джаза до хард-н-хэви.

 Квинтет оправился от внутригруппных катаклизмов, связанных с увольнением “пьяницы и дебошира” Дерека Дика — Фиша, реабилитировал свое прогрессивно-массивное имя, завербовав себе в вокалисты Стива Хогарта, наплодил дюжину релизов, спровоцировавших подозрительный ажиотаж среди продвинутых (?) меломанов. Может, оттого, что MARILLION, прежде всего, ловкие дельцы с железной хваткой, прагматичным и одновременно романтическим взглядом на жизнь (не будь они пациентами доктора Толкиена), умело эксплуатирующие компьютерные достижения человечества... Или их продукция впрямь столь хороша, что помутила рассудок десятков тысяч Интернет-пользователей? Им и адресован их новейший LP “Anoraknophobia”. Но воспевает он не только аудиоманьяков в пуховиках эскимосского фасона, но и кварцевые материи, виртуальную карту мира, кибер-красоты XXI века, звуковые технологии U2, RADIOHEAD, MASSIVE ATTACK. А также попытки навести фобию на добропорядочных налогоплательщиков Ее Величества, претензии на лавры революционеров в области музыкального маркетинга... Прояснить ситуацию взялся Стив Хогарт.

FUZZ: Вы на грани выпуска очередного альбома, окрещенного... “A-n-o-r-a-k-n-o-phobia”. Не могли бы вы растолковать значение заголовка?
Стив: Ох, но это длинная история. Вы готовы ее выслушать?
FUZZ: Усегда готовы.
Стив: Начнем с того, что он относится к такой специальной куртке (см. буклет диска — N.) типа “Анорак”, и происходит от термина, позаимствованного из эскимосских наречий. Здесь, в Англии, существует вид людей, которые путешествуют поездами, что-то вроде trainspotters. Они чем-либо одержимы, социальные изгои, ведут себя очень странно.
Мы кличем их анораками, т. к. в своих одеждах они напоминают эскимосов. Но, в общем-то, это одна из английских шуток. И она может применяться к любым маньякам. Например, коллекционирующим наши пластинки. Такие персоны помешаны на всем, что связано с MARILLION. И наиболее очевидным доказательством тому служит вот что: когда мы в конце прошлого года собрались записывать этот альбом, мы решили не заключать никаких рекорд-контрактов, хотя к нам поступило несколько заманчивых предложений от разных лейблов. Мы их отклонили, и провели опрос среди наших “анораков”, согласны ли те приобрести наш еще не рожденный труд. Они в большинстве своем ответили утвердительно! Вообразите, мы разослали e-mail’ы двадцати тысячам человек, и уже через 2 дня получили 5.000 положительных ответов. В итоге еще до того, как студийная работа была завершена, у нас в активе было 25.000 оплаченных заказов. Так что мы отправились в лондонский офис компании “EMI” и сказали: “У нас есть деловое предложение — мы бы хотели подарить вам нашу новую запись. Безвозмездно. Все, что вы должны будете сделать — развезти ее тираж по магазинам и заниматься торговлей. Единственное наше условие — самим произвести и распоряжаться первыми 10.000 экземпляров, которые мы уже продали”. На “EMI” нам ответили: “Да, нас это устраивает. По рукам”. Это новая, если угодно, революционная бизнес-модель. Модель финансирования записи пластинок. Раньше такое никому не удавалось. Особо важно то, что и лейбл счастлив, поскольку может свободно торговать нашим лонгплеем по всему миру, и мы сохранили за собой все права на распространение нашей музыки. В честь всего этого мы и окрестили свой 12-й опус “Anoraknophobia”.
FUZZ: Стало быть, он полностью посвящен вашим фанатам?
Стив: Точно так.
FUZZ: А фигурки на обложке — карикатура на них?
Стив: Да-да.
FUZZ: История поучительная. Мы еще коснемся ее чуть позже. Но прежде хотелось бы получить ваши авторские комментарии относительно новой музыки MARILLION. Вы продолжаете жонглировать жесткими и жидкими стилями?
Стив: По-моему, это наиболее актуально звучащая работа из всех, которые мы когда-либо записывали. Во всяком случае, о ней так многие отзываются... Сложно описывать собственные творения. В них ведь душа вложена. И к моменту, когда они завершены, невозможно воспринимать их как что-то новое. Это все равно, что пытаться описывать кому-то своих детей. Они — моя плоть и кровь, я думаю, что они прекрасные, особенные и т. д., но я не в состоянии увидеть их вашими глазами. Я буду субъективен в оценках. Впрочем, знакомые, которые слышали “Anoraknophobia”, говорили мне, что это, наверное, самый наш современный альбом, где чувствуется огромная масса влияний, новых для MARILLION — фанк, трип-хоп, джаз... Очень разнообразные вкрапления. Кто-то даже заявил, что местами это смесь MARILLION и RADIOHEAD. Но я считаю, что это просто эволюция. Для нас альбом звучит естественно.
FUZZ: Да, но экскурса в прошлое все-таки не миновать. Вы уже больше 12-ти лет в группе. Комфортно ли вам работается на фоне того, что самые упертые болельщики до сих пор признают единственным лидером и лицом MARILLION господина Фиша?
Стив: Пусть думают, как им заблагорассудится. У меня никогда не возникало таких проблем. Я — часть коллектива с 1989 года, и ощущаю себя в роли фронтмена вполне комфортно. Знаете, ситуация сродни той, что была в GENESIS после ухода Питера Гэбриэла. Но Фил Коллинз весьма удачно вжился в амплуа командира. Ха-ха! Так что пускай это никого не заботит. А меня оставьте в покое... ха-ха-ха.
FUZZ: Тогда пару слов о вашей соло-карьере. Планируете ли вы реализовать еще что-нибудь под вашим приватным псевдонимом “Н”?
Стив: Приватным псевдонимом? Ха-ха! Ну да, я записал сольно один альбом (“Ice Cream Genius” ’98), очень-очень качественный. Но никто его не покупал! Ума не приложу, почему. Для меня это был отличный эксперимент. Я нарочно привлек к нему музыкантов, с которыми меня меньше всего ожидали увидеть вместе. Это и Дейв Грегори из XTC, и Ричи Барбиери из JAPAN, и барабанщик Клем Берк из M PEOPLE, и басист Чучо Мёрчан из EURYTHMICS... Продюсер альбома ранее работал с Бобом Марли и THE FALL. Словом, я горжусь полученным результатом, несмотря ни на какие коммерческие фиаско. THE H BAND дал несколько концертов. Пока последнее шоу мы сыграли в октябре того года, как раз на Хэллоуин. И оно было лучшим на моей памяти. В нем среди прочих участвовал барабанщик MASSIVE ATTACK. Мы здорово повеселились... Вообще классно, когда есть такое “хобби”, отвлекающее от повседневной работы (с MARILLION). И, я надеюсь, еще до конца 2001-го мы с Ричи сочиним новый материал. С нами также будут сотрудничать экс-пианист STONE ROSES и Азиз Ибрахим, другой музыкант из Манчестера. Индийского происхождения. Он полностью реформировал способ игры на гитаре. Блестящий инструменталист, очень необычный. Он смешивает классику, соул, эмбиент и восточные элементы. Когда он импровизирует на пару с Ричи Барбиери, начинается настоящая магия... Обязательно постараюсь выкроить время для осуществления этого проекта в текущем году.
FUZZ:  Возвращаясь к вашей службе в MARILLION... Меня давно изумляет то обстоятельство, что вы высоко котируетесь в металлической среде. А в иных отзывах о вас встречаются перлы типа: “О, MARILLION — это та хэви-метал-банда, которая производит архаичный прогрессив-рок...”
Стив: Я не шибко уважаю тяжелую музыку. И не воспринимаю всерьез всех этих косматых парней, кто в предпенсионном возрасте продолжает вести себя как тинэйджеры. На мой взгляд, большинство экстремальных групп достаточно слабоумно. Единственная хэви-команда, для которой я делаю исключение — MOTORHEAD. И, признаться, я спас Лемми жизнь на какой-то вечеринке, где он, как всегда, перебрал виски и чуть не скатился с лестницы. Но я его подхватил, хе-хе. Однако в целом хэви-метал мне не импонирует. Весь его мачо-имидж, патетика, монстроидальные концепции — это же несерьезно!
FUZZ:  Металл металлу рознь, Стив! Фокус в том, что вы-то, может, и недолюбливаете его, но он восторгается MARILLION.
Стив: Это почетно! Ха-ха!
FUZZ: Кроме “одурманивания” металлистов, вы знамениты еще и своими залихватскими взаимоотношениями с Интернетом. В этой связи — каково ваше мнение о скандале с Napster и другими mp3-подпольщиками?
Стив: Я всецело на их стороне! Это чудесное изобретение.
FUZZ: Неужели?!
Стив: Абсолютно. По моему убеждению, “нелегально” или “криминально” — это убивать, грабить банки и тому подобное. Но, извините, обмениваться музыкой через Интернет, — что в этом преступного? Не поймите меня неправильно, я не пропагандирую аудиопиратство, но вещи вроде Napster — это определенно самое удивительное из того, что было придумано в музыкальной индустрии за последние годы.
FUZZ: Разве вы не лишаетесь из-за этого какой-то доли своих доходов?
Стив: Знаете, кто был величайшей американской рок-бандой? GRATEFUL DEAD. Так вот, их менеджер разъяснил мне, что поворотным для них стал тот день, когда они позволили своим поклонникам делать любительские записи на концертах. В залах отводились специальные сектора для зрителей с магнитофонами. В итоге появилось море бутлегов, и когда люди послушали их, они осознали, какая мощная группа — GRATEFUL DEAD. Все их выступления звучали по-разному! Соответственно, они ничего не потеряли, и в течение многих лет собирали стадионы, потому что вместе с билетом на их шоу вы покупали шанс стать свидетелем уникального действа.
Так что за Napster будущее. Я думаю, для артистов нет ничего разорительного в том, что Интернет-конторы занимаются дистрибьюцией их искусства по планете. Наоборот, — отпадает целая цепь посредников между ними и слушателями. Мы уже приобщились к этому процессу, продав тысячи копий альбома, который еще не был сотворен. И даже если Napster легализуют, и музыка станет доступна всем задаром, все равно нет причин для сворачивания своего бизнеса. Все, что от нас требуется в этом случае — посоветоваться с фанатами о том, что мы подумываем о новом релизе, и если каждый их них пошлет нам по 10 или 20 долларов, мы его запишем. Если нет, то нет. “Все будет зависеть от вас”. И тогда не понадобятся рекорд-компании, понимаете?
FUZZ: “There’s too much information for me”, цитируя одних ваших соотечественников. Тем более, что наше интервью на последнем издыхании=вопросе. MARILLION, будучи звероящерами рока...
Стив: Эй, мы не звероящеры!
FUZZ: Но ведь вы как группа функционируете еще с 70-х годов!
Стив (полушутя): Однако мы не закостенели. В нас больше жизни, чем в некоторых молодежных ансамблях. Не говоря уже о том, что мы куда интереснее и креативнее их!
FUZZ: О да! Плюс к тому, спрос на вас не угасает. Что бы вы могли завещать юной рок-поросли, чтоб она продержалась на плаву не меньше вашего?
Стив: Я бы наказал им выпивать в день много чашек чая, не баловаться наркотиками, ложиться спать пораньше. А также всегда быть учтивыми со своими мамами. Вот мой рецепт.
NINON
FUZZ 5 2001
Комментарии
Отправить