И далеко не всегда перемены к лучшему. MUM образца двух последних пластинок уже не столь прекрасны, как в первой половине 2000-х, когда они полюбились альбомами “Finally We Are No One” и “Summer Make Good”. Но как оказалось, в концертном варианте группа по-прежнему прекрасна.
Начался вечер с разогрева от питерской группы SURTSEY. Коллектив, количество участников которого колеблется от 5 до 15, были выбран самими MUM. И дело скорее не в дорогом сердцу исландцев названии (Суртсей – необитаемый остров в Исландии, самая южная точка страны), а в музыке. Зрители, собравшиеся у сцены вспоминали то SIGUR ROS, то RADIOHEAD, то еще каких-нибудь достойных артистов. И всех, надо заметить, по делу. Звучит молодой коллектив убедительно. С участниками SURTSEY удалось пообщаться после концерта, так что, подробности последуют. В качестве разогрева для MUM начинающие питерские музыканты оказались столь же идеальным вариантом, как и BAJINDA BEHIND THE ENEMY LINES для Йена Брауна. Только, в отличии от самарцев, SURTSEY главную звезду вечера не затмили. Но свою заслуженную порцию аплодисментов питерцы получили.
Исландцы оказались мастерами на все руки. Все они не только певцы и мультиинструменталисты, но и сами себе техники. Подключалась группа без посторонней помощи, что для западных артистов редкость. Когда начали играть “Nightly Cares”, весточку из прекрасной пластинки “Summer Make Good”, бросилось в глаза то, что по каким-то причинам до нас добралось 7 из 8 участников MUM. Не доехала одна из девушек. Впрочем, на качестве выступления эта потеря никак не отразилась. Всемером MUM устроили еще более впечатляющее шоу, чем на Пикнике Афиши пару лет назад, когда все были в сборе. “Nightly Cares” так и осталась единственной песней из “Summer Make Good”. Основной упор делался на 2 последние работы, особенно на альбом “Sing Along To Songs You Don't Know”, вышедший в прошлом году. Перед “Illuminated” Орвар Торейярсон Смарасон, которого можно назвать фронтменом коллектива, сказал, что не помнит, как песня называется, но она точно с последней пластинки и начинается она вот с этой ноты. По окончании произведения изрядно небритый музыкант продолжал хохмить: "Хм, и заканчивается песенка той же нотой. Как циклично!" Новые песни “живьем” оказались куда убедительнее тех же самых вещей в студийных версиях. Если на альбоме их можно назвать в лучшем случае милыми, в концертном варианте это безусловные хиты. Практически без исключений. Подкупает и поведение музыкантов на сцене. Редко увидишь такую детскую непосредственность и искреннюю радость от процесса музицирования.
Особое внимание приковывает к себе Хильдур Ингвелдардоттир Гуднадоттир, исполняющая в MUM роль виолончелистки, скрипачки, певицы и танцовщицы. Можно еще и всевозможные дудочки и свистульки вспомнить. Есть в ней какое-то необыкновенное обаяние а-ля Кэти Холмс в “Бухте Доусона”, в том, как она общается с коллегами по группе, радуется, улыбается, смущается. Чувствуется, что она счастлива на сцене. И это ощущение передается всем участникам процесса. Хильдур и Сигурлауг Гисладоттир заставляют наконец смириться с тем, что сестры Вальтисдоттер ушли из MUM. По крайней мере “живьем” женское лицо группы снова прекрасно. А Орвар все не упускал возможности пошутить. Так, перед “If I Were A Fish” он пустился в рассказы о том, что следующая песня о животном, то есть о рыбе. После проникновенного исполнения стартовой вещи с последней пластинки, он поведал публике о том, что подумал, и решил, что песня скорее все же не о рыбе, а вовсе даже про любовь. “И про плотничные работы”, добавила Хильдур. Орвар спорить не стал. После мощнейшего исполнения “A Little Bit, Sometimes”, хита из альбома “Go Go Smear The Poison Ivy”, зрители одарили исландских девушек тюльпанами.
А музыканты начали настоящую дискотеку. И не танцевать по “The Smell Of Today Is Sweet Like Breastmilk In The Wind” или “Dancing Behind My Eyelids” решительно невозможно. “Sing Along” – настоящая кульминация концерта. Музыканты признаются в любви публике, которая явно отвечает взаимностью. И получается не сахарный сироп, а мощнейший номер, вызывающий единение зала и практически тот же восторг, что и SIGUR ROS, исполняющие “Gobbledigook” живьем. Разве что MUM обошлись без конфетти. Но на реакции зала это не сказалось. Все хлопали, не жалея рук.
На бис музыканты вспомнили то, чего я и не чаял услышать. На Пикнике они полностью проигнорировали существование "Finally We Are No One", а теперь подобрели и вспомнили все же по песенке с каждой пластинки. Ностальгическим праздником стала “I`m 9 Today”. Что уж и говорить о “Green Grass Of Tunnel”, одной из лучших песен в истории коллектива. Глядишь, еще через пару лет вспомнят “We Have A Map Of The Piano”, а там и до “The Land Between Solar Systems” недалеко. Впрочем, уже и после того, как во время исполнения песенки про зеленую траву тоннеля учинили форменный катарсис, просить о чем-то большем было бы преступлением.
Организатор: Светлая Музыка.
Фото: Елена Смирнова
Сэтлист: