Не случайно именно на этой сцене всё чаще можно увидеть таких исполнителей, как СПЛИН, АКВАРИУМ или Пелагея, как правило, предпочитающих статусные залы вроде БКЗ "Октябрьский".
Концерты-презентации и прочие юбилейные торжества, как и в случае с той же МАШИНОЙ ВРЕМЕНИ, по-прежнему проходят в официальной обстановке сидячих залов, а не приуроченные ни к какому событию выступления случаются в тесном кругу и тёплой дружеской атмосфере.
Пока Андрей Макаревич раздаёт интервью на балконе ВИП-зоны, зал постепенно заполняется. К самой сцене не подойти уже задолго до начала. Пространство у ограждения занято ровесниками музыкантов, которые вскоре выйдут на сцену. Много людей с детьми. Хватает и молодёжи. Правда, особого аншлага, как на выступлениях СПЛИНА или АКВАРИУМА здесь же в «Космонавте», не наблюдается. Публика вспоминает молодые годы и поездки на картошку под «Поворот». Аудитория явно привыкла к «официальным» концертам, и когда в заявленное время никто на сцене так и не появляется, многие выказывают удивление, а то и возмущение. В зале всё это время звучит классическая музыка, включенная явно не по инициативе клуба.
Сильной задержки не происходит. Музыканты появляются на сцене и начинают с «Однажды Мир Прогнётся Под Нас». Плюсы клубного выступления очевидны. Не так уж и часто можно увидеть легенд так близко и в такой неформальной атмосфере. Последние приезды «Машинистов» случались по таким поводам, как собственный юбилей или совместный с группой ВОСКРЕСЕНИЕ. А здесь и сейчас - концерт в собственное удовольствие и на радость публике. В первой половине выступления группа позволяет себе ряд вещей из последних альбомов, таких как «Пой» и «Улетай» из «Time Machine» или «Брошенный Богом Мир» из «Машины Не Парковать». Публикой они принимаются на ура, но песен родом из 2000-х в сет-листе по минимуму. Начиная с «Блюз Шанхай», которая шла девятым номером, и вовсе звучат лишь песни, которые старше многих из присутствовавших в зале. Бронебойные хиты, знакомые всем и каждому в нашей стране. И что удивительно - так это то, как музыканты играют песни, от которых у них за долгие годы должна бы уже начаться отрыжка. Играют с настроением, с азартом. И это передаётся в зал, отдача которого в этот вечер очень весома. Очередной плюс того, что площадка не сидячая. Все вместе с музыкантами, все на ногах. Все поют, танцуют и радуются жизни.
Андрей Макаревич, играя соло, выдаёт такие гримасы, что невольно начинаешь улыбаться. Евгений Маргулис постоянно заводит зал. На его выходах зрительский хор - обязательный элемент программы. Александр Кутиков совершенно невозмутим. Андрея Державина большую часть концерта не видно за могучими плечами басиста «Машинистов», но и свой выход клавишник получает, исполняя «Эти Реки Никуда Не Текут» и немного импровизируя в паузе под шутки, отпускаемые Макаревичем: «Ну, покажи, что ты там ещё умеешь?».
Ближе к финалу Андрей Вадимович вспоминает первый приезд МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в Петербург, случившийся в 1976-м году при поддержке Бориса Гребенщикова. По этому поводу звучит «Солнечный Остров», после чего хором с залом исполняется «Поворот», и музыканты пытаются откланяться и удалиться, чтобы вскоре выйти на бис. Но зрители просто так не отпускают. И выход на бис происходит без ухода музыкантов со сцены. К чему легендам это кокетство, когда всем ясно, что это ещё не всё. А первые ряды ко всему прочему успели рассмотреть сет-лист в котором чёрным по белому последним номером значилась «Свеча».
Макаревич снял шляпу, и сразу бросилось в глаза то, о чём никак не думалось на протяжении всего выступления. Всё-таки МАШИНА ВРЕМЕНИ действительно пятый десяток лет на сцене и музыканты уже далеко не молоды. Но думаешь об этом только когда в самом финале шоу видишь седовласого Макаревича, выводящего припев бессмертной песни. А когда пять минут назад он гримасничал и пританцовывал, вспоминался скорее эпизод из «Дома Солнца» Гарика Сукачёва, в котором реконструировался первый концерт МАШИНЫ и тот самый юный музыкант.
Организатор: «эС.Пи. Концерт»
Фото автора
Владимир Смирнов