НОМ. Кто скотиною родился

24 июля 2013 года, 14:39 0
Юбилей группы НОМ шагает по миру. В связи с четвертьвековой датой Андрей Кагадеев рассказал FUZZУ, в частности, о видео Скотина и альбоме Лимonoff.

25-летие перед евротуром отметили в петербургском клубе «Аврора». В первом отделении песни НОМА исполняли участники трибьюта «Рокъ-семейство НОМ. 25 Летъ На Арене». Некоторые из них в разные годы выходили на сцену и в составе НОМА. АВИА («Город») появляется с Алексеем Раховым и Николаем Гусевым. PEP-SEE («Live In Porto Negoro») — с Виталием Лапиным. А КИРПИЧИ («Карлик») — основной коллектив нынешнего барабанщика НОМА Вадима Латышева.

Варвара Зверькова в березовом сарафане и остальные музыканты группы НОМ в галифе той же расцветки и кафтанах в цветах принимают поздравления во втором отделении. А затем в Москве и Европе.

Несколько Оригинальных Мыслей от Андрея Кагадеева.

FUZZ: Как вы сохранили коллектив за четверть века практически без потерь?

Андрей Кагадеев: Действительно, практически. Потери, безусловно, были, как во всяком обычном коллективе, состоящем из людей. Естественно, были люди, отпавшие по ненадобности, по идеологическим расхождениям. И даже умершие — тоже. Основной творческий состав остался. Нам все время было чего делать, все время сочиняли. И каждый год решали какие-то творческие задачи. Так время незаметно и прошло, собственно.

FUZZ: Бывает так, что главный в группе воздействует на остальных физически. Вас можно назвать диктатором?

Андрей: В чем-то да. Потому что если бы не было в каких-то вещах жесткого начала, то группа бы действительно развалилась. Я знаю — так всегда. Потому что человек слаб.

FUZZ: Что привнесли в группу новые участники Варвара Зверькова и Николай Копейкин?

Андрей: С Копейкиным мы познакомились в 1998, когда он попал впервые на наш концерт, а я на его выставку. И понял, что эта живопись его близка, поскольку я и сам, в общем-то, рисую. А Копейкин, который до этого слушал какой-то хард-рок, вдруг увидел другие горизонты. После чего нам не пришлось вообще ничего друг другу объяснять, и мы очень весело стали сотрудничать. Как он привнес? Как некий персонаж, который врубается во все у нас на уровне интуиции. Он не музыкант, конечно, не великий артист, но привнес много своего. Как минимум, он неплохой литератор, и во всех трех последних альбомах есть песни на его стихи. Такие, как «Гимн Новой России», «Автомир». И известная сейчас песня про скотину — это тоже его творчество. Ответ очевиден — что он привносит в нашу группу. А в остальном — нам с ним очень комфортно, мы вместе ездим на гастроли давно уже, часто какие-то дизайнерские идеи в оформлении его — обложек и прочего. В частности, к 25-летию он подготовил целую линейку концертных костюмов, в которых мы сегодня будем. Это его произведение как модельера.

Варвара — дочь моего однокурсника Саша Зверькова, с которым я шесть лет в институте учился. Он играл в студенческих спектаклях, пел — человек очень одаренный. Он работает в своей технической среде, закончив Военмех. При этом у него дети музыкальные, ходили в музыкальные школы. Мы с их детства собирались на дни рождения и, как обычно — дети выходили и исполняли под скрипки, гитары, аккордеоны какие-нибудь песни. И когда нужен был детский голос, мы думали: «кого позвать? — так вот же есть». Тем временем Варя уже закончила институт киноинженеров по курсу «звукорежиссер», помимо этого она училась вокалу и прочее. Мы ее начали привлекать последние два года более активно уже к сценической деятельности. Вот такая еще грань.

FUZZ: Кажется, почти у всех в группе взрослые дочери?

Андрей: Да, у меня. У Николая недавно дочь вышла замуж. У Копейкина двое детей: его взрослая дочь заканчивает журналистский, другая в школе учится. У Виталика Лапина дочь взрослая сегодня придет со своим молодым человеком. Барабанщик еще молодой, у него маленький сын. У Туриста детей нет. Ну, и у моего брата, естественно. У него взрослая дочь от первого брака, она в Канаде живет.

FUZZ: Какая сейчас судьба у «Звездного ворса»?

Андрей: На стадии подписания бумаг — договора с прокатчиком. И решения возможной фестивальной судьбы летом. Потому что у прокатчика есть идея его все-таки сунуть в один из фестивалей категории «А» российских.

FUZZ: Снят новый фильм «Хозяева СССР или Обязьянье рыло. Двадцать лет спустя».

Андрей: Полтора года назад возникла такая идея, и, думая о 25-летии, мы пошли навстречу пожеланиям… Кто-то из наших любителей посоветовал. А не хотите ли, дескать, пользуясь тем, что вы еще в основном все живы и действуете, взять и сделать несколько ремейков видео. Результат вы можете видеть: «7 %» и другие — четыре или пять клипов. Остальное — как и в предыдущем таком же альманахе целые художественные сюжеты комедийные, в основном с Туристом. И с остальными участниками, и разные другие концертные съемки последнего времени хорошие.

FUZZ: У вас за двадцать лет после первых «Хозяев СССР» изменилось отношение к Европе и русскому человеку?

Андрей: Я люблю Европу, мы туда часто ездим, у нас много друзей. Но, естественно, изменилось отношение на постсоветское. Тогда была жизнь за железным занавесом и куча предрассудков и фантазий насчет того, что там происходит. Мы все-таки дети советской эпохи, много всяких идеологических штампов впитали. И сейчас давно от них избавились. Многие — скажем, как Ливер начала девяностых, следуя той же программе, эмигрировали. Потому что — как иначе, если есть возможность — надо валить, надо валить. Сейчас, конечно, я так не считаю. На тот момент, я думаю, 90 % населения считала, что, у кого есть возможность — конечно, надо отправляться в любую страну, в любом случае, потому что там лучше. Это был конец восьмидесятых — начало девяностых, а сейчас совершенно спокойно все. Если есть работа, чем заняться — можно поехать.

FUZZ: НОМ участвует в трибьюте Эдуарду Лимонову.

Андрей: Я хорошо знаю творчество Лимонова, люблю его книги. Точнее, может быть, не все люблю, но я его ценю как писателя и почти все читал. Равно как и Николай Евгеньевич Гусев тоже. Поэтому нам было в этом смысле легко. С другой стороны, я его стихи не особенно люблю. Мне интереснее его проза. А там было предложено участникам: пишите песни на стихи Лимонова. «Это я, Эдичка» я взял с карандашом и сделал компиляцию мыслей прозой, из них выстроив трехчастную историю. Я считаю, что вряд ли в этом альбоме есть что-нибудь подобное. Песня — восемь минут, оратория солиста Александра Ливера. Мы назвали ее «Я, Эдуард!»

FUZZ: Вы ожидали возможных неприятностей в связи с появлением видео «Скотина»?

Андрей: А мы на этот счет не думали. Не знаю, чего там ожидать? Поскольку это была идея творческая Андрея Закирзянова, художника, который до этого делал клип по копейкинским картинам «Химкинский Лес». А в данном случае он уже предложил: ему песня понравилась. «Давайте, говорит, я сделаю, у меня много оцифрованного материала» — есть там и копейкинские, и мои, намного больше, чем в «Химкинском Лесу». В самой песне ничего нет общественного. Мультик такой благодаря, скорее, Андрею Закирзянову. Ни я, ни Копейкин как автор картин, были не против.


Андрей Закирзянов, художник и режиссер, рассказал о своем сотрудничестве с группой НОМ.

Андрей Закирзянов: В работу над «Звездным ворсом» я подключился на последних этапах создания фильма. Моей задачей было создание и органичное внедрение компьютерной графики для вступительных титров и лого, планеты Пяточок и ее обитателей, и множества точечных спецэффектов по всему материалу «Ворса». Полная свобода в реализации идей и визуального решения, понимание с полуслова, замечательная командная игра с Кагадеевым, Копейкиным и Медведевым — что еще нужно для создания отличного художественного материала? Мы постарались сделать стилеобразующее, смешное, многослойное, мозговыносящее и в то же время доступное для всех категорий зрителей от маленьких детей до гурманов — любителей "монтажа аттракционов". Двумя словами, НОМовское кино. Двумя словами, Must see.

Спецэффекты см. здесь.

Это было очень круто, и я чертовски рад, что мне удалось поучаствовать в создании «Звездного ворса». Очень надеюсь, что фильм найдет брешь в кинопрокатной системе и выйдет на экраны.

Клип «Скотина» группы НОМ — это такая чисто НОМовская Драматизация Идиотизма, основанная на волшебных босхианских картинах и почти уже народных словах Николая Копейкина, и бешеной и безбашенной энергетике музыки НОМА. Что еще нужно для создания нетленки? Короче, мы сделали это. (см. также: Гоголь, Салтыкова-Щедрин, Набоков, Кафка и Оруэлл, «Обыкновенный фашизм» Ромма, «Кабаре» Фосса и «Бесславные ублюдки» Тарантино).

Я был на самом первом концерте НОМА в ЛДМ 25 лет назад, и на протяжении всех этих лет песни НОМА были в моем плейлисте. Одним словом, Короли! С 25-летием и творческого здоровья! Песен, картин, фильмов, книг и прочего. Остальное при личной встрече.

 

Фото НОМА: Анна ПУШКАРЁВА

Л. ПЕКОВА

Теги: ном
Комментарии
Отправить
Главная группа Сергея Шнурова вернулась после недолгого творческого простоя (или камерного затишья) в трио РУБЛЬ. Песня "Химкинский Лес" ЛЕНИНГРАДА, лирический герой которой – подпевала противников режима, и этим добывает свой профит, вызвала множество во
21.05.2015, 16:53 1
Музыкально-художественному объединению НОМ в этом году исполнилось четверть века. В апреле группа отыграла официальное праздничное выступление, но слово «юбилейный» застряло на афишах коллектива. «В этом году все концерты юбилейные»,— прояснили ситуацию с
31.07.2013, 14:10 0
Концерт группы НОМ в гостеприимном петербургском клубе «Космонавт», посвященный дню рождения младшего Кагадеева, прошел без эксцессов.
12.07.2013, 17:44 0