ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ (ОК) был единственным всесоюзно известным тяжелым коллективом, который исполнял песни не про наивный сатанизм или инфантильную романтику, а об окружающей действительности – с точки зрения сатиры и юмора. Вне зависимости от того, кто пел в ОК: Олег Рауткин, Владимир Будник из СВЯТОЙ ЛУИЗЫ или сам Сергей Богаев, это могло быть одновременно остроумно и цинично. В воспетой сказочником Писаховым Соломбале, в ДК завода "Красная кузница" донской казак Богаев с помощью самодельных инструментов и аппаратуры творил нечто, широко признанное в области хард-рока.
Из книги «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира:
Можно гадать, как бы сложилась судьба ОБЛАЧНОГО КРАЯ, если бы в 82-м году в Архангельск не приехал с концертами АКВАРИУМ. Услышав композиции ОБЛАЧНОГО КРАЯ, ни Тропилло, ни музыканты ленинградской группы долго не могли поверить, что эти песни записаны на отечественной аппаратуре. Александр Ляпин, взяв в руки богаевскую гитару «Урал» и покрытую жестью самодельную примочку, долго качал головой, задумчиво поглядывая на свой фирменный Fender. Итог всему происходящему подвел Тропилло. «А, парень, все ясно, – сказал он Богаеву. – Над тобой – звезда». После гастролей «Аквариума» легенда о сказочном ОБЛАЧНОМ КРАЕ начала свое стремительное шествие по стране.
Тропилло искренне полагал, что исполняемый группой «красный металл» не имеет себе равных на территории СССР. Он был восхищен техникой игры Богаева – принципиально новым для хард-рока гитарным стилем, в основу которого были положены приемы звукоизвлечения, используемые при игре на индийских народных инструментах. «Богаев подтягивал гитарные струны, как на ситаре, – вспоминает Тропилло. – Он старался никогда зря не переходить на более низкие струны и играл на одной. Звук получался совершенно разный, и возникала магия – настолько все крепко и гениально было сделано».
Мультиинструменталист Сергей Богаев мог при желании, как Джордж Майкл или Михаил Борзыкин, записываться практически в одиночестве. Русский Север, где облака в действительности висят низко и закрывают все небо, а населенные пункты носят поэтические названия: Коряжма или Пукса, вдохновлял его на создание соответствующих произведений. Пока остальные металлисты наслаждались принятием героических поз, в песнях ОК находили себе место воины-афганцы или наушничающие комсомольские работники.
ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ был чуть ли не единственной группой, всерьез уважаемой за пределами закрытого, принимаемого иными за комическое, металлического сообщества. Самый знаменитый альбом ОК «Стремя И Люди» 1985 года Сергей Богаев записывал на гитаре Бориса Гребенщикова и при участии барабанщика АКВАРИУМА Евгения Губермана.
Из интервью Евгений Губерман. Я никогда не думал о музыке как о работе
FUZZ: Причина твоего возвращения из Голландии? Тебе там надоело жить так долго? Захотелось вернуться к родным берегам?
Евгений: Главная причина моя была в том, что Сережа Богаев из ОБЛАЧНОГО КРАЯ всегда был мне очень близок музыкально, и я ему позвонил, и спросил его, что он делает. Ну он ответил, что все хорошо, что он пишет альбом… Серега пишет всегда… и я еще спросил его – «Группу сделаем?» – «Давай, конечно, сделаем». И я сорвался. Потому что там, в Голландии, у меня зацепок уже никаких не осталось. Может быть, я был слаб в этом случае...
FUZZ: Ну а ты теперь с кем играешь?
Евгений: ...ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ. Тут были только записи, но я уже сказал, что Сережа Богаев был причиной моего возвращению сюда – и обломался очень сильно. Я поставил очень сильно на него – и пролетел. Ничего страшного. Но я очень доволен тем, что мы записали, в этом нет ничего фальшивого. Альбом так не вышел, но есть какие-то записанные вещи, и это классно, мне очень нравится.
В последнее время Сергей Богаев экспериментировал с инструментальной музыкой совместно с группой PLEN OFF GR + METAL M. В 2010 году ОК (с Евгением Губерманом и Алексеем Вишней) записал альбом «Ыгыатта», производящий впечатление индустриального, где он по большей части ревет раненым зверем.
Из интервью Андрей Тропилло. Мечты сбываются
FUZZ: Лучше работается на трезвую голову?
Андрей Тропилло: Мне — да, но не всем. Больше всего мороки было с Сергеем Богаевым, там было все, вплоть до поножовщины. Я к нему очень хорошо отношусь, считаю, что он гениальный музыкант, но пока он не выпивал 150 грамм водки, на гитаре нормально играть не мог. А я не могу так, я преподавал 6 лет по классу гитары, и мне стоило выпить стакан вина, как пальцы слипались сразу... Это у кого как, я и опохмеляться не умею. Но любой альбом надо обмыть, духу пульта поставить рюмку. Когда сделал альбом, то шампанского можно выпить.
Сергей Иванович Богаев похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
До сих пор ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ остается для некоторых самой почтенной тяжелой группой в отечественном роке.
Ниже – песня «Грустная История», имевшая большой успех на танцплощадках от Балтийска до Анадыря. Сергей Богаев – в футболке METALLICA, со свойственной ему меланхоличностью терзает струны на знаменитой гитаре "Урал", которая нашла на этом выступлении свой конец.
Фото: Сергей Супалов, Игорь Бородин
Л. П.