ПИКНИК. Эдмунд Шклярский. На свадьбе и похоронах ПИКНИК, как минимум, неуместен

22 апреля 2013 года, 17:33 0
У группы ПИКНИК вышел новый альбом "Театр Абсурда". А ранее на концерте в Смоленске состоялось интервью с Эдмундом Шклярским.

FUZZ: Эдмунд, какие события в жизни ПИКНИКА и твоей, как лидера группы, ты бы выделил со времени нашей последней встречи?
Эдмунд Шклярский:
Жизнь, как обычно, состояла из материального и нематериального. Из материального выделю появление DVD «Железные Мантры», куда вошла концертная версия альбома и 8 видеоновелл, – так мы пытаемся уйти от шаблонного названия «клип». Режиссировали мы вместе с Маратом. На его совести видеоинтерпретация пяти произведений, на моей – три. Из личного материального: вышел в свет (не прошло и 50 лет) альбом репродукций моих картин и «белых стихов» под названием «Звуки и символы». Не так давно прошла, совместно с двоюродным братом Ярославом, выставка картин «Другие берега». Из нематериального: Почетный знак Святой Татьяны. Из курьезного: для монументального труда под названием «Вампиры в культуре восточных славян» Калифорнийский университет просил разрешение на публикацию слов песни «Лишь Влюбленному Вампиру».

FUZZ: За кулисами кто-то сказал, что после концерта долго поспать не получится, так как в 2.30 утра уже надо быть на поезде, следующем в Гомель. Вызывает восхищение мужество и героизм ПИКНИКА, который живет в таком режиме уже долгие годы. Ты защищаешь свой организм – есть ли особое питание, физические упражнения, режим дня?
Эдмунд:
Конечно, дома мы и не помышляем вставать столь рано. Но, когда находишься в нашей ситуации, это отторжения организма не вызывает. Поэтому нет никаких способов «защиты». Самое неприятное – это часовые пояса. Особенно это сказывается в Сибири и на Дальнем Востоке, где время сдвигается. И организм это чувствует.

FUZZ: То есть, никаких аутогенных тренировок?
Эдмунд:
Не дай Бог. Отделение души от тела – это дело такое… Мы давно привыкли к кочевой жизни. Она для нас более комфортна, чем долгое нахождение дома в каких-то постоянных декорациях.

FUZZ: Мы беседуем перед очередным концертом, но в некоторых вещах я заранее уверен. Я уверен, что будет красочное шоу, будет новое оформление сцены, будут хороший свет и звук. Вижу, у вас появилась в труппе девушка…
Эдмунд:
Девушка ваша, смоленская, не из нашей труппы. В песне «С Тех Пор, Как Сгорели Дома» она будет изображать некую… «чёрную женщину». У неё маленькая, но важная роль (симпатичная блондинка из клуба «Манхеттен» призналась, что к музыке ПИКНИКА совершенно равнодушна – С. Г.).

FUZZ: Это ещё раз доказывает то, что каждый концерт тщательно продуман. Интересно, вся эта режиссура носит какой-то концептуальный характер или это просто способ визуального разнообразия сцены?
Эдмунд:
Когда мы только формировались как группа и готовились предстать перед худсоветом «Ленконцерта», к нам был прикреплён куратор Владимир Воронецкий. Он признавался, что ему близка совершенно другая музыка, а именно – джаз. Но вместе с нами он пытался найти выход из «безвыходного» положения (на тот момент ситуация с нашей дальнейшей судьбой представлялась именно такой). Так вот, он выдвинул мысль, что хорошо бы каждую программу делать как новый фильм. Чтобы человек приходил на концерт и не видел каждый раз одно и то же «кино». С тех пор мы стараемся по-разному визуально оформлять концерты, вводить новые персонажи, т. е. стараемся каждый раз делать новое «музыкальное кино»…

FUZZ: Что в сегодняшней концертной программе есть нового?
Эдмунд:
Например, сцена выдержана в псевдоиндийском стиле, в ярких тонах, экран задрапирован под янтру – некий индийский знак. Будут флуоресцентные краски, будет гиперболоид, терменвокс – инструмент, созданный в России, но который мы вынуждены были заказать по интернету в Америке. Будет «всепритягивающий» магнит и кое-что другое. Будут семь песен из альбома «Железные Мантры».

FUZZ: Этот альбом продаётся уже больше года. В прошлый раз на мой вопрос о том, насколько он удался, ты ответил, что «жизнь покажет». Так что она показала?
Эдмунд:
Год-два – это слишком короткий срок для того, чтобы как-то оценить и сравнить. Я могу лишь сказать, что концертная программа, на наш взгляд, получилась хорошей. Иногда бывает, что какие-то песни «ломают» и ты чувствуешь своеобразный дискомфорт во время их исполнения. В этой программе мы таких «ломающих» песен не играем и это, наверное, передаётся зрителям. В первый раз удалось найти единомышленника, который все наши фантазии по поводу оформления сцены осуществил «промышленным» способом. Мы нашли фирму, которая специализируется на неоновых вывесках, и заинтересовалась, откликнулась на наши пожелания. Нашёлся мастер-умелец, который очень нам помог в изготовлении декораций.

FUZZ: Обычно музыканты трепетно относятся к своим инструментам. Расскажи о своей гитаре. Каким фирмам ты отдаёшь предпочтение?
Эдмунд:
Я отдаю предпочтение гитарам, на которых удобно играть. Это сугубо субъективное чувство. Чтобы было удобно прижимать струны, был приятный на ощупь гриф и тому подобное. Название фирмы для меня не является предметом поклонения. Гитару, на которой я сейчас играю, подарил устроитель концертов в Нижнем Новгороде Евгений. Это «Gibson SG» –гитара с удобным грифом и хорошим звуком. Кроме того, она легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям аппаратуры в разных городах…

FUZZ: Какие песни из альбома «Железные Мантры» вызывают наибольший отклик в зрительном зале?
Эдмунд:
Лучше всего зал воспринимает песни из предыдущих альбомов. «Королевство Кривых», «Из Мышеловки»… То есть те песни, которые мы исполняем уже давно. Есть города, до которых альбом вообще по нашим ощущениям не дошёл и все новые песни принимаются одинаково доброжелательно, но без экзальтации.

FUZZ: Есть ли в этой программе совсем новые песни и есть ли намётки нового альбома?
Эдмунд:
Для нового альбома нужна соответствующая почва, соответствующие условия. Есть слухи, что в ближайшее время «накроются» все CD-носители и соответственно закроются многие магазины и фирмы. Всё это напоминает 90-е годы, когда «накрылась» виниловая промышленность. Помнишь? Поэтому мы на распутье.

FUZZ: В прошлый раз мы говорили с тобой о вероятности апокалипсиса. Насилие, секс, безнравственность всё более активно внедряется в нашу жизнь через средства массовой информации. Ты по-прежнему это ощущаешь?
Эдмунд:
Я тебе говорил уже, что я за участие высших должностных лиц государства в вопросах пропаганды. Если отдать всё на откуп редакторам средств массовой информации, то по одной программе мы будем видеть гладиаторские бои в первозданном римском стиле, по второй - расчлененку, по третьей - прямую трансляцию из общественного туалета, ну и останется, конечно, канал, где будут высокохудожественные (в прямом смысле этого слова) фильмы, театральные постановки и прочее. В мире чистогана самоцензура - ненадежный «тормоз».

FUZZ: В этом плане ты оптимист или пессимист? Ты веришь, что кто-то это всё остановит?
Эдмунд:
Я, мне кажется, реалист. И я вижу, что пока лучше не стало. Процесс идёт по наклонной. Раньше хоть были более-менее профессиональные ведущие. Киселёв или Новожёнов… Им на смену пришли не те, кто лучше, а скорее наоборот…

FUZZ: Мне кажется, весь секрет в том, что все радио и телеканалы – частные, и решают они частные задачи.
Эдмунд:
Дело не только в этом. Я не раз слышал такое мнение редакторов: «я сам-то «продвинутый», потому что воспитывался на LED ZEPPELIN (к примеру), а народ глуп и невежественен и посему достоин музыкальной жвачки». И все это на протяжении как минимум 30 последних лет. Слава Богу, народ не согласен с таким определением в свой адрес, и как голодный волк рыщет на просторах интернета в поисках глотка свежего музыкального воздуха. Многие из тех, кто мелькают по ТВ, уже никому не интересны. Их даже на корпоративы не приглашают.

FUZZ: А ПИКНИК выступает на корпоративных мероприятиях?
Эдмунд:
Иногда какая-то фирма приглашает нас на праздник для своих сотрудников. Мы удивляемся, предупреждаем, что безудержного веселья от нас не дождешься. И если убеждаемся, что заказчик не ошибся адресом, иногда выступаем. Например, приглашала компьютерная фирма, яхт-клуб…

FUZZ: То есть, на «свадьбе дочери» ПИКНИК играть не будет?
Эдмунд:
И на свадьбе, и на похоронах ПИКНИК, как минимум, неуместен.

FUZZ: Мы затронули с тобой некоторые негативные моменты жизни. И я хочу спросить – а должен ли музыкант в принципе реагировать на социальные явления?
Эдмунд:
Любой человек так или иначе реагирует…

FUZZ: Но есть такое понятие – «чистое искусство»…
Эдмунд:
Вообще, я за «чистое искусство», насколько это возможно. Мне не нравится, когда музыкант, писатель, художник становится политическим деятелем. Помню, когда узнал, что Пикассо – член компартии, я сразу с каким-то недоверием стал смотреть на его творчество. Надо заниматься, чем занимаешься. Представь себе, если бы Леонардо да Винчи обрамил «Джоконду» не пейзажем, а какими-то социальными (актуальными на тот момент) мотивами, например, отобразил бы борьбу кого-то с кем-то. А закулисье в те времена было - не дай Бог каждому…

FUZZ: Ты коренной ленинградец. Я недавно был в Питере после значительного перерыва. И мне показалось, что он стал «городом контрастов». С одной стороны, нарядный центр, Невский, Московский проспект, а с другой – нищета, запущенность окраин. Как ты относишься к своему городу и к тому, что в нём происходит с точки зрения застройки?
Эдмунд:
Мне кажется, за последние годы в Питере многое приведено в порядок. Центр города стал выглядеть несравненно лучше. Помню, когда-то давно ездил в роддом в районе площади Репина. Так там раньше вообще жуть была… Сейчас же там всё приведено в божеский вид. Вообще, когда ходишь по городу думаешь – сколько же денег надо, внимания, и усердия, чтобы всё привести в порядок. Слишком большое наследство…

FUZZ: Твоё отношение к проектам башни на набережной?
Эдмунд:
Кто-то охарактеризовал этот проект как «Дубай прошлого десятилетия». Я придерживаюсь того же мнения. Если уж делать что-то революционно-авангардное, то, наверное, можно подойти к проекту повнимательнее и без такой спешки. Сегодняшний проект действительно напоминает кукурузу. Народ же не зря даёт такие названия – кукуруза, стамеска…

FUZZ: Наблюдая за сайтами piknik.info и qazimodo.ru отмечаю, что перекос информации идёт в сторону второго…
Эдмунд:
Первый сайт – официальный. Там, в основном, последние новости, графики концертов, форумы. На qazimodo я выкладываю свои стихи, картинки, и есть возможность их обсуждать. То есть, это некая параллельная «выставка достижений народного хозяйства».

FUZZ: Какие-то комментарии запомнились?
Эдмунд:
Бывают интересные мнения. Я как-то разместил свою картину, где были три головы («Неподвижность»). И кто-то написал, что это Ленин, Маркс и Энгельс. Порадовался за фантазию человека.

FUZZ: Отзывы в основном доброжелательные или нет?
Эдмунд:
Это как на радио. На каждом радио есть срез аудитории – в основном обычные вменяемые слушатели, и какой-то процент – не очень вменяемых. Вот и мне иногда кто-то шлёт в день по двадцать «марсианских» по содержанию сообщений. Недавно на радио «Эхо Москвы» комментатор сказал о том, что некий слушатель позвонил уже 700 раз. Понятно, что это за слушатель. Можно уже не вникать в суть его сообщения.

FUZZ: Перейдём опять к вашим гастролям. Тебе запомнились какие-то города, какие-то концерты чем-то особенным?
Эдмунд:
Запоминается концерт, который прошёл плохо, где были какие-то технические накладки. Запоминается то, к чему не готов. Например, в Ангарске с первой песни начались  крики и ликование. Но чувствовалось, что на твоём месте мог бы быть кто-то другой. Кричали, потому что кто-то сказал, что на рок-коцерте надо непременно буянить и ломать стулья.

FUZZ: Эдмунд, что ты читаешь, смотришь?
Эдмунд:
Я сейчас переключился на аудиокниги, записанные в МР3. Сейчас слушаю Платонова и удивляюсь, какой у него шаманский язык. Когда-то в школе книга «Котлован» вызывала отторжение из-за своего «промышленного» названия, и, понятно, что тогда я и не думал читать. А сейчас с удовольствием слушаю. Кино тоже смотрю в основном в поездках. Недавно смотрел «ХХ век» Бернардо Бертолуччи. Достаточно ядрёный фильм.

FUZZ: А смотрел нашумевшие фильмы «Адмирал», «Царь»?
Эдмунд:
Ты знаешь, смотреть художественные исторические фильмы я себя заставить не могу. Только документальные. Вспоминаю, что понравился фильм «Сад» по Чехову. Он шёл в передаче Гордона «Открытый показ». Потом я еще пересматривал его три раза, смакуя игру актеров.

FUZZ: То есть, фильм «Царь» с Мамоновым ты не смотрел?
Эдмунд:
Я смотрел «Такси-блюз». Это редкий случай, когда музыкант, в данном случае Мамонов, здорово играет в кино.

FUZZ: Сегодня в составе группы будет играть твой сын?
Эдмунд:
Да.

FUZZ: Ты доволен им?
Эдмунд:
Состав ПИКНИКА всегда формировался за счет «ближнего» круга. Несколько лет назад эстафету бас-гитариста подхватил Марат. Наше случайное знакомство в одном из клубов Москвы привело к тому, что сначала он занимался сайтом ПИКНИКА, а потом взял в руки бас-гитару (как говорится: «Партия сказала – надо!»). Так произошло и со Стасом. По тем же причинам он подхватил эстафету клавишника. Кроме того, главное условие участия в ПИКНИКЕ, кроме естественного требования играть на инструменте, это не нарушить ту атмосферу, которая существует в группе уже на протяжении многих лет. Ты, наверное, сталкивался с такой ситуацией, когда приходит чей-то знакомый, как правило, обиженный на весь мир, и портит весь праздник…

FUZZ: То есть, Стас органично вошёл в состав?
Эдмунд:
Да, единственно думаю, что ему было бы веселее, если бы в группе были бы ещё музыканты его возраста.

FUZZ: Завершая нашу беседу, не могу не спросить о том, что в музыкальной жизни последнего времени тебе запомнилось?
Эдмунд:
Недавно мы с Маратом были в Финляндии и нашли компьютерную программу, которая может по мотиву, который ты напоёшь, определить название и автора песни. Я как раз искал автора одной любимой песни. Оказалось, что это песня «Wouldn't It Be Good» Ника Кершоу. Так я нашёл авторов ещё нескольких мелодий.

Сергей Горцев
www.tektonika.ru

Фото: //www.zastavki.com/

Комментарии
Отправить
Писателя пригласили вести программу о рок-музыке.
23.10.2015, 14:57 0
На выходных группа представила новую концертную программу.
08.10.2015, 13:33 0
Гастрольный тур "Пикника" 2010 года был спрессован до предела, но для старого знакомого Эдмунд Шклярский все-таки нашел 25 минут перед самым выходом на сцену.
30.05.2013, 11:38 0