Псой Короленко: по духу я, в любом случае, оптимист, и этим все сказано

1 августа 2013 года, 13:45 0
В день начала первой недели нового учебного года, в арт-кофейне «Щелкунчик», что неподалеку от Мариинского театра, выступал поэт-шансонье, музыкант, журналист, актер и преподаватель – Псой Короленко.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Интереснее места для встречи с Псоем Короленко трудно найти. Крохотная, но уютная кофейня представляет собой уютное место для интеллектуалов и эрудитов всех мастей и расцветок, для которых творческий вечер Псоя Короленко – в этих тесных декорациях смотрится максимально органично, а присутствие многих близких друзей артиста еще больше создает атмосферу «квартирника».

Очарование и интерес к этому артисту складывается из множества мельчайших деталей. Выступая, Псой Короленко выглядит как всегда очень уверенно и серьезно, проводя концерт очень эмоционально, активно общаясь с публикой, лишь иногда переводя дух имбирным чаем. 

После концерта, поглаживая бороду и что-то бормоча подходит ко мне. В разговорах с журналистами он не раз утверждал, что ему повезло, и на сцене он такой же, какой и в жизни. Действительно, разница между Павлом Лионом и сценическом образом Псоем Короленко едва различима. Но несмотря на дружелюбие, Павел Эдуардович все же держится дистанцировано, наверно пытаясь понять кто я и насколько близко я знакома с его творчеством. 

FUZZ: Насколько процесс сочинения текстов и песен является для вас сложным и трудоемким? 

Псой: Если раньше мне достаточно было ежедневно сходить с ума, чтобы ежедневно сочинять новые и крутые песни, то теперь мне нужно раз в год достигать высокой степени трезвости и ясности ума, чтобы сочинять в год по новой песне. Я имею в виду полностью свои песни, а не совместное творчество, переводы, кавер-версии или песни на чужие слова или музыку. Это процесс трудоёмкий, но труд затрачивается не только во время написания песни, а и весь год, когда ум ею беременен.  

Творчество Псоя это так же постоянное развитие и эксперименты с такими разными жанрами как клезмер, городской романс, шансон, ска, регги, рэп и др. Музыкант так же постоянно работает над развитием и переоценкой «старой песни» и созданием её новых версий. Поэтому в последний альбом «под покровом нощи», записанный совместно с питерской командой Опа, вошли ранние куплеты, стихи и песни, написанные еще в 90-е, некоторые даже в 80-е, но полностью в абсолютно новом формате. 

С ребятами из группы Псой познакомился на одном из клезмерских фестивалей, где он частый гость, а до совместного альбома музыканты уже успели поработать в 2008 году над обработкой французских народных песен в переводе Киры Сапгир. В творчестве Короленко всегда была заметна некая любовь и открытость к сотрудничеству с музыкантами и поэтами, совместному творчеству и экспериментам. Кроме команды Опа у музыканта есть совместные проекты с Дэниэлом Каном, Oy Division, All Stars Klezmer Band, Klezmasters, Ольгой Чикиной и многими другими. Но как найти полное взаимопонимание, если каждый музыкант имеет свое собственное восприятие, музыкальне видение? Ведь даже у близких по духу и стилю музыкантов могут возникать разногласия, что и как надо сделать и что в конечном итоге должно выйти?

Псой: Самый интересный случай произошёл в студии во время работы над одной песней. Мы с коллегой, другом и близким человеком, работая вместе над аранжировкой, не могли найти общий язык, и я стал молиться. По молитве мне сразу же в голову пришёл новый ритмический рисунок, который после минимального отпора был принят другим человеком, и оказался идеальным. После этого запись была быстро сделана. Вывод таков, что по искренней молитве приходит помощь и взаимное понимание, при условии доброй воли и желания понять друг друга. 

Незаменимые  звуки «гармохи» на Casio, проникновенная русская народная манера пения... В этот вечер песня «Отчего-почему ты, душа, упала» стала эмоциональной кульминацией концерта. Припев пели хором. На лицах присутствующих появилось глубокое душевное переживание, лирическая тоска. Но даже после самых серьезных и грустных песен Псоя Короленко, тяжести на душе не остаётся, потому что всё его творчество пропитанно оптимизмом.  

И всё же.. 

FUZZ: К сожалению, многих талантливых артистов часто ломает жизнь. Многие начинают вкладывать в свое творчество боль, тоску и отчаяние. Вам не кажется, что это ещё больше нагнетает в стране обстановку безысходности? Может главная задача для людей искусства перестать концентрировать столько внимания на негативных вещах?  

Псой: Искусство категоризируется не по темам (веселые, грустные), а по жанрам и стилям. Есть жанры и стили, в которых структурно предполагается больше грусти, есть такие, где требуется больше веселья. Искусство специально не концентрирует внимание на позитивном или негативном, оно работает по своим особым законам Отдельной Реальности. Ну в какой-то степени, конечно, оно отражает эпоху, дух времени. Финансовое положение артистов, на мой взгляд, к этому отношения не имеет. Достоевский написал «Преступление и наказание», чтобы отдать рулеточный долг. Что касается «творческой атмосферы в стране», она всегда очень разнообразна, обобщения всегда субъективны и неточны. Лучше обсуждать отдельных писателей, а тут мы сразу увидим, насколько всё сложнее и проще. По духу я, в любом случае, оптимист, и этим всё сказано. 

FUZZ: Опишите эффект, который Вам хотелось бы производить на слушателей в «краткосрочной» (сразу после прослушивания песен ) и «долгосрочной» перспективе? Ставите ли Вы перед собой целью всколыхнуть в людях всё лучшее и ослабить влияние худшего, сделав их человечнее, духовнее или ваше творчество более естественный, спонтанный процесс? 

Псой: В краткосрочной – поймать кайф, в долгосрочной – не забыть песню, полюбить её. Ставить цель улучшить людей своими песнями нескромно и неразумно. Улучшить человека может абсолютно любой опыт, если это счастливым образом может оказаться моя песенка, то для меня это радость и подарок, а спланировать такую вещь невозможно.  

FUZZ: А какую музыку слушаете сейчас? 

Псой: Несколько дней подряд слушаю альбом «Утроба» (2006) Петра Горьева и группы «Всё». Прекрасные, неожиданные тексты, отличные мелодии, аранжировки и звук, завидная свобода, радость, ирония в меру, без надоевшего «стёба», бодрит, радует, заставляет жить. Петя и все, спасибо! 

FUZZ: Видеоблогинг в последнее время активно развивается в России. Вы как неординарный и разносторонний артист, а так же активный интернет пользователь, не задумывались расширить свою деятельность в данном направлении? 

Псой: Абсолютно не мой формат. Я не чувствую себя блоггером или видеожурналистом, вообще журналистом. Если я иногда пишу колонки-эссе, то скорее в этот момент вижу себя писателем, а блог и тем более видеоблог тут не при чём, скорее подумываю об издании книги, сборника статей, эссе, хоть книга менее модная штука чем блог, но мне это более интересно. При этом я открыт для съёмок меня на видео, будь то лекции, каковых не много, или песни, фрагменты концертов, всё это легко попадает в ютьюб, вот вам и видео, пожалуйста, смотрите на здоровье.  

FUZZ: Как Вы относитесь к цензуре? Вы за неё или против?  

Псой: Конечно, я за цензуру. Без цензуры в прессе и масс-медиа наступил бы беспредел. Она была и есть во всех странах, и пускай будет дальше. Другое дело – как именно она функционирует, что считается подцензурным и так далее. Здесь надо пройти между Сциллой тоталитаризма и Харибдой какой-то ненужной вседозволенности. Суждения о том, когда в искуссте был расцвет, а когда застой, являются арбитрарными, это область «мнений». Вот принято говорить что при Брежневе был «застой». Или это только экономики касается? В культуре было тогда много интересных явлений, как цензурных так и запрещенных политической цензурой, но при этом всё равно культурно значимых. Гениальных певцов, артистов и поэтов, в традиционном смысле слова, сейчас нет, но это не из-за мягкости цензуры, а потому что во всём мире фигура, роль и статус «мастера культуры» немножко снижается, и причина этому – глобализация и Интернет. А всё равно есть великие дирижёры, архитекторы и так далее. Поэтому дело тут не в цензуре, а в других факторах, так мне кажется. 

В кофейне всё ещё многолюдно. Друзья и близкие артиста успели сдвинуть столы и сбегать за вином, ждут возвращения друга. Не смея больше отвлекать, мы с ним прощаемся. После сильной эмоциональной отдачи за сегодняшний вечер, Павел Эдуардович наконец сможет отдохнуть, отметить день рождения друга и вдоволь наговориться с друзьями.

Майя Азария

Комментарии
Отправить