Он ушел, но обещал вернуться
Вся смысловая хитрость нового альбома знаменитых норвежских электронщиков раскрывается уже на уровне обложки. Взглянув на нее один раз, можно вообще ничего не увидеть. Только черный фон с парой едва различимых деталей. Немного присмотревшись, понимаешь, что видишь очертания лиц. А если картинку осветлить, то, батюшки милостивые, на тебя смотрят два старика! На этом месте собственное лицо расплывается в улыбке. Да уж, чувства юмора у Röyksopp не занимать. Но смех гаснет буквально на первом треке.
Собственно, о хитрости. Изначальная задумка ребят была следующей: записать два противоположных во всех отношениях альбома и выпустить их с паузой в один год. Первый, под рабочим названием "Junior", должен был олицетворять весну, молодость и радость, второй, "Senior", – осень, старость и грусть. С одной стороны, танцевальный, зажигательный, насыщенный голосами известных шведских и не только исполнителей, "Младшенький", с другой – инструментальный, даунтемповый, чуть ли не на последнем издыхании, "Старик". В прошлом году "Джуниор" отхватил изрядную долю восторгов слушателей. С ним все понятно сразу. Кому нужен позитив и "дуги-дуги" (читай - танцы), тот станет накручивать "младшего" только так. А вот со "старшим" нужно внимание и терпение. Его следует прочувствовать ровно с такой же тщательностью, как при рассматривании обложки. Если сердце в данный момент не заходится от тоски, то, поначалу, будет довольно сложно принять то спокойствие, перетекающее в отчаяние, которыми дышит "Senior". А уж по принятии все встает на свои места, и только остается прийти к радостному выводу, что норвежцам действительно многое по плечу. Для того, чтобы поймать вас на крючок, им необязательно использовать наживку в виде вкусного червячка-вокалиста, будь то шведки Robyn или Карин Дрейер Андерсон из The Knife.
Кстати, о прекрасной Карин. У обоих альбомов есть связующее звено – музыкальная тема "Tricky". На "Junior" - с Андерсон. Сногсшибательный трек. На "Senior" лишь его инструментальная часть. Тут нельзя не признать, что с вокалом он все-таки лучше. Но, кто знает, каково было бы мнение, если бы нам изначально песню преподнесли в этой версии.
Далее по музыке мы имеем изрядную долю клавишной отчужденности, басовой меланхолии и гитарных слез. А еще - пространство. Много свободного пространства, проходящего в сознание подобно воздуху в надуваемый шар. Вдобавок, альбому присуща некоторое ощущение космоса. Тут лонгплей напоминает одинокую звезду в богом забытой галактике. Или космонавта, смотрящего на родную Землю в иллюминаторе и готового уже чуть ли не душу дьяволу продать, только бы вновь услышать шум дождя и сладостное пение птиц. Если бы космонавты могли слушать музыку на космических станциях (а, может, и могут), то трек "The Alcoholic" определенно подарил бы им секунды блаженства от шепота дождевых капель.
"Senior Living" примечателен тоскливой гитарой. Не в плане скучности музыкальной партии, а в плане эмоциональной передачи ощущения тягучей иссушающей тоски. В случае с тематикой альбома – тоски по молодым годам минувшим. Грамотный бит "The Drug" с качающим музыкальным рефреном прочно заседает в голове. А трогательная, выдавливающая слезы, "Forsaken Cowboy" с мягкими голосами, мерным постукиванием клавишных и ровным аккомпанированием труб, обрушивает на вас целую лавину чувств брошенного, в тон названию, позабытого человека. Ах, этот бедный, несчастный ковбой, покоряющий далекие страны, и напрочь оставивший надежду вернуться домой. Ждет ли его кто там? "The Fear", "Coming Home" и "A Long, Long Way" не отвечают на этот вопрос, но намекают, что все может быть. Как в положительном, так и отрицательном смысле. Ну а Ройксоппам рады не только на родине, в Норвегии, но и, пожалуй, в любой точке мира. Своими трудами, в особенности успешным воплощением Junior-Senior задумки, они теперь окончательно заслужили такую любовь.
Оксана Мелентьева
Фото://userapi.com/