В музыкальной жизни Британии есть два мощных годовых акцента. «Glastonbury» в июне и зеркальный «Reading – Leeds» в конце августа. И если первый приводит в чувство тех, кто не успел за конец мая и самое начало июня разогреться на первых европейских открытых площадках, то второй явно дает понять — все, — отпели, отплясали, прочувствовали и отлюбили очередное лето.
Оба фестиваля настолько абсолютны в своем авторитете, что билеты на них обычно расходятся задолго до полного объявления лайн-апов. «Reading», правда, в этом году подкачал, что немыслимо и странно. При широком выборе подтвержденных топовых групп, билеты были в продаже достаточно долго. Однако даже не громкие имена в заявке (THE STROKES, MUSE, 30 SECONDS TO MARS, MY CHEMICAL ROMANCE, OFFSPRING, PULP) были главной приманкой, ею стал единственный альбом одной из них.
В начале лета MUSE, претензии избалованных поклонников которых к сетлистам группы уже стали легендарны, неожиданно делают великую уступку. Они решаются сыграть альбом 2001-го года “Origin Of Symmetry”. Целиком и полностью, обещая даже сохранить порядок песен при исполнении, в ознаменование десятилетия альбома. Зачем такие почести второму альбому коллектива? Давайте посмотрим на него именно с нашей точки на временной оси. “Отпсиховав” на небольших площадках сильный, но еще не своего настоящего уровня альбом “Showbiz”, группа собирается с оставшимися душевными силами, и Беллами выплевывает в мир сгусток энергии, который мы теперь все знаем как «альбом с вилками», “Origin Of Symmetry”. Эта сверхновая осветила в буквальном смысле группу настолько, что их узнал весь мир, а участникам тогда было всего по двадцать три года. Еще каких-то два года, и Беллами начнет выяснять свои теологические и политологические проблемы на главной сцене «Glastonbury» с туром “Absolution”, базировавшемся на следующем за «Симметрией» альбоме, а в тот момент родилась не только популярность группы, но и фирменный стиль, из-за которого они получили с годами свой практически не уходящий от них статус «best live band». Если поклонникам MUSE предложить представить группу, они, скорее всего, выберут для этого DVD “Hullabaloo”, французский сет, основанный на “Origin Of Symmetry” 2002-го года. И будут правы: нигде потом на более шикарных площадках и с техническими разработками уровня NASA MUSE не смогут так преподать себя. Со временем песен с альбома в сетлистах становилось все меньше, звезда начала остывать, разваливаться на части, но ее энергия продолжала питать систему. Вряд ли так была бы страшна в своей мощи “Stockholm Syndrome” если бы не разжигали ее перед этим “Plug-In Baby” или ”New Born”. И какую всегда изысканную базовую ноту вносило “темное ядро” той сверхновой “Space Dementia”, как некоторым сетам не хватало горящего газа “Hyper Music” . Все это должно было снова зазвучать на фестивале «Reading — Leeds». Достойный повод сорваться из любой точки земного шара на Альбион.
«Reading», скорее всего, по старшинству, отобрал самую лучшую последовательность хедлайнеров. С точки зрения распределения ролей его лайн-ап был более логичным, чем у «Leeds». В первый день толпу разогрели MY CHEMICAL ROMANCE, во второй хорошенько развеяли, развлекли и окончательно привели в высшую степень фестивальной готовности PULP и THE STROKES, в третий выжали до конца MUSE. Не обошлось без традиционных проклятий английских фестивалей – дождь и, как следствие, месиво из травы и глины под ногами. Почти девяносто тысяч человек способны при соответствующих погодных условиях за несколько часов превратить любой английский газон в первоклассную грязевую ванну (спровоцированные ведущими «BBC», во второй день они даже в прыжке достигли маленького, но гордого результата по шкале Рихтера). Спасала только расторопность организаторов, умудрявшихся каким-то чудом успевать за ночь накидать соломы хотя бы в фан-зоны главных сцен, снять верхние слои почвы. К третьему дню вода отступила, вечерние выступления уже прошли на сухих площадках. Но, как бы ни затрудняли подобные неприятности передвижение по фестивалю и не сказывались на здоровье его участников, ничего не может по-настоящему остановить британцев в их любви к рок-музыке. Первый же сет пятницы это продемонстрировал в лучшем, хотя и слегка опасном виде. Количество “серферов” перед сценой «NME», которую “открывали” PULLED APART BY HORSES, учитывая ранний утренний час, не столько напрягало, сколько удивляло. А через один выход на ней уже вовсю звучали песни Майлза Кейна, которым аплодировали и подпевали даже первые ряды, в этот день упорно ждавшие THE VACCINES, заявленных ближе к вечеру. И когда новых кумиров Великобритании сменили NOAH AND THE WHALE и WHITE LIES, публика наконец-то перемешалась-сменилась.
Первый день в этой части фестиваля закрывал Лиам Галлахер и его BEADY EYE. А что такое Галлахер, любой из них, для Великобритании – понятно, много язвительных комментариев и при этом полная лояльность на концертах. Впрочем, это не единственное противоречие в данном случае. Лиам Галлахер продемонстрировал, что, наверное, является одним из немногих фронтменов рок-групп, которые могут сорвать шквал аплодисментов, стоя у микрофона… молча. Его эффектная пауза в конце сета вызвала именно такую реакцию. Разнообразием репертуара BEADY EYE еще похвастать не могут в силу недостатка материала, но уже, по слухам, обещали новый альбом.
На другой сцене, главной, тем временем выбивался из сил на фоне красивейшего оформления сцены Джаред Лето в попытке получить от этой публики такую же отдачу, как и на сольных концертах. Номер проходил с трудом. На фан-зону поклонников набралось, и они даже подпевали, но по сравнению с тем, как подпевали хедлайнерам двух других дней, MUSE и PULP, можно даже сказать, что в ответ Лето чаще получал тишину, чем что-либо другое. Впрочем, 30 SECOND TO MARS и не были хедлайнерами, за ними выходили MY CHEMICAL ROMANCE, долгожданные и в последнее время полюбившиеся британской публике. Начав с удалого, но несерьезного хита «Na-Na-Na”, американцы продолжили более каноническими номерами, успешно добравшись до кульминации своего выступления — на сцену вместе с ними вышел Брайан Мэй, чтобы над фестивалем прозвучала “We Will Rock You” . Знаменитую песню группы QUEEN принять в Англии плохо не могут. Особенно если учесть, что пару часов назад публика перед другой сценой с потрясающим единением и мастерством исполнила под фонограмму полностью “Bohemian Rhapsody”.
Субботу начинали уже не так бодро, как днем раннее, слишком много сил отнимает подобное приятное, но иногда слишком активное времяпрепровождение. Спокойные сеты SEASICK STEVE и TWO DOOR CINEMA CLUB были прекрасной прелюдией к «легкому» дню фестиваля, со сложной иерархией на главной сцене, где ждали на этот раз сразу двух хедлайнеров. В процессе разве что популярные в Лондоне THE KILLS смогли “оттянуть” на себя тех, кто был расположен увидеть и услышать как можно больше, и, за компанию, они же остались на прочий субботний набор у сцены «NME», хорошо входящий в понятие “музыка, звучащая в английском магазине”. Ненавязчивые инди-группы, которые, может быть, каким-нибудь чудом доберутся до главной сцены в ближайшем будущем, когда у «стадионников», будут выходные или долгосрочные отпуска по состоянию здоровья, автопарка или газона перед домом. Конечно же, это не касается CRYSTAL CASTLES и JANE’S ADDICTION. Но им не повезло, в отличие от первого дня, второй и третий дни были ориентированы на главную сцену, где, после не отличающихся особой яркостью THE NATIONAL, а также не отличающихся большим разнообразием в песнях MADNESS, разыгрывали в этот вечер товарищеский матч по “хедлайнерству” PULP и THE STROKES.
И вот только в этом «Reading» уступил «Leeds», пропустив на позицию лидера THE STROKES, тогда как в воскресенье на другой площадке весь фестиваль закрывали PULP. Касабланкас и компания более чем заслуживают первой позиции, и их великолепный сет, в котором, кстати, было не слишком много песен с последнего альбома, это показал. Как и то, с каким напором многочисленная армия давних поклонников рванула в фан-зону перед их выходом. Однако в то же время и большое количество людей покинуло не только фан-зону, но и территорию фестиваля сразу после ухода со сцены PULP, скорее всего, чтобы не портить себе впечатления. Слишком яркие, слишком другие. Все было в выходе Джарвиса и его группы в этот вечер гротескно слишком хорошим. И возвращенные к жизни в этом году песни PULP пели тысячи голосов, а “Common People” искрилась над полем лучше любого фейерверка. После такого выступления Касабланкасу потребовалась далеко не одна песня, чтобы настроить фестиваль на свой лад.
А на следующий день THE STREETS с их закрывающим сетом на сцене NME пришлось и вовсе туго, так как соперник у них по привлечению внимания был не по силам многим и очень многим. Впрочем, в компании у них по недобору аплодисментов был и Пит Дохерти. Более чем напряженное движение изначально планировалось только перед главной сценой. Не отпугнули ни, мягко говоря, весьма «нефестивальные» INTERPOL, ни чудовищный по количеству вовремя отловленных великолепной охраной фестиваля “серферов”, опасный для нахождения в радиусе поражения выплескивающейся реакцией любителей “волн” сет ENTER SHIKARI. Возможно, за счет того, что их разбавили выступления спокойных ELBOW и практически танцевальных FRIENDLY FIRES.
А потом на сцену вышли MUSE и сыграли “Origin Of Symmetry”. Как и обещали, песню за песней. Не поленившись сделать им приемлемое, хотя, что уж там, по меркам фестиваля блестящее оформление, отстроив «вилки» на сцене, стилизовав ее под обложку альбома. И пусть Беллами местами ускользал от исполнения фрагментов некоторых своих же вокальных партий, но “Space Dementia”, “Dark Shines”,”Megalomania” и “Bliss” вспыхнули и в последний раз и догорели в небе над Темзой достаточно впечатляюще, чтобы публика периодически забывала подпевать, а только слушала и запоминала. Потому что условием такого подарка было то, что больше эти песни играть не будут. Впрочем, чтобы не делать из вечера печальной церемонии, ранее говорив только о небольшом выходе на бис с парой хитов, MUSE отыграли еще и полноценный сет в девять песен, состоявший практически только из “боевиков” – “Hysteria”, “Time Is Running Out”, “Supermassive Black Hole”, раздавив мощью звука «Reading» и закончив этим фестивальный европейский сезон. А «Симметрия», та самая «сверхновая», будучи уже разодранной на части и присоединенной к другим звездам, написанным MUSE в последние лет пять, — она сгинула, как это показал более горячий прием второй части сета группы, в той самой “черной дыре”. Но где-то глубоко внутри каждого следующего концерта MUSE все равно будут скрыты ее осколки, и этой даже малой части их энергии хватит еще не на один стадионный тур и уж точно на десяток-другой выступлений на фестивалях такого уровня, как английский «Reading».
Фото: Александр Турбанов
Б. С.