Роберт Плант. Everything still turns to gold

27 июня 2013 года, 18:19 0
27 июля Роберт Плант выступил в Петербурге в третий раз - до того он приезжал к нам в ноябре 2002 года и в апреле 2005-го.

Для просмотра видеоролика Вам необходимо установить последнюю версию плеера Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Пора бы, кажется, привыкать уже. Но привыкнуть не получается. И не только потому, что он велик и легендарен, что он "голос LED ZEPPELIN" (это определение до сих пор кочует по пресс-релизам), до сих пор исполняющий те самые песни, и его присутствие здесь, на расстоянии почти что вытянутой руки всё еще воспринимается как сбывшийся сон, вымоленное чудо. В основном дело в том, что он все время другой - неожиданный, непредсказуемый, не такой, как мы думали.

 В принципе, это нормально (LED ZEPPELIN не записывали похожих альбомов, не играли одинаковых концертов, а сам Плант за тридцать лет сольной карьеры погулял по стилям и веяниям мировой музыки еще более широко) - и, тем не менее, это всегда ошарашивает. Можно, конечно, изучить сет-листы и внимательно послушать альбом, в поддержку которого Плант катает тот или иной тур, и получить какое-то представление о том, что предстоит услышать. Но услышишь все равно не совсем то, что планировал. Или совсем не то.

В первый раз, впрочем, Плант привез нам тот материал и саунд, которого наверняка ждали и жаждали все: в основном классику LED ZEPPELIN, спетую и сыгранную полностью так же, как на пластинках и видеозаписях, с поправкой разве что на другой состав и, если кто заметил, на дистанцию. Во второй раз, приехав всё с теми же STRANGE SENSATION, он рассказал о своих нынешних (на тот момент) интересах и пристрастиях, подав и старые свои песни, и свежие в единой новой манере, сочетавшей корневой блюз с жесткой ориенталистикой. И уже тогда было ощущение, что народ узнавал обожаемые нетленки в лучшем случае к середине - настолько необычно они звучали. Сейчас на вступительную "Black Dog" публика и вовсе почти не отреагировала - а ведь, казалось бы, одна из самых известных цеппелиновских вещей. А всё потому, что не только группа другая, но и кардинально сменился стиль. И к Планту, исполняющему глубинное американское кантри, мы адаптироваться еще не успели.

 Начать, наверно, надо даже не с группы, а с разогрева, который хоть и был принят очень благосклонно, но, зуб даю, большей части питерской публики оказался в диковинку. Разогрев являл собой дуэт (вообще-то трио, но бас-гитарист недавно куда-то делся) под названием NORTH MISSISSIPPI ALLSTARS. Это братья Дикисоны, Лютер и Коди, из Мемфиса, штат Теннеси - оба достаточно известные и опытные музыканты (Лютер, в частности, несколько лет играл в THE BLACK CROWES). Исполняли то, что у них на родине называется "Миссисипи кантри-блюз", причем, несмотря на внешнюю скудость выразительных средств (гитара плюс барабаны - с вкраплением короткого акустического сета на две гитарки), очень уверенно и драйвово. У Лютера, кстати говоря, кроме стандартных, в арсенале имелись всякие хитрые инструменты, обычные для жанра, но малоизвестные здесь - cigar box guitar, например, или же Supro lap steel 1957 года. Это не я такая умная, а Интернет и друзья-гитаристы подсказали - как и то, что в течение 40 разогревательных минут NORTH MISSISSIPPI ALLSTARS сыграли как свои песни, так и разные каверы, в том числе, возможно, на какую-то песню Боба Дилана. Опознано не было, похоже, ничего. Тут засада не только в том, что разогрев обычно слушается в пол-уха - и это Дикинсоны, кстати, отлично понимали, хоть и пожертвовали ради возможности открывать пяток европейских плантовских концертов несколькими собственными плановыми выступлениями в США и Канаде. Просто мы, несмотря на многолетнюю и страстную любовь к западному и, в частности, к американскому року, совершенно не знаем другую американскую музыку - ту, что выходит так или иначе за рок-н-ролльные рамки.

 В общем-то, это не стыдно - американцы тоже нашу народную музыку не знают, а уж русский рок и тем паче - но, тем не менее, стоит поблагодарить Планта еще и за то, что он, вольно или невольно, принес нам еще и такую информацию. И уж тем более полезно было познакомиться с участниками его нынешней группы BAND OF JOY, по американским меркам суперзвездной: Бадди Миллер (гитары) и Патти Гриффин (бэк-вокал) имеют в активе даже "Грэмми", Даррелл Скотт (гитара, банджо, мандолина и прочее) - тоже успешный соло-артист, а басист Байрон Хауз и барабанщик Марко Джиовино хоть и не имеют собственных проектов, но крайне востребованы как сессионные музыканты. Все они, кстати, нэшвилльцы (кроме Патти), что понимающему человеку скажет о многом. При этом не возникает особых вопросов, с чего бы им вздумалось отвлечься от своих музыкальных дел и уже второй год работать с Плантом - как в студии, так и на концертах. Это тот самый случай, когда статус, слава, звездность лидера группы пусть и не исключаются из уравнения, но не играют решающей роли. Основное тут - прекрасный материал и радость сотворчества. И еще, наверно, отношение Планта к коллегам, потому что хоть и очевидно, что он тут главный, что без него ничего бы не придумалось, не случилось, сыгралось и записалось, он искренне любит свой нынешний состав и гордится им. Вполне естественно, что раз Миллеру, Скотту и Гриффин есть что показать публике, им предоставляется возможность исполнить в рамках концерта собственные вещи, но очень трогало, что Плант каждый раз отдельно просил обратить на них внимание: я-то, мол, уже в который раз в Петербурге (который он называл "Сейнт-Питс"), а они здесь впервые, так послушайте же их, они крутые. И отступал назад, брался за губную гармошку и акустическую гитару, задушевно пел бэки, становился всего лишь рядовым музыкантом своего бэнда. Конечно, это во многом игра - кто и когда способен потерять из виду Планта, даже на фоне сколь угодно талантливых артистов? - но игра чрезвычайно честная  и подкупающая. И красивая.

 А они, его музыканты, и вправду крутые, причем не только в сольной своей ипостаси (особенно впечатлила Патти - теперь бы приехать ей к нам с сольным концертом, что ли). Поражала не только абсолютная выверенность и слаженность исполнения каждой вещи - та непринужденность, которая достигается  годами упорного совершенствования - но и высокая простота этой музыки, этих аранжировочных решений. В сущности, любой из них не играл ничего особенно сложного, не щеголял навороченными соло, вообще никак себя не выпячивал - они работали все вместе, и все вместе они создавали плотный, качающий и одновременно ажурнейший, изысканно прозрачный звук, где каждая мелочь на месте и ни одна не лишняя, все работают на результат. Особенно показательной в этом плане стала "Ramble On" с длиннейшей инструментальной серединой, ни капли не похожая на оригинальный цеппелиновский вариант, но ничуть не менее увлекательная, очень напоминающая спонтанный джем, импровизацию на заданную тему - будто бы не сочиненную конкретными авторами, а вытащенную из кантри-фолковых архивов. Собственно, и "Black Dog"-то мало кто узнал именно потому, что и она теперь сделана как кантри-номер, легкий и совершенно не агрессивный. Более привычно в таком саунде звучали "Bron-Y-Aur Stomp" (почти как на знаменитых концертах в Эрлс Корте в 1975 году - смотрите DVD, сравнивайте), "Thank You", хулиганская "Black Country Woman" (ее Плант к нам прежде не привозил, да и вообще, по-моему, не исполнял вне LED ZEPPELIN) и, естественно, "Gallows Pole" на бис со всем своим положенным разносом и отрывом. Немного странно, что Плант не стал воссоздавать с этим составом "Battle Of Evermore" - и инструментарий подходящий, и Патти Гриффин ничуть не хуже Сэнди Дэнни, а уж тем более Наймы Ахтар, и это тот же самый английский фолк, который легко перевести на американские кантри-рельсы. Тем более что, как в очередной раз выяснилось, вообще все цеппелиновские вещи чрезвычайно пластичны - их можно исполнять в любой стилистике и на любых инструментах, делать с ними что угодно; они будут звучать иначе, но ничуть не хуже. При том, конечно, условии, что менять их будет тот, кто эти песни в свое время сочинил. "Я рад представить вам вот такую музыку, после того как много лет исполнял другую", - сказал он совершенно искренне. И название его группы, хоть и пришедшее из тех времен, когда он действительно играл совсем другую музыку, очень хорошо описывает то, что Плант делает сейчас. И, что важнее, объясняет, зачем он это делает.

 Был в концерте, разумеется, и плантовский сольный материал, причем мы его тоже раньше не слыхали вживую - "In The Mood" со второго альбома, "Down By The Sea" c "Fate Of Nations"; обе вещи ни в коей мере не кантрюшные изначально, да и сейчас сыгранные довольно близко к исходникам, но вполне органично уложившиеся в программу. Была "Please Read The Letter", прозвучавшая куда выразительнее в дуэте с Патти Гриффин, нежели с Элисон Краусс. Были песни с последнего альбома, из которых чуть ли не самая лучшая - колдовская "Monkey", еще один пример того, как изумительно Плант делает каверы, вытаскивая из безвестности чей-то добротный, но недостаточно убедительно реализованный материал. Впрочем, и чужие вполне себе хиты он исполняет так, что оригинал потом слушать не слишком интересно. Он до сих пор превращает в золото всё, чего касается. Тут речь опять не о славе, статусе или деньгах, а всего лишь о таланте. И о голосе, конечно. Я еще ни слова не сказала о том, как Плант пел, потому что рассказать об этом по-прежнему невозможно. Даже и пытаться не буду.

 Где-то в середине концерта он внезапно сказал "Спасибо" - очень просто и совсем без акцента. И почему-то именно это пробрало до костей. Но это как раз мелочь - человек с безупречным слухом может при желании воспроизвести любые слова на любом языке. Суть же в том, что Плант не только снова продемонстрировал нам себя и свое творчество с непривычной стороны, развернув еще одной гранью, но и на практике доказал необходимость неуклонного движения вперед, постоянного освоения новых территорий. Он постоянен лишь в одном: ему по-прежнему интересно меняться, интересно делать открытия и делиться ими со слушателями. И те, кто любит и понимает, с радостью и благодарностью принимают его дары. А если кто-то не понял, имеет смысл научиться. А "Stairway To Heaven" и так никуда не денется - её, в конце концов, всегда можно послушать на пластинке.

Сет-лист

Black Dog
Down By The Sea
Angel Dance
Houses Of The Holy
House Of Cards
Somewhere Trouble Don't Go (Buddy Miller)
Monkey
A Satisfied Mind (Darrell Scott)
Thank You
Getting Ready (Patty Griffin)
Black Country Woman
In The Mood
Please Read The Letter
Misty Mountain Hop
Ramble On
------------
Bron-Y-Aur Stomp
Gallows Pole


Организатор: "PMI"

Фото автора и Владимира Смирнова

Екатерина Борисова

Комментарии
Отправить
В пятницу Роберт Плант, Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс провели в Лондоне пресс-конференцию, посвящённую выпуску фильма-концерта Celebration Day.
05.03.2013, 13:30
Sensational Space Shifters — так называется новая группа Роберта Планта из Led Zeppelin. В группе собрались музыканты бывшего проекта Планта Strange Sensation.
17.04.2012, 17:43