Сыворотка правды. Плагиат

7 июня 2010 года, 12:31 0
Много лет отечественные музыканты лишь транслировали дух заграничного рок-н-ролла. Тем самым обучив слушателя определенному методу познания той сферы поп-искусства, доступ в которую был закрыт для советских масс по известным причинам. Однако прошли годы, а в стране по-прежнему популярнее всего фолк-рок. Прошли годы, а бомонд по-прежнему тащит у «них» и мелодии, и модели сценических образов. И как оправдать многочисленные заимствования перед хорошо информированным поколением мобильного Интернета?
Сыворотка правды. Плагиат
Пока нет такого препарата, который заставил бы отечественных пророков выдавать грехи свои и соседа. Во многом благодаря многолетней традиции пародии на западные песенные образцы современный российский рок-мейнстрим сегодня не представляет всего многообразия разветвленной рок-культуры. 
С начала было слово
Славную школу копирования основали советские ВИА. Оркестры были призваны развивать души исключительно посредством слова, а не музыкального звука. В 1983 году коллективу ЗЕМЛЯНЕ чуть было не удалось выпустить магнитоальбом с точным переводом песни AC/DC «Whole Lotta Rosie» (1978), однако по идеологическим соображениям текст был изменен, и запись вышла под патетическим лозунгом «Крепче Держись!». ВИА ЦВЕТЫ, в свою очередь, сделал скромную, но очень уважительную к оригиналу кавер-версию «Отеля Калифорния». Песня вошла в историю советской грамзаписи под названием «Летний Вечер».
Обряды мира
Когда запретное западное гуманитарное знание только начало проникать в страну, русский мистик-компилятор Борис Гребенщиков, придающий использованию ссылок на известные произведения ритуальное значение, записывал пластинки «Табу» (1982) и «Радио Африка» (1983). БГ показал всем «Рок-н-Ролл Мертв», являющуюся «Ghost Dance» Патти Смит («Easter», 1978), и песню THE STRANGLERS «Princess Of The Streets», названную «Береги Свой Хой». В числе наиболее бесстыдных, удачных и полезных для общественности подражаний АКВАРИУМА стоит назвать также композицию «Плоскость» (1980), вообще-то принадлежащую Брайану Ино и носящую имя «Here He Comes» (1977) и, конечно, близкий к концертному образу исполнения оригинала вариант «The End» THE DOORS, проходящий под наименованием «Мы Никогда Не Станем Старше».
А Майк Науменко очень любил Боба Дилана и свой алкогольный психоз. Артист скопировал «Queen Jane», написанную Диланом в 1975 году, и записал русскоязычную версию «The Memphis Blues Again», ставшую песней «Уездный Город N». ЗООПАРК не гнушался и наследием Чака Берри: «DK Dance (Мажорный Рок-н-Ролл)» — это ничто иное как «Reelin’n’Rockin». Любимый же номер «Дрянь» создан явно не без влияния Лу Рида и его «Baby Face». Впрочем, корневой нью-йоркский панк — и сейчас один из самых респектабельных, но и опасных источников вдохновения. Даже группа ТАРАКАНЫ!, беспрестанно хвастающаяся идейной близостью с THE RAMONES, все же пугается прямых заимствований.
Кстати, нельзя не уличить в заимствованиях и КИНО. Но музыкантов явно больше будоражили THE SMITHS, нежели эпитафный панк THE CURE, как принято считать. В любом случае, чтобы в полной мере походить на тех либо других, КИНО не помешало бы чаще использовать в записи живые барабаны. Группа пыталась снимать ритм-секцию THE CURE: чтоб убедиться в этом, стоит послушать «Seventeen Seconds». Однако должного развития изыскания Виктора Цоя не получили. Треки THE CURE «Three Imaginary Boys», «A Forest» оказали мощное влияние на запись альбома «Это Не Любовь», но скорее в плане аранжировки и образного построения звучания. Немного дальше в «сотрудничестве» с Робертом Смитом зашли музыканты АЛИСЫ. Композиция «Театр Теней» — это абсолютное заимствование инструментально-мелодической части «Kyoto Song», которая звучит в альбоме THE CURE «The Head On The Door». Основатели алко-гот-формации АГАТА КРИСТИ тоже обчистили главных кредиторов. Для своей работы 1996 года «Ураган» братья Самойловы сделали неавторизованный кавер на «Fascination Street» THE CURE (альбом «Disintegration»). Песня «Корвет Уходит В Небеса» — структурная и мелодическая калька известного трека. 
Российский рок перестроечной эры отличался отсутствием оригинальной гармонии — помимо пластинок Смита, от внимания наших соотечественников пострадал альбом PINK FLOYD «Animals» (1977). АЛИСА назвала «Sheep» «Землей» (1987); харьковский музыкант Сергей Кочерга, а за ним Чиж постарались над текстом и мелодической линией «Pigs On The Wing» — так появилась песня «Дверь В Лето». К аномалиям переходного периода стоит отнести «Титаник» в исполнении НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА, трогательно похожий на «Don’t Tell Me» VAN HALEN, и, несомненно, курехинский саундтрек к «Господину оформителю». Мастер позволил себе повеселиться и между делом полностью снял «Lark’s Tongues In Aspic. Part 3» KING CRIMSON.
Бездуховное
Представители самого экспансивного отечественного фолка имеют несчастье по сей день сваливать в кучу духовность и душевность и не держать дистанции. Вот что мы имеем вместо работы над ошибками: группа ЧАЙФ уверенно поставляет на рынок интерпретации американских радиохитов. Параллели вроде «За Полшага» — «I Can’t Move» (Everlast) и «Кончается Век» — «The Kids Aren’t Alright» (THE OFFSPRING) вгоняют слушателей в краску. Последняя песня гораздо лучше получилась у ТАРАКАНОВ!, которые назвали скрытую кавер-версию «Я Смотрю На Них» и даже потрудились над ритмом и адаптацией перевода текста к российской реальности. 
Песня Чижа «О Любви» с каждым годом привлекает все больше юных душ. Чиграков, натурально как крутой, написал свой собственный текст для «Let It Be» THE BEATLES. А вот Максим Леонидов, напротив, воспользовался лирикой MASSIVE ATTACK для создания образа пресловутой «Девочки-Видения». Речитатив «Safe From Harm» («I was lookin’ back to see if you were lookin’ back at me to see me lookin’ back at you») и мелодическое решение куплета сближают трип-хоперов с производителем быстрых шлягеров.
Духовное
Развитие чужих идей не всегда выглядит столь токсичным и невежливым. Артист в позиции поклонника опальной знаменитости либо медиума способен совершать довольно любопытные открытия. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА использовала гармонии SEX PISTOLS. В песне «Харакири», продолжающей тему и лирический мотив «Submission», возникает фантом Сида Вишеса. Ну, а русская «Anarchy In UK» («Дите» с альбома «Мышеловка») звучит как весьма адекватная копия. Текст явно был инспирирован словами Лайдона.
Группировка ЛЕНИНГРАД остроумно использовала партию гармони из «Chronologie 6» Жана-Мишеля Жарра а гимне обреченности «Мне Бы В Небо». Эдуард Старков, работавший шаманом в группе-легенде ХИМЕРА, неоднократно цитировал METALLICA. Для ленты 1992 года «Фантазеры» команда записала экзотический фолк-хардкор «Клоп Семен», при ближайшем рассмотрении оказывающийся песней «Sad But True». А один из главных треков ХИМЕРЫ, «Zudwa», содержит в себе признаки ритмического и мелодического строения культовой «Bela Lugosi’s Dead» BAUHAUS.
Риффы с милого сердцу соотечественника релиза МЕТАЛЛИКИ «Metallica» 1991 года можно обнаружить в композиции ЧЕРНОГО ОБЕЛИСКА «Меч» («Welcome Home») и в «Каникулах» развлекательной банды S.P.O.R.T. («Enter Sandman»). Кстати, знаменитая «Я Остаюсь» Крупнова с ЧЕРНЫМ ОБЕЛИСКОМ является кавером на «One Step Beyond» команды MADNESS («One Step Beyond», 1979).
Распознавание образов, слияние и поглощение
Так называемый рок-попс стал для одних слушателей глотком воздуха, иным же показался явлением, разорившим светлый образ далекого Бритпопа, обычной классики и модной новой музыки.
Земфира воспользовалась помощью «Roads» PORTISHEAD («Dummy», 1994) в сочинении трека «Не Пошлое» для своего дебютного альбома. Затем дидактическим материалом артистке служили «You Showed Me» LIGHTNING SEEDS («Искала») и «Kashmir» LED ZEPPELIN («Траффик»). ЧИЧЕРИНА запросто использовала тему THE CURE «Friday, I’m In Love» для легкомысленной песни «Блюдца». Наглый и почти талантливый плагиат сделал известной группу МАША И МЕДВЕДИ. Музыканты записали «Creep» с альбома «Pablo Honey» RADIOHEAD в ином темпоритме, оставив коренную гармонию и мелодию. «Любочку» давно знают все. 
БИ-2 искусно подали «For А Film» RADIOHEAD в виде «Волков» и «Close To The Flame» HIM как «Прощай, Берлин». Гитарные партии номера «Феллини» подозрительно смахивают на «Beetlebum» с одноименного BLUR альбома (1997). Все вышло в лучшем виде, потому что БИ-2 — приличная группа. 
МУМИЙ ТРОЛЛЬ тоже могут похвастаться удачной находкой — их «Девочка» повторяет «Sоmething Changed», записанную для пластинки PULP «Different Class» 1995 года. А вещь «Стекла» из альбома «Меамуры» звучит подобно «Looking For The Summer» Криса Ри.
Невыносимая жестокость
На телевизионной эстраде все просто: хмурые и злые от творческой нереализованности и большого бабла авторы и аранжировщики не упускают возможности украсть что-нибудь ненужное у какой-нибудь нищей группы. Или у очень богатой группы. Что-нибудь, что можно мгновенно продемонстрировать на местном Маппет-шоу. Таким образом, получается, что в композиции «Ой, Люли Мои, Люли» трио ФАБРИКА пробивается чуть придушенная версия «Death Car» Игги Попа, а припевы проекта ДЕМО напоминают исключительно THE ROLLING STONES. 
Почему-то новые герои кабацкого музицирования со стадионным размахом BILLY’S BAND с удовольствием рассказывают о том, как любят играть песни Тома Уэйтса, а Константин Кинчев не рассказывает о том, что АЛИСА в последнее время записывает песни RAMMSTEIN. Работа АЛИСЫ «Изгой» основана на канонических образцах германского поп-метала. Трек «Звери» одновременно тянет на перевод «Tier» (RAMMSTEIN — 1997) и версию «Donna To The Rescue» Бобби Принса. Рефрен и риффовка песни «Изгой» — ничто иное как «Adios» (RAMMSTEIN-2001), а риффы «Моей Войны» копируют «Live Like A Man» периода пластинки CLAWFINGER «Zeros And Heroes» 2003 года выпуска. Все это чертовски приятно.
Кстати, участники МАШИНЫ ВРЕМЕНИ тоже могли бы извиниться за заимствованное у DEPECHE MODE гитарное вступление к песне «Эпоха Большой Нелюбви» с альбома «Часы И Знаки» (1999). Мы ведь знаем «Personal Jesus» слишком хорошо. 
Электронная копия
DEPECHE MODE, священная корова советских экспериментаторов, сперва зажевала пленки ТЕХНОЛОГИИ — группы, создавшей первый плагиат на электронный тогда еще квартет. Песня «Question Of Time» проходит у ТЕХНОЛОГИИ под кодовым названием «Все, Что Ты Хочешь». Каждая уважающая себя современная синти-поп-команда, будь то OPIUM или MODULE, отлично усвоила мелодические уроки Мартина Гора. Проект ARRIVAL — настоящие террористы неавторизованных сэмплов. Их произведение «From Moscow To Krasnoyarsk» густо замешано на инструментальных фрагментах «Cherry Twist» THE CRYSTAL METHOD. Раскрепощенным применением сэмплов отличается также электро-панк-формация СПИРАЛИ, основатели которой грубо и неточно, но все-таки пересняли ритмическую сетку «Firestarter» THE PRODIGY для своего «Протеста». СПИРАЛИ также стянули петли у ATARI TEENAGE RIOT и THE CHEMICAL BROTHERS для опуса «Фанки-Панки».
Со времен МАЛЬЧИШНИКА Дельфин обучен правильному использованию чужого композиторского опыта. Песня THE CURE «Close To Me» — это ведь материнская копия «Клавы». Во время записи сольных альбомов «Глубина Резкости» и «Не В Фокусе» артист точно вдохновлялся теми же THE CHEMICAL BROTHERS. Композиция «Радиоволна» запрограммирована и аранжирована в точности как «Ray Of Light» — плод сотрудничества Уильяма Орбита и Мадонны. Дельфин неоднократно обращался и к депрессивным американцам: «Winter» Тори Амос (альбом «Little Earthquakes», 1992) инспирировала клавишные партии для трека «Молоко», а композиция «Mr. Superstar» группы MARILYN MANSON («Antichrist Superstar», 1996) подарила песне «Я Буду Жить» гитарную фразировку. Группа MORPHINE тоже подвергалась атакам Дельфина: песня «A Head With Wings» («Cure For Pain» 1994) подарила сэмпл саксофона для его «Дилера» и тему для «Я Люблю Людей». «Медляк» слишком напоминает «Fast Car» Трейси Чепмэн («Tracy Chapman», 1988), а «Ласты», очевидно, являются неаккредитованной кавер-версией «Bucephalus Bouncing Ball» с альбома APHEX TWIN «Come To Daddy» (1997). То же самое можно сказать о песне «Художник» — эта вещь отдает дань треку «Bull In The Heather» SONIC YOUTH, а сэмпл из «Macbeth» CICCONE YOUTH (SONIC YOUTH) использован в создании композиции «Один На Один». Гитарные партии для «Мы» и «Собака» позаимствованы из «Small Black Flowers That Grow» MANIC STREET PREACHERS (альбом «Everything Must Go», 1996) и «Stealing Fat» THE DUST BROTHERS («Fight Club» OST) соответственно.
Страх преодолей
АРИЯ сооружает свои металлоконструкции по британским планам. Так было и так будет. Артистический дуэт Холстинина и Дубинина с самого начала своей карьеры справляется с композициями новой волны британского металла путем простого наложения русскоязычного текста. В основном, переработанные версии появляются через год-два после релизов IRON MAIDEN. Примерный список достижений АРИИ в области популяризации песен заграничных металлистов составляет более двух десятков наименований. Самые потрясающие открытия ждут слушателя при сравнении композиций IRON MAIDEN «Wasted Love» (1992) и «Ангельская Пыль», «Hallowed Be The Name» и песни, в русском прокате называющейся «Ночь Короче Дня», «Jawbreaker» JUDAS PRIEST и «Встань, Страх Преодолей». Гитарные риффы и сольные партии, сочиненные Стивом Харрисом, в разнообразии представлены АРИЕЙ в треках «Это Рок» («Powerslave»), «Дай Жару» («Can I Play With Madness»), «Дьявольский Зной» («From Here To Eternity»), «Ночь Короче Дня» («Seventh Son Of The Seventh Son»), «Зверь» («The Apparition»), «Прощай, Норфолк» («Only The Good Die Young»). Немного перекомпилированная композиция «Tailgunner» стала «Королем Дороги», «Heaven And Hell» с одноименного альбома BLACK SABBATH 1980 года — «Волонтером». Специально для потенциально хитового трека «Штиль» музыканты АРИИ точно воспроизвели такое редкое для IRON MAIDEN соло на акустической гитаре, неожиданно появлявшееся на пластинке «Killers» (1981) в песне «Prodigal Son». Легендарный припев «Don’t Cry» GUNS N’ ROSES неплохо подошел «Осколку Льда», а не менее легендарное гитарное соло «Ordinary World» DURAN DURAN пришлось в пору «Потерянному Раю». Участники АРИИ никогда не стеснялись своих наклонностей, считая непреодолимое желание немного обобрать любимую команду вполне здоровым явлением. Надо сказать, и IRON MAIDEN на них отнюдь не обижаются.
Что ж, не только художества IRON MAIDEN столь привлекательны. Песни THE CURE или инфернального барда Лу Рида, колдовской бит MASSIVE ATTACK аддиктивны — на них в буквальном смысле можно подсесть и утащить пару идей с собой в студию. Но если артист не одержим манией творческого саморазрушения, то сможет остановиться вовремя.

FUZZ 1 2009 

Комментарии
Отправить
Легендарной хип-хоп группе было предъявлено обвинение в плагиате.
19.03.2013, 10:07