Расскажите о том, как пришли к диджейству.
Я начинал с клуба La Plage & Mad Wave. В то время появилась программа Володи Фонарева на радио «Максимум», на «Европе плюс» уже была программа Миши Ворона и Маши Малос «Петербургский микс». Тогда же появился Леша Цветкоff. Я всех слушал, и затем это переросло в то, что я сам начал заниматься музыкой.
Я не ходил ни в какие школы, а перенимал все, что мог вытащить у двух людей в клубе Mad Wave — DJ Chori и DJ Div. Они казались мне кладезью всего! Я провожал их домой, и пока мы шли, узнавал полезную мне информацию.
Нужны ли связи для того, чтобы добиться больших вершин?
- Связи нужны везде. Но связи мы все зарабатываем при помощи своего таланта, терпения и старания. Взять, например, мое становление. Я познакомился с Div’ом, показал ему, что я очень хочу быть в этом, и он, видя это, тоже начали мне помогать по возможности. Когда вы талантливы, активны, целеустремлены – вы сами начнете обрастать нужными знакомствами. Связи, конечно, нужны, и чем больше их будет, тем лучше: проще будут решаться какие-то вопросы. Другое дело, что имея связи, мы никогда не попадем на первое место Beatport’а.
Feel рассказал, как заработать связи на примере «Музторга»:
- Если нет связей, ты их зарабатываешь. Ты идешь в магазин «Музторг», подходишь к продавцу и у тебя уже связь! Просишь позвать администратора. И ты уже налаживаешь связь не с продавцом, а с администратором! В общем, надо отметиться. В следующий раз, когда ты зайдешь, тебя уже будут немножко побаиваться, потом поймут что ты нормальный, и начнут здороваться. В следующий раз вам дадут скидку и т.д. Только сначала купите что-нибудь! «смеется» Вот пример налаженной связи. Это что касается магазина «Музторг».
Дальше разговор подошёл к размышлениям о диджейских школах:
Есть N-ное количество школ. Мне сложно посоветовать какую-либо — я не знаю, какие ди-джеи оттуда выходят. Мы должны понимать, что если идет разговор просто о школе диджеев, то это как автошкола. Школа, которая учит плавно отпускать сцепление, чтобы машина поехала. Автошкола вам не обещает, что вы будете водить, что у вас будет машина. Здесь – то же самое. Эта школа учит делать так, чтобы одна композиция подошла к другой – вот мы её и свели! Никто ничего не обещает.
Ди-джейским школам приходится выкручиваться, давать какие-то сертификаты, которые никому не нужны. Всё, что вы можете представить по окончании школы — это ваши знания. То, что вы владеете материалом или не владеете. И связи тоже можно найти в школе.
Какое оборудование вы могли бы посоветовать для начинающих ди-джеев?
- Для написания нужен компьютер. Больше ничего. Дорогие мониторы — не обязательно, 49-клавишную midi-клавиатуру — хорошо, но тоже не обязательно. Это все условности. Если ты знаешь, как звучит Armin Van Buren из твоего ноутбука, ты сможешь из этих же колонок получить нормальный звук. Я не говорю, что он будет супер, но он будет нормальным, если к этому приложить некоторые усилия. Все что нужно — удобная программа. Кто-то выбрал для себя Dance Machine, Music Maker, где кубиками составляешь, и получается трек! Я тоже в свое время попал под волну dance-машин, и в 16 лет сразу написал альбом. Ездил на «Европу плюс», отнес кассету, и они ничего не ответили. Я их не понял, но потом простил «смеется». Достаточно иметь компьютер. Желательно, чтобы он не тормозил.
Сейчас 99% делается на компьютере без каких-либо железных устройств.
На чем играть молодому ди-джею — без разницы. Что есть, на том и играйте. Играйте на Pioneer 900. Pioneer 2000 дороже, но незначительно. Я отношусь к тем, кто пользуется исключительно Pioneer’ом. Даже наушники у меня тоже от этой фирмы. Причем, мне их подарили сама фирма, за что ей спасибо.
А что скажете о программах?
Logic Audio – я пишу в нем. Есть еще Cubase, Ableton. Многие пишут на Fruity Loops.
На каком оборудовании работаете сейчас?
95% диджеев сейчас пользуется 2000-ми Pioneer’ами. Это некий стандарт. Что касается пульта – Pioneer 900 тоже используют многие. Может, не всем его ставят. Интересно, кстати, а Pioneer 100 в «Музторге» сейчас есть?
(как оказалось, в «Музторге» нашелся даже он - прим. ред.)
С кем бы Вы хотели поработать?
С Emma Hewitt, которая на данный момент занимает одно из лидирующих мест.
Какой у вас любимый диджей?
Долгое время эту позицию занимал Paul van Dyk. Сейчас такого значка нет.
За кого Вы голосовали на DJ MAG ? (ежегодная премия, вручаемая журналом DJ Magazine всемирно известным диджеям по результатам голосования фанатов — прим. ред.)
Я голосовал за себя и за 4-х русских парней. Вообще очень здорово, что наши российские артисты сделали так, что за них стали голосовать их же российские фанаты. Раньше такого не было. Был Володя Фонарев, был Грув. Они значили и значат многое для российской клубной культуры. Но, при этом, в России люди голосовали за Фонарева, а на DJ MAG'e за Tiesto. Сейчас ситуация изменилась. Сейчас люди голосуют и за российских артистов тоже. И это очень здорово!
В завершении Feel продемонстрировал в работе оборудование, предоставленное магазином «Музторг» и сыграл несколько песен с нового альбома.
Напоследок Feel сказал пару слов о своем новом альбоме:
Мой последний трек вышел на Армаде буквально несколько дней назад: DJ Feel feat. Aelyn — Your Love.
Альбом был готов еще в мае, но мы не стали его выпускать, потому что было лето. Сейчас осень, и надеюсь, что выпустим в октябре. Альбом будет на двух дисках. На одном — моя работа в виде клубной танцевальной музыки. На втором — те же самые песни, только сыгранные на рояле.
В довершение были фото- и автограф-сессии. Время пролетело незаметно, но мы надеемся, что уже в ближайшее время встретимся с DJ Feel снова — на мастер-классах, концертах и, конечно, в прямом эфире радио «Record»!
Не пропустите следующий мастер-класс в Музторге!
P. S. После мастер-класса, мы подошли к директору одной из крупнейших DJ-школ Санкт-Петербурга «Sound Lovers» (www.schooldj.ru) Илье Воробьеву, и задали ему несколько вопросов, озвученных на мастер-классе. Нам стало интересно, на чем же практически учат работать в ди-джейских школах.
Илья, мы говорили об оборудовании для начинающих ди-джеев. Какое оборудование есть у Вас в школе?
- Мы используем передовые марки оборудования, такие как Pioneer и Technics:
CD-проигрыватели СDJ -350, CDJ-800, пульты DJM-600, DJM-400, виниловые проигрыватели Technics 1210 mk2, наушникиTechnics 1210 RP DJ.
Для создания музыки мы используем мониторы KRK RP6-G2 , миди-клавиатуры M-Audio Axiom 25, Axiom 49, микрофоны SHURE PG288/PG58, звуковую карту E-Mu 1616.
Feel упомянул некоторые программы, на которых работает он. А каким программам обучаете вы?
У нас учат работать с мировыми программами, максимально удобными для создания любых стилей музыки и интуитивно понятными:
Для сведения треков: Traktor Pro 2 Native Instruments;
Для записи и редактирования миксов: Аdobe Аudition, Sony Sound Forge;
Для создания музыки: FL Studio, Ableton Live, Cubase, Wavelab, Sony Sound Forge, VST синтезаторы и эффекты (Massive и др.). Скоро запустим написание треков на Logic.
Елена Кяжева